1 января, сотрудники ГАИ УВД по Магаданской области не только встретили Новый год, но и отпраздновали 73-ю годовщину своей службы. В конце декабря 1936 года Э. П. Берзин подписал приказ № 0036 об образовании с 1 января 1937 года в составе Управления рабоче-крестьянской милиции УНКВД по Дальстрою местной Государственной автомобильной инспекции.
Если вернуться к истории, то она свидетельствует о том, что безопасность дорожного движения на Колыме, как и во всей стране, начали контролировать легендарные ОРУДы, ставшие одним из любимых персонажей произведений искусства 30-х годов прошлого века. Более 70 лет назад они вошли в состав Государственной автомобильной инспекции, которая сегодня превратилась в мощную структуру, именуемую ГАИ-ГИБДД. «Государственная автомобильная инспекция УНКВД по Дальстрою, - как гласит приказ, - имеет своей задачей борьбу с авариями и хищническим использованием транспорта, установление по согласованию с ПФС дирекции технических норм и измерителей по эксплуатации автотракторного парка, наблюдение за подготовкой и воспитанием водительских кадров по Дальстрою».
Какие задачи стоят перед службой? Какие изменения произошли в связи с реформированием ГАИ? Когда, наконец, будет спокойно на наших дорогах? На эти и другие вопросы накануне праздника ответил врио начальника отдела ГИБДД УВД по Магаданской области подполковник милиции Юрий Борисович Савейкин.
- ГАИ-ГИБДД. Эта аббревиатура обозначает не только новое название службы, но и новое ее содержание, которое можно выразить двумя емкими словами - доверие и безопасность. Они стали девизом тех коренных преобразований, конечным результатом которых будет создание службы, чьи сотрудники способны реально обеспечивать защиту прав и законных интересов всех участников дорожного движения.
- О реформировании Госавтоинспекции говорят довольно много, а в жизни службы произошли серьезные изменения. Что, на ваш взгляд, составляет опору для ее потенциала и успешной работы?
- Формирование государственной политики и выработка мер по ее реализации - приоритетные задачи в сфере управления. В отношении Госавтоинспекции по Магаданской области это развитие, бесспорно, будет определяться реализацией задач, поставленных Госсоветом РФ. Уверен, что будущее службы - в системном подходе, позволяющем объединить усилия государства и общества в решении важнейшей проблемы современности.
- Юрий Борисович, идет четвертый год реализации федеральной целевой программы. О каких результатах можно говорить уже сейчас?
- Начнем с главного. Сохранение человеческих жизней - то, для чего мы работали все эти годы и работаем сейчас. С удовлетворением можно сказать, что к концу 2009 года, несмотря на значительное увеличение автотранспорта, наметилась четкая тенденция к снижению основных показателей аварийности и главное - снижение числа погибших в ДТП. Только за 2009 год по сравнению с 2008-м на колымских дорогах погибло на 7 человек меньше, а за время действия программы уже удалось сохранить более 30 жизней.
- Оказался ли эффективным новый законодательный штрафной пресс, за который выступали и сами водители, действующий с
1 января 2008 года? Приструнил ли он наших нарушителей?
- Бесспорно, я был уверен в этом еще год назад. В большинстве стран с высоким уровнем автомобилизации штрафы за нарушения, сопряженные с угрозой жизни и здоровью не только нарушителя, но и окружающих его людей, очень большие. Суд за выезд на встречную полосу, езду в нетрезвом состоянии или превышение скорости может опустошить банковский счет нарушителя или, более того, отправить его в тюрьму.
У нас же до 1 января 2008-го действовали штрафы в 50 и 100 рублей. Разве они способны сыграть какую-то воспитательную роль? Ужесточение штрафных санкций неизбежно привело к ощутимому улучшению ситуации на дорогах. Удалось даже решить проблему их взыскания. Итог - работа подразделений Госавтоинспекции по применению ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа). В минувшем году по этой статье привлечено к ответственности более 250 водителей.
Для повышения эффективности реализации полномочий по применению мер административного принуждения в обеспечении безопасности дорожного движения к концу минувшего года ГИБДД возбудила 65564 дела об административных правонарушениях, из которых 63566 - в отношении водителей транспортных средств, 1768 - пешеходов.
- Проблема безопасности дорожного движения актуальна для большинства стран, но особенно остро стоит в России. В чем причина?
