МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Здесь же прошла первая демонстрация на единственной маленькой улице - Октябрьской, которая существует в Магадане по сей день.
Восточно-Эвенская (Нагаевская) культурная база была первым постоянным поселением на берегу бухты Нагаева - прямым предшественником Магадана. Местные историки и краеведы до сих пор спорят, с какого момента начинать отсчет истории города: с образования культбазы или с присвоения ему этого статуса в 1939 году.
Культбаза была задумана как комплексное учреждение, центр приобщения кочевых и оседлых эвенов Охотского побережья к культуре и образованию. В Государственном архиве Магаданской области хранится уникальный документ, составленный по инициативе заведующего культбазой бывшего участника Гражданской войны и красного партизана Ивана Андреевича Яхонтова, прибывшего со строителями на зафрахтованном пароходе «Генри Ревиер».
Этот акт о выборе места и начале строительства явился отправной точкой для всего последующего существования и деятельности культбазы. В ее состав входили здания школы, интерната, больницы, ветеринарного пункта и несколько домиков для сотрудников. В разобранном виде эти строения были привезены на пароходе «Генри Ревиер».
Строители торопились со сборкой, и ко времени сооружения практически всех помещений 15 сентября 1929 года в бухту Нагаева пришел зафрахтованный пароход «Фэй-ху» («Летучий тигр»), доставивший весь основной состав сотрудников культбазы.
Среди них были заместитель заведующего культбазой Николай Владимирович Тупицын, заведующий больницей Виктор Александрович Лупандин, заведующий школой Иван Алексеевич Ваганов, учительница Матрена Григорьевна Яхонтова, фельдшер Семен Лаврович Сафонов, фельдшер-акушерка Виктория Александровна Кузнецова, ветврач Араний Владимирович Грачев, зоотехник Константин Иванович Кожухов и мастер-механик Николай Николаевич Вериго.
В 1930 году на культбазе работали М. Г. Левин, впоследствии известный антрополог и этнограф, и его однофамилец В. И. Левин, лингвист. Они организовали передвижной отряд для этнографо-лингвистического изучения эвенов и одновременно для проведения среди них культурно-просветительской работы.
Как писал в своих воспоминаниях Н. В. Тупицын, Нагаевская культбаза не успела полностью выполнить своего предназначения из-за открытия перспективного золотоносного района Среднекана и последовавшего за этим буквально экономического взрыва. В октябре 1929 года база приютила участников Первой Колымской геологоразведочной экспедиции во главе с Ю. А. Билибиным, ожидавших прибытия последнего в этом сезоне парохода.
А с началом навигации 1930 года в бухту Нагаева хлынули новые экспедиции и организации. Вокруг базы возникли палаточные городки, из которых начал складываться поселок На-гаево. В начале 1931 года в нем проживали 500 человек, в том числе 60 детей. После организации Охотско-Эвенского национального округа он стал окружным центром.
Теперь культбаза обслуживала больше организации поселка, а не коренное население. Поэтому ее существование посчитали нецелесообразным, и 9 июля 1931 года было принято решение о ее расформировании.