Павел Колегов, младший научный сотрудник СВКНИИ ДВО РАН: Это вечная мерзлота. Сезонно-талый слой, который вот сейчас весна, он активизировался. И постоянные его расширения и сжатия, он способствует смещению почвенного слоя вниз по склону.
На самый быстрый процесс уничтожения берега начнется уже в мая, когда ледовое поле прекратит свое существование. Несколько лет назад в Магадане даже объявляли режим ЧС из-за того, что с одной стороны дожди, а с другой море разрушило часть дороги ведущий в морской торговый порт – главные ворота города. В итоге дорогу восстановили, а на берегу построили специальное ограждение. Берег на этой стороне бухты Нагаева теперь хорошо укреплен. Его удерживает стена из сульфатопрочного бетона. Ей не страшны перепады температур, ветра и морская вода. Здесь же уложено около сотни кубометров грунта. Однако же, если конкретно это место теперь в безопасности, то другая часть берега оказалась под еще большей угрозой разрушения, чем прежде. Единственная естественная защита – это пляж, говорят ученые. Но он из-за установленной стены больше не образуется, а, наоборот, тает на глазах.
Владимир Смирнов, главный научный сотрудник СВКНИИ ДВО РАН: Эта стена не гасит волны. Она еще больше их разгоняет. Идут под косым углом эти волны. Они не разбиваются, не теряют энергию. А здесь же отскакивают такие же энергичные и по всему берегу происходит быстрее вынос этого обломочного материала. И пляж исчезает. И если так дело пойдет, значит весь пляж, который мы там имеем, потихоньку весь утечет в море.
Все это нужно учитывать при дальнейшем строительстве в этом районе. Стены и сваи, говорят ученые, остановить морскую стихию не могут. С 1939 года море продвинулось вглубь Магадана на 56 метров, в последнее время оно забирает по полметра в год.
Комментарии