Почему проиграл учитель?


Внедрение е образовательных учреждениях новой системы оппаты труда, рассмотренное Советом территории, уже неоднократно вызывало общественный резонанс. Понятно, что многие работники образования связывали с этим нововведением какие-то надежды на значительное повышение зарплаты.

С другой стороны, любые перемены в условиях оплаты труда вызывают у людей чувство тревоги и недоверия. А когда это подкрепляется необъективным подходом к оценке трудового вклада работника, как в ряде случаев и произошло, тут уж конфликты неизбежны.

Отвечая на обращения учителей, администрация области вновь и вновь возвращается к отлаживанию новой системы оплаты труда, и нынешнее заседание Совета территорий было как раз продолжением такой работы.

- Работа по внедрению новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях области началась еще в 2008 году, -сказал губернатор Н.Н. Дудов. - Уже тогда мы в качестве эксперимента ввели ее в отдельных школах города Магадана. Мы наработали определенный опыт и были уверены, что новую систему необходимо распространить на всю образовательную систему территории Приезд Президента РФ в октябре 2008 года подтолкнул нас к активизации этой работы. Были даны прямые поручения - перевести образовательные учреждения на новую систему оплаты труда.

Должен сказать, что департаменты образования - и областной, и городской работали в этом направлении достаточно активно. В результате мы с 1 сентября 2009 года перевели образовательные учреждения на оплату труда по новой системе. Несмотря на наработанный опыт по эксперименту проходило это нелегко. Причины - разные. И сегодня, когда мы имеем уже полную информацию о происходящем, мы вынесли вопрос на такое широкое обсуждение. Давайте поговорим, ориентируясь на то, что нам предстоит перевести на новую систему оплаты труда и дошкольные учреждения, и дополнительное образование. И не использовать уже накопленный опыт, наверное, было бы неправильно.

- Обсуждение на таком уровне - с участием глав муниципальных образований - действительно назрело, - продолжила мысль докладчик, начальник Департамента образования администрации области Т.А. Исаева. -Мониторинг работы по новой системе оплаты труда Департамент образования ведет, начиная с эксперимента. Из 80 образовательных учреждений, работающих сегодня по новой системе оплаты труда. подавляющее большинство - муниципальные общеобразовательные школы. Не буду рассказывать о том, какую работу мы проводили совместно с муниципальными органами управления образованием, остановлюсь на том, что требует рассмотрения и корректировки
Положительные моменты безусловно, есть -новая система введена и действует. Заработная плата у большинства работников образовательных учреждений повышается. Происходит реструктуризация и оптимизация штатов. Показатели роста заработной платы по итогам первого учебного по-
лугодия выглядят следующим образом.

У административно-управленческого персонала зарплата выросла почти на 10 процентов - в среднем по области. У педагогических работников повышение произошло на 4,9 процента. У обслуживающего и вспомогательного персонала - в пределах 6 процентов. Если говорить о среднемесячной зарплате за этот период, то она составила 19,7 тысячи рублей То есть в целом - рост около 5 процентов.

Повышение зарплаты школьных работников произошло в каждом муниципалитете по-разному. Есть школы, где повышение зарплаты управленческого персонала произошло более чем на 20 процентов, есть - и более 30. В городе Магадане эта цифра составила 14,5 процента, в Омсукчанском районе -15. в Хасынском -17, в Сусуманс-ком - более 40, в Ягоднинском - около 20 процентов.

У учителей зарплата тоже выросла по-разному. Где-то - более 20 процентов, где-то - 8, но есть, к сожалению, и такие показатели, как 5 и менее процентов. Почему?
Прежде всего, нужно отметить, что все образовательные учреждения по-разному провели оптимизацию штатных расписаний и учебных планов. К тому же все образовательные учреждения переходили на новую систему оплаты труда с тем фондом заработной платы, который фактически сложился у них на 1 сентября.
На наш взгляд, наиболее оптимально повышение оплаты труда провели в средней школе поселка Дебин. У педагогов зарплата выросла более чем на 27 процентов. В Синегорье увеличение зарплаты управленческого персонала небольшое, но зато заработки учителей повысились более чем на 18 процентов. Точно так же оптимальным мы считаем повышение зарплаты в средней школе №20 и так далее.

