В магаданском морском порту будут тщательно досматриваться автотранспортные средства, прибывающие к нам из-за границы.


Вырастет ли цена на иномарки? Во что обойдется предпринимателям японский жук и белая бабочка.

На прошлой неделе руководство колымского Россельхознадзра обнародовало информацию о том, что с 15 июля в магаданском морском порту будут тщательно досматриваться автотранспортные средства, прибывающие к нам из-за границы.

По заверениям государственных контролеров, сама процедура не займет много времени: инспекторы ограничатся визуальным осмотром салона, багажника, двигателя. Мера эта обусловлена, во-первых, требованиями современного законодательства, и, по мнению специалистов-фитосанитаров, самой жизнью.

Что будут искать сотрудники надзорного ведомства в «Тойотах» и «Ниссанах»? Во что обойдется предпринимателям этот досмотр? Насколько серьезны их опасения? Мы адресовали эти вопросы Руководителю Управления Россельхознадзора по Магаданской области Сергею Синопальникову.

- Сергей Михайлович, чем вызвана такая радикальная мера? Зачем вообще осматривать, по сути, пустые автомобили?

- Большое заблуждение думать, что подержанные иномарки приходят к нам пустыми, стерильными. Спросите любого автомеханика, который занимается ремонтом авто или установкой сигнализации, какие «подарки» находят они не только за панелями, но и под ковриками. От мелкой мушки до крабов! Не говоря уже о комках грязи, земли, соломы на колесах и на ходовой части.

Все это - прекрасный перевозчик для карантинных объектов. Сложно представить более удачное место для миграции насекомых, чем это. А в прошлый четверг за решеткой радиатора пришедшего с партией автомобилей в морской порт «Судзуки Джимни» Уайд» мы обнаружили птичье гнездо диаметром 20 сантиметров, свитое из соломы, с землей и с целыми яйцами в нем. Сейчас мы изучаем его, проверяем на наличие вируса гриппа птиц.

- Какие именно автомобили будете досматривать?

- Бывшие в эксплуатации легковые автомашины, специальную и тяжелую технику, например, землеройную. Полный перечень опубликован на нашем ведомственном сайте www.magrsn.ru. Отмечу особо, что досмотр мы проводили всегда. Возможно, не так пристально приглядывались к деталям, как это будет отныне, но «мигрантов» в виде земляной осы, жуков и прочих нежелательных для нашей территории гостей мы находим постоянно.

- Тогда почему эта тему вновь всколыхнули именно сейчас?

- Дело в том, что с 15 июля вступает в силу новый Перечень продукции, подлежащий государственному фитосанитарному контролю.

В нем – и в этом оправданная новизна – досмотр автотранспортных средств, бывших в эксплуатации, впервые прописан отдельной строкой. Чем это вызвано? Еще год назад на Государственной пограничной комиссии шла речь о том, что Перечень требует корректировки.

Например, из него изъяты такие позиции, как мука тонкого и грубого помола из мяса, рыбы, природные пески, щебень, гравий, галька - в этих группах товаров карантинные объекты практически не находили. А вот что касается подержанного автотранспорта, здесь цифры иллюстрируют обратный процесс: двухлетний мониторинг показал, что при досмотре выявлено 4290 единиц техники, ставшей переносчиком биоматериалов, почвы, живых и мертвых насекомых. А среди них и опаснейшие карантинные объекты – японский жук, непарный шелкопряд, американская белая бабочка.

- То есть у нас в стране этих насекомых нет?

- К счастью! Эти насекомые отнесены к карантинным объектами в большинстве стран. Каждое из них вредит экономике по-своему, но ущерб даже от одного, например, от японского жука, в США ежегодно исчисляется десятками миллионов долларов. Это очень вредоносный жук, который не просто питается всеми частями растения, включая корни, стебли, листья, цветки, завязи, плоды, но он еще и мало избирателен, всеяден.

В его «меню» более 300 видов растений. Например, попади он к нам, угроза нависнет над голубикой, брусникой, малиной, смородиной, березой, клевером, – словом, практически надо всей нашей колымской флорой. И если, например, с саранчой способны бороться скворцы, то у японского жука естественных врагов в природе не существует.

Только химические препараты, инсектициды. Причем, в разные периоды развития растения используются разные препараты и для борьбы с жуком. А это – дополнительные расходы. Что касается упомянутой американской белой бабочки, то вот совсем недавний пример ее активности.

На складе временного хранения в Находке наши коллеги производили оформление подержанных автомобилей и обнаружили гусениц американской белой бабочки, расползшихся по стволам деревьев, заборам и строениям прилегающей территории. Для ликвидации последствий пришлось проводить химическую обработку всей территории, а также спиливать и сжигать пораженные деревья.

Представьте, какой вред нанесло даже такое, локальное распространение, и сколько денег было потрачено на его ликвидацию.

- Какова вероятность того, что тот же японский жук выживет при «переезде», найдет здесь себе пару и перезимует у нас, не погибнув от мороза?

- Это вопрос, скорее, к ученым. Они как раз считают, что вероятность мала. Да, существует такое понятие, как лимитирующий фактор акклиматизации, то есть широта, ниже которой данный вид просто не может существовать. Но согласимся, что климат меняется.

Меняются и сами насекомые. Иначе как бы они распространились по всей планете, если бы не умели приспосабливаться к новым условиям? Что же до японского жука, то он очень толерантен к изменениям географии и климата. И есть еще одна отличительная черта - самки и самцы находят друг друга по запаху феромонов на расстоянии десятков километров.

Вы сами знаете, что этим летом на Колыме зафиксирован энцефалитный клещ – редчайшее событие. Но знаковое. И дело государства – не игнорировать эти знаки, а правильно на них реагировать. Что, собственно, и делают цивилизованные государства, защищая свои границы от экспансии вирусов, инфекций и карантинных объектов.

- Каким образом отразится новый вид контроля на цене автомобилей? - Никаким. Контрольно-надзорные мероприятия организует государство. Так же, как и не идет речь о временных задержках при досмотре. Главное, что нужно сделать участникам внешнеэкономической деятельности: раз в году оформить карантинное разрешение на ввоз иномарок.

Подчеркиваю: раз в году! Эта процедура оформления займет не более дня-двух.

И второе: сообщить при прибытии в магаданский порт судна с автомобилями. Наши специалисты укладываются во временные рамки работы магаданских таможенников. То есть задержек и быть не может. Конечно, другое дело, что в целом тема иномарок искушает многих. Неиссякаемый источник для критики, спекуляций.

При этом на второй план уводятся вопросы нашей безопасности, нашей экономической устойчивости. А ведь, по сути, именно на эти цели и направлено данное, конкретное решение правительства.

- А если все-таки автомобиль окажется зараженным?

- Для этого разработан особый порядок.

Участник ВЭД, предприниматель, обязан по закону провести обеззараживание автомобиля в случае обнаружения в нем карантинного объекта. Он привез сюда этот автомобиль, заключив договор с государством на эту деятельность, а значит, он несет ответственность за качество и безопасность ввозимого товара. Это определено законом.

- Напомните, когда начинает работать новый Перечень?

- С 15 июля текущего года. Причем, эта дата отгрузки, а не поступления товара, груза. Сергей Новиков








Колымские колонки