Общедомовые нужды

/uploads/posts/2010-05/1274129799_sert.jpg



Не секрет, сколько недовольства и недоразумений среди населения повлекло появление в квитанциях об оплате услуг ОАО "Магаданэлектросеть" строки "общедомовые нужды". Очень интересно разворачивалась общегородская ситуация

Как оказалось, выяснить, почему каждый из нас платит именно ту или иную сумму, практически невозможно. Проконтролировать, сколько энергии наматывают общедомовые приборы учета, и даже то, где они находятся, мы, собственники, также не в состоянии: непонятно, почему эта информация для нас является недоступной. Кто и когда снимает с этих самых приборов учета показания, мы тоже не в курсе. Между тем деньги с нас высчитывают охотно и регулярно.

То, что наделавшая столько шума и стоившая людям немало потраченных нервов оплата общедомовых нужд - дело вовсе не обязательное, по крайней мере, до наступления 2012 года, магаданцы узнали на встрече с главным государственным жилищным инспектором Магаданской области Владимиром Евгеньевичем Гундориным.
Защите жилищных прав граждан посвящен цикл лекций, которые в настоящее время проводит Владимир Евгеньевич в Магаданской областной библиотеке имени А.С. Пушкина.

Недавнюю встречу Гундорина с горожанами, посвященную порядку предоставления услуг электроснабжения, люди назвали одной из самых познавательных и важных.
Как известно, своим появлением понятия "общедомовые нужды" обязаны Федеральному закону №216 от 29 ноября 2009 года, и, как сказал Владимир Евгеньевич, внедрение его механизмов в Магадане приняло довольно искаженный характер.

Итак, всё по порядку. Общеизвестно, что российским правительством утверждена энергетическая стратегия сроком действия до 2030 года, которая должна определить цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора нашей страны на этот период. В связи с этим должен быть проведен ряд мероприятий - по повышению эффективности воспроизводства добычи и переработки топливно-энергетических ресурсов.

Планируется снизить удельную электро- и энергоёмкость валового продукта. Стратегия будет реализовываться поэтапно: в 2013-2015-2022-2030 годах. Будут преодолеваться кризисные явления и происходить модернизация основных производственных фондов и так далее.

Поскольку закон утверждает основы стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности, с 2011 года на территории России будет запрещен оборот электрических ламп накаливания мощностью 100 ватт и более. Закон устанавливает определенные требования к строениям и сооружениям, в том числе жилым зданиям, что должны быть оснащены приборами учета энергоресурсов до 2011 года (жилые дома - до 2012 года).

Планируется присвоить всем зданиям класс энергоэффективности. Разумеется, за нарушение указанных в законе этих и других требований предусматриваются административные штрафы. Кроме того, планируется перейти к регулированию цен на услуги по передаче электроэнергии в форме долгосрочных тарифов. Устанавливается норматив снижения объемов электропотребления бюджетными организациями. В течение пяти лет предусматривается снижение энергопотребления на 15 процентов, то есть ежегодно мы должны снижать его на 3 процента.

Возвращаясь к теме общедомовых нужд и приборов учета, следует отметить, что Магадан побежал, оказывается, впереди паровоза.

- Основные моменты, что регулирует данный ФЗ-261, подробно расписаны там же, в статье 13, - отметил главный государственный жилищный инспектор Магаданской области В.Е. Гундорин. - Требования к энергоэффективности устанавливаются органами государственной власти - как федеральными, так и субъектами. Должны появиться региональные программы, в которых и будут предусмотрены мероприятия по энергосбережению, в том числе и оснащение приборами учета. До 2012 года все жилые дома будут оборудованы.

Интересен порядок: нужны деньги на установку и они должны быть взяты у собственников. Мы понимаем, что сделают управляющие компании и Энер-госсбыт: поставят приборы учета - и плати сколько там набежало. Вот это у нас уже и есть. Но!.. Вместе с тем, что закон предусматривает такие механизмы регулирования, порядок выполнения этих мероприятий носит необязательный характер. Законом предусмотрено, что это делается только с соглашения сторон!

То есть энергоснабжа-ющая организация не реже чем один раз в год должна давать предложения собственникам о необходимости установки приборов учета в целях повышения энергоэффективности зданий. Они должны давать предложения, а выполнять должны управляющие компании (РЭУ). При этом в предложении должно быть четко указано, что все эти мероприятия носят необязательный характер. Теперь давайте разберем, что за этим стоит.

Когда поступает аналогичное предложение, когда рассчитывается энергоэффективность, мы понимаем, что кто-то должен получать эффект оттого, что снижается потребление. Закон говорит, что эффективность надо повышать и человек имеет право в этом участвовать. Раз он платит за прибор учета, за те работы, что делаются за его счет, он вправе потребовать и эффекта. Эта система предусмотрена законом.

Как пояснил Гундорин, за непредоставление информации по энергоэффективности предусмотрена ответственность в виде штрафа от 10 до 20 тысяч рублей. За неисполнение мероприятий - от 40 до 50 тысяч рублей.

Далее разговор пошел о том, что решение Жилищной инспекции в административном порядке о наложении штрафа - это фактически признание стороны виновной в нарушении закона, следовательно, каждый человек вправе потребовать возмещения убытков. Что касается обращений в суд, Гундорин заострил внимание на сегодняшней ситуации, что складывается у нас с управляющими компаниями (РЭУ).

