Не стоит выяснять на дороге, кто в долю секунды оказался главнее...


3 июля 1936 года Совет Народных Комиссаров СССР постановлением № 1182 утвердил положение о Государственной автомобильной инспекции. И сегодня сотрудники ГАИ отмечают уже 74-ю годовщину образования Госавтоинспекции. ГАИ-ГИБДД.

В настоящее время эта аббревиатура означает не только новое название службы, но и новое содержание ее деятельности, которое можно выразить двумя емкими словами - доверие и безопасность. Они стали девизом тех коренных преобразований, конечным результатом которых будет создание службы, чьи сотрудники окажутся способными реально обеспечивать защиту прав и законных интересов всех участников дорожного движения как в целом по России, так и на территории области. Какие изменения происходят в связи с реформированием ГАИ? Когда станет спокойно на наших дорогах? На эти и другие вопросы накануне праздника ответил начальник ГИБДД УВД по Магаданской области подполковник милиции Юрий Борисович САВЕЙКИН.

- Российские дороги с каждым годом становятся все безопаснее. Число ДТП, а также погибших и пострадавших в них людей неуклонно снижается. Так, в 2009 году на дорогах России совершено 203603 ДТП, при которых 26084 человека погибли и 257034 получили ранения различной степени тяжести. Если брать в целом по России, количество ДТП с пострадавшими уменьшилось на 6,7 %, число погибших сократилось на 12,9 %, а раненых - на 5,1 %. Но и это шокирующие цифры.

- А какова обстановка в нашем регионе?

- Удалось добиться хороших результатов в борьбе с дорожной аварийностью и на территории Магаданской области. Решение этой проблемы отнесено к приоритетам государственной политики, а принимаемые на региональном и федеральном уровнях меры являются стратегией государства по наведению порядка на дорогах страны. Достичь перелома удалось благодаря совместной работе с органами власти, взаимодействию со СМИ по пропаганде культуры поведения на дорогах, а также ужесточению административной и уголовной ответственности за нарушения ПДД. В 2009 году на дорогах области совершено 331 дорожно-транспортное происшествие, 36 человек погибло и 486 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом 2008-го количество происшествий сократилось на 14,5 %, число погибших в ДТП людей - на 26,5 %, число раненых уменьшилось на 22 %.

В то же время на дорогах области на 14 увеличилось количество ДТП с участием пешеходов (99 против 82). И сегодня серьезно следует говорить о культуре и взаимопонимании между водителями и пешеходами. Не стоит выяснять на дороге, кто в долю секунды оказался главнее, ведь подобные инциденты зачастую приводят к авариям и трагическим последствиям. Надо уважительнее и терпимее относиться друг к другу на дороге. Каждый третий пострадавший в ДТП - это пешеход. Дисциплина оставляет желать лучшего, и более половины автоаварий случается по вине людей.

- Что происходит с юными участниками дорожного движения?

- Несмотря на общее снижение количества ДТП и усиленную работу по профилактике детского дорожного травматизма, в 2009 году на территории Магаданской области увеличилось число ДТП с участием несовершеннолетних, а также погибших и раненых в них детей. Если сравнивать с 2008-м, мы наблюдаем значительное увеличение числа таких аварий, и их уровень остается по-прежнему недопустимо высоким. На дорогах области зафиксировано 35 ДТП с участием детей и подростков - 3 несовершеннолетних погибли и 37 получили ранения.

Чаще всего дети гибнут на дорогах по вине взрослых. Из-за нарушений Правил дорожного движения, допущенных водителями, произошло 21 ДТП, 2 ребенка погибло и 21 ранен. При этом в 5 ДТП водители находились в нетрезвом состоянии. Хочу отметить, что зачастую к трагедиям приводит безответственное поведение родителей, которые пренебрегают жизнью и здоровьем своих детей, перевозят их без специальных удерживающих устройств, садятся за руль в нетрезвом состоянии, превышают скорость движения и даже выезжают на полосу проезжей части, предназначенную для встречного движения. Число аварий из-за невнимательности самих подростков сократилось, что объясняется комплексом мер по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Во всех учебных заведениях с младшими школьниками сотрудники ГИБДД проводят беседы по закреплению навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, семинары со всеми категориями педагогических работников, в том числе с классными руководителями, по методике обучения учащихся Правилам дорожного движения, о формах внеклассной работы по профилактике дорожного травматизма, организации учебы членов школьных объединений «Юный инспектор движения».

- Юрий Борисович, что помогает вам снизить уровень аварийности?

- Впервые за последние десятилетия нам удалось добиться реального снижения не только числа ДТП, но и погибших и раненых в них людей. Причем это не случайное стечение обстоятельств, а результат грамотных, продуманных комплексных мер, которые принимаются в рамках реализации как федеральной, так и областной, городской и муниципальных целевых программ «Повышение безопасности дорожного движения». Главная цель, поставленная перед нами, - снижение числа погибших в 1,5 раза по сравнению с 2004 годом, который выбран для программы базовым. И если раньше это казалось практически нереальным, то сейчас мы видим, что движемся в верном направлении и ожидаемого результата добьемся.