К сожалению, мониторинг выявил и перекосы в распределении фонда оплаты труда. Например, в школе поселка Оротукан рост зарплаты АУП -более 40 процентов, а у педагогов - чуть более 5. Новая система оплаты труда предполагает большую самостоятельность в распределении фонда заработной платы и большую финансовую ответственность учредителей образовательных учреждений - комитетов, отделов, управлений муниципальных органов. Руководители сами определяют размер базового оклада. Все они сориентированы нами на размер окладов, сложившихся на 1 сентября. Но в установлении повышающих коэффициентов, стимулировании работников - полная самостоятельность руководителей. Точно так же повышение оплаты труда самих руководителей школ должны, обязаны регулировать учредители. Могу сказать, что повы-
шение заработной платы педагогов у нас могло быть больше - даже в пределах тех бюджетных ассигнований, что были предусмотрены в 2009 году для финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений. Дело в том, что ряд школ вошли в новую систему оплаты труда с перерасходом лимитов.

Прежде всего это образовательные учреждения Ольского, Хасынского и Омсукчанского районов. Поэтому возможностей стимулировать работу педагогов они и не имели. Ряд школ Ольского района - в поселках Тауйск, Талон, Клепка - вообще не смогли с 1 сентября ввести новую систему оплаты труда из-за большого перерасхода средств. Хотя установлено это было только в период проверки Департаментом образования. Отдел образования Ольского района в начале декабря предоставлял в департамент недостоверные сведения о том, как проходит введение новой системы в этих учреждениях.

В ходе контрольных мероприятий мы увидели, что утвержденные бюджетные средства расходуются неэффективно, а иногда уходят не по целевому назначению. Директорам школ до введения новой системы оплаты труда выплачивались компенсации за прошлые годы - накопленные Уже сейчас в ходе проверок выявляются доплаты, установленные в том числе и педагогическим работникам, за их прямые должностные обязанности.

В ряде случаев работники отзывались из отпусков без перерасчета. Премии работникам отдельных образовательных учреждений по итогам работы за 2008 год были выплачены уже из лимитов 2009 года. Вот все это в совокупности послужило тому, что ряд школ не имели достаточного объема средств при введении новой системы.
С 2004 года мы финансируем муниципальные общеобразовательные учреждения целевыми субвенциями на реализацию стандарта общего образования. Они выплачиваются ежегодно и рассчитываются по нормативам на основании типов, видов учреждений, которые есть в районах и городе Магадане. Для того чтобы обеспечить достаточный объем субвенций, прежде всего на выплату заработной платы, мы ежегодно проводим комплектование этих учреждений, сверяем учебную нагрузку, штатное расписание, количество обучающихся на дому - по экстернату и так далее. Мы делаем это потому, что наши школы ежегодно теряют свой контингент.

И если действовать в чистом виде по принципу подушевого финансирования, то с уменьшением численности учащихся мы должны уменьшать и объемы финансирования. Мы понимаем, что сегодня ни в одной общеобразовательной школе - ни в Магадане, ни в поселках и селах - численность учащихся нормативу не соответствует. Поэтому фонд оплаты труда мы рассчитываем по факту, то есть по объему финансирования, который необходим для того, чтобы начать учебный процесс. Муниципальным органам образования остается лишь довести эти расчетные лимиты до каждого общеобразовательного учреждения.

На практике же лимиты в большинстве муниципальных образований письменно не доводятся. В отдаленные поселки их просто сообщают по телефону. Руководители муниципальных органов образования не подписываются под этими лимитами. То есть изначально им предоставлена полная финансовая самостоятельность.
Кроме того, распределение целевых субвенций, о которых я сказала, отходит от расчетных цифр, которые мы прорабатываем вместе с муниципальными органами управления образованием. Одному, скажем, лицею мы можем дать смету больше почти на 2 миллиона 700 тысяч рублей, а другому и гимназии - смету на 2 миллиона меньше, от той, которая рассчитана по нормативам количества учащихся, обучающихся в школе. Такие примеры есть не только по городу Магадану, но и по Ольскому, Сусуманскому, Тенькинскому районам и так далее.

Когда мы выезжаем в районы или смотрим школы города Магадана, у нас периодически возникают вопросы: правильно или неправильно мы рассчитываем норматив? Могу пояснить на примере. В 2009 году две школы повышенного уровня по итогам аккредитации не подтвердили свой статус. Это означает, что два с половиной года эти учреждения получали финансирование как школы повышенного уровня, но реализация программ повышенного уровня при аккредитации не подтвердилась. Здесь тоже возникает вопрос эффективного расходования бюджетных средств.

