МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. В День Победы в Магадане, на 13 км федеральной трассы «Колыма», на повороте к зданию старого аэровокзала, открыли мемориал «Героям АЛСИБА». Он будет виден въезжающим в Магадан. Выбор места имеет особое значение: старый аэропорт Магадана был одной из точек материального снабжения воздушной трассы «Аляска-Сибирь», сообщает РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ".
Памятник посвящен подвигу личного состава 1-й перегоночной Краснознаменной авиадивизии ГВФ воздушной трассы «Аляска-Сибирь». Он запечатлевает историю сотрудничества двух держав — СССР и США, боевого братства и взаимопомощи. Он изображает рукопожатие советского и американского летчиков на фоне крыла самолета, поставленного вертикально.
Проект мемориала создан председателем Союза художников России, академиком Российской академии художеств Андреем Ковальчуком и председателем Магаданской областной организации Союза художников России, академиком Российской академии художеств Константином Кузьминых за счет пожертвований представителей бизнес-сообщества и колымчан.
В торжественной церемонии открытия приняли участие губернатор Магаданской области Сергей Носов, мэр Магадана Юрий Гришан, председатель областной Думы Сергей Абрамов, глава городской Думы Сергей Смирнов, депутаты, представители общественности и городской Дум, силовых и военных структур, автор мемориала Константин Кузьминых.
«В день 75-летия годовщины Великой Победы нам выпала честь открыть мемориал подвигу личного состава 1-й перегоночной Краснознаменной авиадивизии ГВФ воздушной трассы «Аляска-Сибирь». Это яркий и героический момент в истории Колымы, - обратился к участникам церемонии мэр Магадана. - По этому маршруту шли поставки в районы боевых действий американских боевых и пассажирских самолетов. Американцы говорили, что по этой трассе могут летать сумасшедшие, самоубийцы или русские. Героизм и мужество советских летчиков поражает. Они летели через туман, шторм, и делали это, потому что самолётов ждали их товарищи на фронте. На «Аэрокобре» закончил войну знаменитый летчик трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, он создал тактику боевого применения этого самолета и сбил на нем 48 вражеских воздушных машин, доведя личный счет до 59.
Оценить заслуги тех, кто строил трассу и перегонял самолеты, сложно. Но забывать о подвигах советского народа мы не имеем права. На этой воздушной трассе случилось 178 летных происшествий, 38 катастроф и 49 аварий, погибло и 114 человек, трое из которых покоится в Магадане. Мы свято чтим их подвиг. И поздравляем всех с великим праздником!».
Открывая памятник, губернатор Колымы Сергей Носов поблагодарил инициаторов и строителей за воплощение идеи.
«Это великолепная идея, правильная и очень современная. Хотел бы поблагодарить строителей, которые в кратчайшие сроки решили все проблемы и справились с поставленной задачей, а также социальных партнеров, которые с душой и ответственностью отнеслись к воплощению идеи, - сказал он. - Сложным маршрутом «Аляска-Сибирь» могли летать только русские солдаты, и они летали несмотря ни на что, потому что нам была нужна Победа. Этот памятник – не только символ героизма и мужества наших летчиков, наших людей. Пусть он станет напоминанием о том, что народы, страны и континенты, объединившись, могут победить любое зло и любого врага. Сегодня 9 мая — священный для всех нас день. С праздником вас, с Днём Великой Победы!»
Председатель региональной организации Союза художников России Константин Кузьминых рассказал, что на создание мемориала ушло около полутора лет, поблагодарив всех, кто принимал участие в работе: художников, литейщиков, все организации.
«Я уверен, что этот памятник станет еще одной достопримечательностью нашего города и будет напоминанием о Великой Победе», — сказал автор мемориала, зачитав приветственное слово от своего соавтора, председателя Союза художников России Андрея Ковальчука.
«Работая над мемориалом, мы ставили задачу — увековечить память всех, кто принимал участие в работе этого воздушного моста», — говорится в нем.
За оказанную финансовую поддержку по созданию проекта губернатор Магаданской области и мэр Магадана вручили благодарственные письма меценатам — управляющему директору АО «Полюс Магадан» Павлу Ворсину, представителю компании ВИЛКОН в России Константину Кобрянову и директору предприятия «Колыманефтепродукт» Александру Усольцеву.
В связи с открытием мемориала в адрес колымчан поступили правительственные и поздравительные телеграммы от заместителя Председателя Госдумы РФ Алексея Гордеева, заместителя министра культуры РФ Ольги Яриловой, помощника Президента РФ Владимира Мединского, и. о. представителя МИД РФ в Хабаровске Павла Силаева, который отметил, что такой опыт международного братства в годы войны приобретает особое значение в нынешних условиях: «Как подчеркивается в принятом по случаю 75 годовщины встречи советских и американских войск на Эльбе Совместном заявлении президентов России и США, мы убеждены, что, действуя в ключе партнерства и взаимного доверия, наши страны смогут успешно решать встающие перед ними задачи, эффективно противостоять вызовам современного времени и обеспечить стабильный процветающий мир».
Также поступили видеообращения от мэра города – побратима Анкориджа штата Аляска Итана Берковича и Лорена Лимана — экс вице-губернатора штата Аляска, по территории которого проходила секретная трасса мужества.
Трасса «Аляска-Сибирь» действовала с 1942 по 1945 год между Фэрбанксом (Аляска) и Красноярском и проходила через аэродромы и взлётно-посадочные полосы Магаданской области в Магадане и посёлках Сеймчан, Берелех. Она была советской частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, поставляемых в СССР по ленд-лизу.
На фронт через Аляску, Магаданскую область, Чукотку, Сибирь было доставлено около 8000 американских самолетов «Кобра». Самолетами ленд-лиза было оснащено 250 боевых полков. По трассе, длиною более пяти тысяч километров, также перевозилось военное оборудование, золото, слюда, продовольствие, почта, в том числе дипломатическая. Всего по авиатрассе было перевезено 18753 тонн грузов, а также 128371 пассажир.
3-й перегоночный авиаполк, который обслуживал участок трассы, заканчивающийся в Якутии, базировался в поселке Сеймчан. Этот участок был самым напряженным — он пролегал над высокогорной территорией и над Оймяконским полюсом холода. Летчикам приходилось летать на больших высотах в кислородных масках и при очень низких температурах, почти все самолеты не имели отопления. Они преодолевали невозможное. За время работы воздушной трассы произошла 41 авиакатастрофа, во время перевозки самолетов на фронт погибло более 130 летчиков, трое похоронены в Магадане на Потаповском кладбище.