Обеспечение устойчивого функционирования подвижной радиотелефонной связи в удаленных поселках и на автомобильных дорогах Магаданской области обсудили в правительстве региона на совещании с участием министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Констанина Носкова.
В то время как в областном центре и вблизи него появляются новые онлайн-сервисы, в отдаленных поселках Колымы нет зачастую даже сотовой связи, а на трассе в случае аварии нельзя вызвать помощь.
В то же время в рамках национального проекта «Цифровая экономика» до 2021 года все дороги России должны быть обеспечены радиотелефонной связью. В Магаданской области эта программа пока не движется, за небольшим исключением: на особо опасных участках колымских дорог в прошлом году установили десять пикетов аварийной связи за счет областного бюджета.
Как доложил на совещании руководитель департамента информационных технологий и связи правительства Магаданской области Дмитрий Мироненко, проблема обеспечения доступом в интернет в регионе стоит остро с момента его появления на территории – то есть с 1997 года. Сейчас на Колыме 60 населенных пунктов из 74 остаются без широкополосного доступа и 45 – не имеют возможности передачи данных по стандартам «3G», что делает невозможным для населения пользоваться государственными и муниципальными электронными услугами.
В шести отдаленных населенных пунктах – Ямске, Верхнем Парене, Гарманде, Гижиге, Чайбухе, Тополовке – вообще есть только таксофон, там возможна лишь спутниковая связь и сотовые операторы не будут там строить станции ввиду экономической нецелесообразности. Этот фактор вообще пресекает все попытки улучшения качества связи. В целом в регионе все услуги сотовой связи, по утверждению сотовых компаний, находятся на грани окупаемости.
В 2016 году волоконно –оптическая линия связи дошла до Магадана, Сокола. Уптара Палатки, Стекольного, Хасына и Олы, качество связи там стало нормальным. Однако жители городских округов Колымы справедливо жалуются на плохую связь. Зачастую на телефоне горит отметка «3G», а передачи данных нет, критики это не выдерживает.
Рано или поздно придется переходить со спутника на ВОЛС, для этого операторам нужно работать сообща. Они не могут самостоятельно окупить расходы на обеспечение сигнала в маленьких населенных пунктах. На сегодняшний момент размещение объектов связи на площадках «Ростелекома» для них дорого, компания не учитывает особенности региона и ценовую способность самого субъекта.
Дмитрий МироненкоРуководитель департамента информационных технологий и связи правительства Магаданской области
«Фактически на 77 процентах федеральных и 66 процентах межмуниципальных дорог в настоящий момент вообще нет мобильной никакой связи, и в случае аварии нельзя даже вызвать помощь. Как следствие, в прошлом году смертность на колымских дорогах составила 24,73 случая на тысячу человек, это в два больше, чем в среднем по стране, и 3-9 выше, чем в Европе. Это объясняется как климатом, пылью, экстремально низкими температурами, так и низкой загруженностью дорог: в случае беды помощи зачастую ждать неоткуда, и позвонить нельзя, - рассказал Дмитрий Мироненко. - Распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2012 года «Об устойчивом функционировании подвижной радиотелефонной связи на магистральных автомобильных дорогах федерального значения» гласит, что до 2021 года все трассы страны должны быть ею обеспечены. Однако на Колыме она есть только около населенных пунктов.Правительство Магаданской области предлагает включить в национальный проект «Цифровая экономика» пункт об обеспечении до 2024 года всех транспортных объектов на Дальнем Востоке возможностью беспроводной связи, а также федеральных, региональных и межмуниципальных дорог».
На оснащение одного пункта связи на колымской трассе нужно около 8 млн рублей, а всего их надо 70. За счет областного бюджета в прошлом году было установлено десять фемтосот на особо опасных участках дорог. В этой работе у оператора возникли административные сложности: так, их надо регистрировать как отдельные базовые станции, потому что они автономны, получение разрешений на частоты занимает 6-8 месяцев.
В связи с этим магаданские связисты просят министра посодействовать в сокращении сроков для этих пунктов и снижении платы за использование частот в удаленных и малочисленных поселках в ДФО.