- Сегодня уровень аварийности во многом определяется транспортной дисциплиной водителей и техническим состоянием автомобилей физических лиц. Между тем большая часть ДТП происходит из-за сознательного невыполнения требований безопасности участниками движения. Нарушения приобрели массовый характер. Конечно, есть и другие причины. Основной среди них я назвал бы увеличивающуюся диспропорцию между темпами прироста автопарка и протяженностью улично-дорожной сети.
- Но всегда главный фактор на дороге - водитель...
- Так было, есть и будет, пока человечество использует автомобиль. И здесь вопрос в совершенствовании подготовки водительских кадров. Ведь каждое четвертое ДТП совершается автовладельцем со стажем управления транспортным средством до трех лет, а 40 % из них - водители на первом году после получения удостоверения. Необходимо улучшение и нашей работы по приему квалификационных экзаменов у кандидатов в водители.
- Госдума РФ приняла поправки в УК РФ, ужесточающие наказание за вождение автомобиля в нетрезвом виде или состоянии наркотического опьянения. Уменьшит ли это рост «пьяных» аварий?
- Уверен в этом. На такие поправки надеются все - и личный состав Госавтоинспекции, и законопослушные водители, которых пока еще большинство. Новые нормы вводят для пьяного виновника аварии, в результате которой причинен тяжкий вред здоровью человека, наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет. В случае смерти человека для пьяных водителей наказание увеличивается с 5 до 7 лет, гибели двух людей и более - с 7 до 9 лет. В этих случаях нетрезвый водитель лишается права управлять автомобилем на срок до 3 лет.
Пора прекратить самыми жесткими мерами массовую гибель людей на дорогах. Каждая авария с погибшими и ранеными - трагедия для родных и близких, потеря отцов, матерей, детей. Мы теряем молодых и трудоспособных людей, которым жить и жить, строить будущее семей и всей России.
- В чем суть Закона «О ратификации Конвенции по странам СНГ»?
- Речь идет о том, что гражданин, совершивший правонарушение на территории другого государства СНГ, возвращаясь к себе на родину, не должен уйти от ответственности. Допустим, гражданин в Белоруссии был лишен прав за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Теперь и у нас он будет считаться лишенным прав.
- Юрий Борисович, «Магаданская правда», на страницах которой уже 13 лет выходит ежемесячная страница для автовладельцев «Поехали!», поздравляет личный состав ГАИ с праздником.
- Спасибо. Я убежден, что сила газетного слова так же важна в воспитании культуры автомобилистов, как и слово инспектора ГАИ. Вместе мы пишем летопись нашего милицейского подразделения, воспитываем уважение к дороге и безопасности. Мне приятно, что творческий союз крепнет.
Особые слова - ветеранам. Вы отдали многие годы жизни борьбе с правонарушениями на транспорте, передали нашему поколению сотрудников навыки, знание, опыт и традиции, которые необходимы для четкой работы по обеспечению безопасности на дорогах Колымы и России в целом. За это большое человеческое спасибо! В этот день пожелаю большого счастья, добра, крепкого здоровья и благополучия.
Слова благодарности за достоинство и офицерскую честь адресую сегодня В. Т. Черепу, В. А. Бобровскому, Н. Н. Бокову, Н. А. Воробьеву, С. М. Журавлеву, В. В. Завьялову, Г. М. Климову, Е. В. Матюшину, Л. Н. Мацко, В. В. Малярову, А. К. Опольскому, А. А. Полупанову, В. П. Самойленко, Р. Р. Сафину, И. В. Сергееву, В. И. Соловарю, В. П. Турищеву, Е. А. Безуглову, В. Ю. Шадрину, А. А. Фирсову, А. К. Мельничуку, В. В. Ульянову, А. П. Шитову, В. М. Щекотихину, А. Я. Югову, А. Н. Юркову, И. Ф. Юрченко, А. Н. Красавину, Н. В. Романюку, В. В. Воропаеву, А. И. Щербакову и другим.
А в наш профессиональный праздник поздравляю весь личный состав Госавтоинспекции и всех участников дорожного движения с 73-й годовщиной образования ГАИ-ГИБДД Магаданской области! Мы на дороге вместе, и только от нас зависит общая безопасность движения. Давайте жить дружно...
Александр МУРЛИН.