Так, в 2009 году в рамках реализации областной программы «Повышение безопасности дорожного движения на территории Магаданской области в 2007 - 2012 гг.» вместе с Департаментом образования администрации Магаданской области среди учащихся общеобразовательных учреждений проведен конкурс-фестиваль юных велосипедистов «Безопасное колесо-2009», команда-победитель которого участвовала во Всероссийском слете юных инспекторов движения, проходившем в Перми. А недавно команда школы № 4 вернулась из Кемерово, где успешно выступила на конкурсе «Безопасное колесо-2010».
Несмотря на сложную экономическую обстановку, сложившуюся на территории Российской Федерации, финансирование областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на территории Магаданской области в 2007 - 2012 гг.» уменьшено не было. Только в минувшем году приобретено 3 комплекта алкотестеров, компьютерная техника, 8 оснащенных патрульных автомобилей. На базе средней школы № 4 оборудован и укомплектован кабинет по безопасности дорожного движения. Для изучения Правил дорожного движения в дошкольных учреждениях приобретены настольные игры. Всего в 2009 году освоено 7 млн. 45 тыс. 578 рублей.

- Магадан в час пик задыхается от автомобилей, стали привычными пробки. Можно ли это исправить в нашем небольшом городе?

- Для эффективной организации системы движения транспорта и пешеходов отдел ГИБДД согласовал 3 проекта организации движения. В Магадане установлено 5 новых светофорных объектов, введена в эксплуатацию кольцевая развязка по Набережной реки Магаданки. На перекрестке улиц Нагаевской - Полярной установлены дополнительные дорожные знаки «Внимание: дети!».

- Как вы оцениваете водительскую дисциплину?

- Несмотря на стабильно сложившуюся дорожную обстановку в Магаданской области, количество нарушений Правил дорожного движения не уменьшается. В 2009 году сотрудники ГИБДД выявили более 68 тысяч административных правонарушений, из которых 66425 - в отношении водителей транспортных средств, 1962 - пешеходов. Выявлено 1918 водителей, севших за руль в состоянии опьянения либо отказавшихся от медицинского освидетельствования. Работниками судебных органов 960 водителей лишены права управления и 875 подвергнуты административному аресту.

Сегодня уровень аварийности во многом определяется транспортной дисциплиной водителей и техническим состоянием автомобилей и автодорог. Между тем большая часть дорожных происшествий происходит из-за сознательного невыполнения требований безопасности участниками дорожного движения. Нарушения приобрели массовый характер. Так, в 2010 году основные причины совершения дорожно-транспортных происшествий в Магаданской области, в которых пострадали люди, - вождение автомобиля, не имея права на управление (15 ДТП против 7 в 2009-м), нарушение правил проезда пешеходного перехода (15 против , нарушение ПДД пешеходами (20 ДТП против 12), технические неисправности (4 ДТП против 1).

Однако одними карательными санкциями и ужесточением наказания проблему безопасности на дорогах не решить. В первую очередь необходимо работать с правосознанием водителей, сделать так, чтобы человек понимал, к каким печальным последствиям может привести его беспечность, осознал, что, садясь за руль автомобиля, он отвечает не только за себя, но и за окружающих людей, за их здоровье и жизнь.

Мы предпринимаем ряд мер. Так, например, делаем большую ставку на соответствующую социальную рекламу. При поддержке ГАИ России уже изготовлено несколько видеороликов, которые наглядно показывают зрителям, к каким трагическим последствиям приводят нарушения ПДД. Многие говорят, что они достаточно жесткие, но, может, хоть так мы достучимся до водителей, и как результат - сохраним человеческие жизни.
Мы не должны останавливаться на достигнутом, поэтому будем активно работать над профилактикой аварийности. Ведь сегодня у нас уровень риска погибнуть на дороге один из самых высоких в мире. Из-за преступной халатности и пренебрежения Правилами дорожного движения в прошлом году наша территория потеряла 36 человеческих жизней. Мы должны сделать выводы на перспективу, наметить пути, по которым пойдем, и способы улучшения положения на дорогах области.

- Юрий Борисович, старейшая областная газета «Магаданская правда», которая на год старше вашей службы и будет отмечать 75-летие 23 июля, поздравляет личный состав Госавтоинспекции с праздником! Все это время на ее страницах пишется летопись этого милицейского подразделения. Мы рады нашему многолетнему творческому союзу.

- Спасибо. Накануне нашего профессионального праздника поздравляю и весь личный состав Госавтоинспекции, и всех участников дорожного движения! Желаю здоровья, семейного благополучия и только зеленого света на перекрестках судьбы.

И отдельные слова поздравления с солидным юбилеем коллективу «Магаданской правды». Мы делаем общее дело - прививаем культуру вождения, пропагандируем безопасность на дороге, воспитываем водителей и пешеходов быть взаимно вежливыми. Словом, мы бережем наших сограждан. И это главное. Мы уделяем особое внимание пропаганде безопасности дорожного движения. Огромный вклад в уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них людях внесли представители средств массовой информации. Но более системно и целенаправленно это делает «Магаданская правда», на страницах которой уже 14 лет регулярно выходит ежемесячная страница для автолюбителей «Поехали!». 11 июня вышел в свет уже 187-й ее выпуск! Ни один регион России не может похвастаться такой стабильностью, а мы гордимся нашим с вами сотрудничеством. Выражаем огромную благодарность за ту помощь, которую вы оказываете в борьбе с аварийностью, пропагандируя безопасность на дорогах.

Александр МУРЛИН.








Колымские колонки