МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Для очистки акватории бухты Нагаева нужна госпрограмма
Напомним, в августе прошлого года произошло загрязнение береговой полосы в бухте Нагаева?– разлив нефтепродуктов одного из залегающих на дне морских судов.
Тогда все службы сработали оперативно и хорошо, в короткие сроки все это «дело» устранили и с гордостью отчитались о проделанной работе. И вроде бы все ничего, проблема решена, да, оказывается, не до конца, ведь не стоит забывать, что на дне бухты хранится еще чуть более десятка затонувших кораблей. По разным данным, половина из них не «пустые», а содержат десятки тонн топлива.
На сегодняшний день наши «утопленники» находятся в удовлетворительном состоянии, но по мере их разрушения (а ведь среди них есть суда, которые были затоплены в начале прошлого века) все «дело» начнет поступать в воду, и тогда экологической катастрофы нам не избежать.
А кто будет убирать?
О данной проблеме местные власти, контролирующие органы и экологи говорят давно. Этот вопрос поднимался в разные годы и, не побоюсь громких слов, на всех уровнях.
Одно и из последних обсуждений?– ВЭФ в прошлом году, где губернатор региона Сергей Носов озвучил данную проблему, и мало того?– его поддержали руководители других субъектов, включая Якутию, где затопленные суда долгие годы «хранятся» на дне Лены. Получилось, что проблема знакома не понаслышке многим и является достаточно болезненной, а вот с путями ее решения дела обстоят несколько сложнее.
Дело все в том, что по некоторым данным, собственников эти подводные «руины» не имеют (ведь именно за их счет производились бы определенные мероприятия по их ликвидации)?– подводные лодки давно списаны, а владельцы других судов просто обанкротились. А раз хозяина нет, значит, и счета выставлять некому, и об этой ситуации должно побеспокоиться государство, а именно произвести работу за счет собственных средств. Но речь идет об огромных суммах, которых, как мы сами понимаем, в нашем регионе попросту нет.
По словам начальника отдела по надзору на море по Магаданской области Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Виктора ВАСИЛЬЕВА, в бухте Нагаева затоплено 13 единиц кораблей, из них 2-3 подводных лодки, принадлежащих в далекие 90-е министерству обороны.
«Эти данные мы получили от одного из капитанов порта, его слова подтверждены документально,?– поясняет Виктор Васильев.?– Чтобы понять состояние данных судов, нужно провести водолазное обследование, но для этого нужна госпрограмма с соответствующим финансированием.
В прошлые годы наша организация не раз по бухте Нагаева предоставляла необходимые документы в министерство природных ресурсов и экологии под формирование различных соответствующих программ, но пока безрезультатно, все упирается в финансирование».
Помимо того, что нужно провести водолазное обследование с детализацией каждого затонувшего судна, также необходимо продумать их поднятие на сушу. Но и здесь возникает проблема, все суда содержат неизвлекаемые остатки ГСМ, которые при любых операциях по подъему могут нам устроить локальную экологическую катастрофу.
Как пояснил «ВМ» природоохранный прокурор Магаданской области Станислав ПРУЦКОВ, на сегодняшний день нет четкого понимания того, какой объем затонувших судов находится в бухте Нагаева. Есть примерные расчеты, но точное количество неизвестно.
«Для того, чтобы понять, что это за суда, их количество и кто их хозяин, необходимо провести обследование бухты, привлекая специализированную технику, специально обученных людей и, соответственно, это должно осуществляться в рамках бюджетного финансирования,?– поясняет Станислав Пруцков.?– Если собственник будет установлен, то поднятие и утилизация судна ляжет на него. Если же нет, то на плечи государства. В законе есть такое понятие, когда имущество является бесхозяйным, тогда требования предъявляются либо к органам местного самоуправления, либо к органам государственной власти (субъекта либо государства).
В прошлом году произошла течь нефтепродуктов из грузового судна «Профессор Моисеев», в результате чего мы получили загрязнение береговой линии бухты Нагаева. Ранее подобная течь у указанного судна была в 2015 и в 2006 году.
Также мы выяснили, что у «Профессора Моисеева» был хозяин, но потом состоялось решение суда, согласно которому это судно было конфисковано из ООО «Новая форма» и перестало ему принадлежать. Ситуация на сегодняшний день по данному судну находится под контролем областной прокуратуры и транспортного прокурора».
Напомним, что ранее существовала государственная программа природных ресурсов и экологии на 2014-2020 годы, подпрограммой которой являлись безопасность и охрана окружающей среды. В 2016 году она предусматривала бюджетное финансирование мероприятий по очистке акватория бухты Нагаева от засорения морских вод от затонувших судов за счет областного и федерального бюджета.
Между тем, согласно информации природных ресурсов от 24 августа 2018 года, в связи с отсутствием в 2016 году софинансирования средств из федерального бюджета мероприятия по очистке бухты Нагаева из государственной программы исключены.
На сегодняшний день меры по включению бухты Нагаева в госпрограмму принимаются более активно, поскольку были случаи разлива топлива.
Как нам сообщили в министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области, эта проблема является острой и находится на особом контроле.
«Когда мы разрабатывали программу для нацпроекта, мы хотели в нее включить данный объект, но нам ответили, что для того, чтобы поднять эти корабли, необходимо включить этот объект в перечень объектов (государственный реестр) накопленного вреда окружающей среды. Но для того, чтобы его туда включить, нужно провести их обследования, в итоге получается замкнутый круг…
Тогда мы пошли другим путем?– сейчас формируется национальная программа развития Дальнего Востока, мы планируем в нее включить обследование и подъем судов. Сейчас сама программа находится в стадии формирования, и мы надеемся, что наша бухта сможет в нее попасть»,?– сообщил собеседник издания.