На совещании обсудили, можно ли при строительстве дорог в смету изначально вкладывать каналы связи. Как пояснил руководитель филиала Упрдор «Колыма» Сергей Кривошеин, в рамках текущего или капитального ремонта это невозможно, должна быть полная реконструкция, или же нужно разрабатывать отдельную целевую программу.
Исполняющий обязанности главы региона Сергей Носов поручил включить в решение по итогам совещания поручение разобраться, что происходит с проектированием и финансированием дорог, чтобы проекты на реконструкцию и строительство дорог отвечали нормативам, принятым в Российской Федерации.
«Если говорить о ФАД «Колыма», то это насыпная или грунтовая дорога, и вряд ли ее можно реконструировать в асфальтовую. Надо строить заново. Но в целях безопасности было бы целесообразно сразу предусматривать обеспечение связью. Нужно, чтоб и «медицина катастроф» могла свободно работать, иначе никакой это не проект реконструкции. Мы обязаны довести состояние федеральной автодороги до нормативных требований. Без связи на дороге в наших условиях ездить невозможно», - подчеркнул он.
Операторы все как один говорят о высокой стоимости затрат на спутниковую связь и обеспечение ею отдаленных поселков.
Директор Магаданского регионального отделения ДВФ ПАО «Мегафон» Наталья Стрельникова пояснила, что с приходом ВОЛС в регионе появились новые стандарты сотовой связи, но эта активность пока относится к Магадану и близлежащим поселкам. В остальных с численностью 50-400 человек затраты на аренду спутника не окупаются. Объем канала, который готовы предоставить провайдеры, не позволяет удовлетворить потребности населения в скоростном интернете и цифровых услугах. За размещение одной базовой станции «Ростелеком» берет около 100 тысяч рублей и эта цена каждый год индексируется, так что операторы ищут другие места, которые не всегда обеспечивают оптимальное покрытие.
С приходом оптоволокна от «Колымского экспресса» и «Маглана» в Сусуманском и Тенькинском округах появляются новые возможности. Однако в целом мобильная связь в районах, которые покрываются спутниковым сигналом, возможна только на условиях государственно-частного партнерства со включением сотовой связи в малочисленных населенных пунктах в число универсальных услуг. То же можно сказать и об обеспечении связью автомобильных дорог.
В рамках социальных проектов «Мегафон» запустил на трассе пять базовых станций. на них не получить ни финансирования, ни оборудования, тем не менее, компания надеется до конца года завершить работы.
«Вместе мы можем создать базис для цифровой экономики в регионе, но все операторы должны работать вместе и понимать, какие у них могут быть льготы по работе спутников и их аренды в удаленных населенных пунктах», - считает Наталья Стрельникова.
Представители МТС добавили, что стоимость радиочастот превышает 200 тысяч рублей, и это делает невозможным покрытие территории.
Константин Носков призвал проявить социальную активность и выработать меры по снижению цен на точечные проекты в удаленных населенных пунктах.
Сергей Носовврио губернатора Магаданской области
«Указ Президента – это не имиджевый проект, это развитие инфраструктуры Российской Федерации во всех ее проявлениях, это затратные вещи, но они имеют долгосрочную экономическую перспективу. Я согласен, для поиска решения сегодня нужно объединение усилий всех ветвей власти, частного бизнеса и государственный компаний. Хотелось бы, чтобы естественные монополии не приобретали неестественные формы, мешающие развитию общества и государства», - подчеркнул Сергей Носов. Министр цифрового развития пообещал проанализировать сроки и стоимость лицензии для пикетов связи и разобраться с дискриминационным принципом ценообразования для спутниковых каналов. Кроме того, он обратился к представителям «Ростелекома» с предложением проявить социальную сознательность.
«Давайте обеспечим интернет и сотовую связь людям, проживающим в отдаленным местностях. Надо проработать вопрос снижения цены аренды канала под точечные проекты», - сказал он.
Замдиректора макрорегионального филиала «Дальний Восток» ПАО «Ростелеком» Александр Белейчев подтвердил готовность объединения усилий.