- Обычно люди располагают лишь протоколом собрания собственников, в котором, как они утверждают, не принимали участия, ничего не знали и не подписывали. Но это не то, что вам нужно. Нужен договор, подписанный руководителем предприятия с печатью - аферта, и этот договор уже можно обжаловать в суде - и ваша подпись при этом там не нужна. Сегодня много путаницы возникает, люди приходят и говорят, что не заключали никакого договора с предприятием, ничего не подписывали, дескать. Надо знать, что признак аферты - это указанный в договоре перечень прав и обязанностей сторон, подпись руководителя и реквизиты. Всё. И если вы заплатили хоть рубль, вы согласились с условиями договора однозначно.

В отношении реализации Федерального закона №261 по обеспечению общедомовыми приборами учет а, - продолжает Владимир Евгеньевич. - там вводится понятие: энергосер висный контракт. Это что касается предложения, которое должно поступать вам от энергоснабжающей организации об установке прибора учета. В каждом таком энергосервисном контракте должен быть обговорен экономический эффект. Пока это все только подразумевается, так как закон еще дорабатывается на федеральном уровне.

Нет пока ещё перечня прав и обязанностей сторон, однако у нас все эти домовые нужды и приборы учета поспешно вводятся, идет попытка переложить груз ответственности за былую бесхозяйственность на плечи гражданина - понятно, что это вызывает у людей протест.

Энергосервисный контракт заключается только после того, как вы получили предложение и дали свое согласие, что в вашем доме будет установлен прибор учета и вам понятно, какой эффект вы получите Если же данные контракты не будут заключены, энергопоставляющие организации в 2012 году будут обязаны установить приборы учета уже самостоятельно, но при этом обязанность по оплате ложится на собственников - с рассрочкой на 5 лет. Только после 2012 года все это будет в обязательном порядке
В настоящее время наличие в доме прибора учета не является основанием оплачивать общедомовые нужды, - отметил Владимир Евгеньевич, -так как по закону об электроэнергетике прибор становится прибором коммерческого учета только тогда, когда обе стороны пришли к согласию, что по этому прибору будет производиться расчет. Закон также предоставляет потребителю право выбора контрагента по поставке электроэнергии. У нас это управляющие организации (РЭУ) И ОАО "Магаданэлектросеть".
Оживленная беседа главного жилищного инспектора Магаданской области с горожанами коснулась также еще одного, очень важного нюанса.

- Снимать показания с общедомовых приборов учета должны управляющие компании. Показания кварт ирных, индивидуальных счетчиков снимают энергосбытовцы. Мы получаем счета - и не понимаем, откуда взялись какие-то цифры, связанные с общедомовыми нуждами. -

сказал Владимир Евгеньевич. - Естественно, у нас возникает вопрос, как их проверить?

- Да никак не проверишь! Причём эти цифры никогда не совпадают. Это приписки, ясно же! - раздалось из зала сразу несколько возмущенных голосов.
- Они не то что не совпадают, они подчас могут быть просто нереальными, - ответил Гундорин. - А насчет приписок... У нас с советских времен пошло, что любые вопросы с неурегулированными отношениями решаются за счёт этого. Ведь в чем состоит приписка? В том, что искажаются показания. Есть установленные факты, когда к общедомовым показаниям прибавлялись данные по встроенным в жилые дома помещениям (магазинам и г.п.) и разбрасывались на собственников. При том, что потребитель вправе контролировать объем потребления, стоимость этих услуг проверить по квитанции невозможно...

Как рассказал главный жилищный инспектор, ему не так давно тоже начали приходить квитанции с обозначенными для оплаты домовыми нуждами.

- Появившаяся в квитанции цифра - 50кВт - подразумевала, что это пропорционально моему объему потребления энергии. - рассказывал Владимир Евгеньевич. - Но понять из этой квитанции, сколько же во всем доме потребляется энергии, я так и не смог. Я обратился в ресурсоснабжающую организацию с тем, чтобы мне показали расчеты, вместо этого они послали меня в управляющую компанию, и я их тут же сам послал в управляющую компанию, так как закон дает мне право передать решение этих вопросов управляющей организации. В результате бесплодных разбирательств я как гражданское лицо стал готовить иск в суд, вот и всё!

Далее В.Е. Гундорин с сожалением подчеркнул, что ни Жилищная инспекция, ни Роспотребнадзор не в состоянии обеспечить в такой ситуации защиту прав человека. Тем не менее надо знать, что можно установить любые нарушения порядка предоставления услуг (или их качества, или недопоставку). Причем механизмы очень просты. По требованию гражданина проверку проводит Жилищная инспекция Протокол, составляемый в таких случаях, является документом, подтверждающим административное производство по факту нарушения с установкой виновного лица. С этим можно обращаться в суд, где уже не надо будет ничего доказывать. То же самое происходит, если факт нарушения выявлен Роспотребнадзором.

Также собственникам жилых помещений важно помнить, что ответственность за техническое состояние общедомовых приборов и прилегающих сетей несет энергоснабжающая организация. Это должно быть обязательно указано в договоре. Согласно ФЗ-261 с 1 июня текущего года при установленном факте вины Жилищная инспекция будет вправе штрафовать организацию.

Виктория ШАДРИНА
"Колымский тракт"