Что нужно сделать для исправления той негативной ситуации, которая выявилась у нас после проведения мониторинга? Анализ выплат, размер заработной платы по категориям работников муниципальным органам управления образования необходимо проводить регулярно, прежде всего на тех же балансовых комиссиях. Нужно продолжить оптимизацию административно-управленческого персонала в общеобразовательных учреждениях. Ну, и конечно, осуществлять инспектирование финансовой деятельности подведомственных учреждений

Нужно сказать, что есть и объективные причины появления проблем при введении новой системы оплаты труда. Сама методика определения размера оплаты труда административно-управленческого персонала уже предполагает, что их зарплата будет выше, чем у других работников. И чтобы выровнять ситуацию сегодня, мы предлагаем не увеличивать централизованный фонд стимулирования руководителей более чем в полтора раза. Потому что некоторые муниципалитеты - это было их право - увеличили этот фонд в два раза и даже больше.

Вторая объективная причина выявленных недостатков - дефицит и текучесть кадров бухгалтерских служб как в самих образовательных учреждениях, так и в централизованных бухгалтериях. Например, когда мы летом отрабатывали переход на новую систему в Ягоднинском районе, все расчеты были в идеальном состоянии. После этого сменился главный бухгалтер и теперь многое приходится проходить заново.

Объем стимулирующего фонда, который сложился на начало учебного года по разным общеобразовательным учреждениям, составлял от 4 до 16 процентов. Это при условии, что каждому учителю нужно установить доплаты за работы, не входящие в круг оплачиваемой нагрузки, - это классное руководство, проверка тетрадей. И понятно, что после этого на премирование по результатам труда осталось уже немного.

В 2010 году планируется перевод на новую систему оплаты труда дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. Мы провели мониторинг средней заработной платы по дошкольным учреждениям. Эта категория работников у нас сегодня имеет совсем небольшой размер оплаты труда.

Было проанализировано состояние консолидированных бюджетов с выборкой системы дошкольного образования. Средства, которые были запланированы, дошли до школьных образований (исполнение - более 90 процентов). Но мы считаем, что формирование бюджета дошкольного образования тоже нужно проанализировать. Например, в Тенькинском районе на оплату труда работников дошкольного образования выплачено более 20 миллионов рублей - это только на два дошкольных учреждения.
В то же время в районах, где работают 3-4 дошкольных учреждения, плюс дошкольные группы при школах, финансирование может осуществляться в меньших объемах. Это происходит потому, что сегодня утвержденных штатных нормативов для этих видов учреждений нет. В 2008 году мы направляли рекомендации по штатным нормативам для дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

В Среднеканском и Северо-Эвенском районах такие нормативы утверждены. В Магадане есть соответствующее постановление, но оно принято еще в 2006 году и касается только работников дошкольных учреждений. Поэтому для того, чтобы знать точный размер объема финансирования для введения новой системы оплаты труда, нам нужно утвердить эти нормативы - так же, как по школам. Ведь и детские сады у нас все имеют свою специфику...

Мы продолжаем мониторинг работы по новой системе оплаты труда. Сейчас нужно поработать над проблемами, которые обнажились. А положительный опыт, накопленный в школах, использовать при введении новой системы оплаты труда в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
Естественно, после такого откровенного доклада вопросы к Т.А. Исаевой тоже поступили в прямой незавуалированной форме.

- Вы считаете, что это -нормально, когда бухгалтер или экономист начинает получать на 80 процентов больше, а у педагога зарплата возрастает на 5 процентов? - спросил А А Маханьков. - Если ненормально, значит, надо как-то влиять на это. Ведь первоначально средства бюджета, идущие на образование распределяете вы, а потом уже школы. Как это исправить?

- Конечно, повышение зарплаты административно-управленческого персонала на 80 процентов - это не система, - ответила Т.А. Исаева. - Я показала это для того, чтобы на уровне каждого муниципалитета такой анализ провели. Мы рассчитываем норматив, а тратят эти средства уже муниципальные учреждения -школы.

Главным распорядителем этих средств становится уже не Департамент образования области, а учредители школ -муниципальные образования. Вот только если денег не хватает, они обращаются к нам. О том, что повышать зарплату АУЛ сразу на 80 процентов -это плохо, я уже сказала. Но это исключительные случаи. Об этом нужно знать, чтобы ситуацию исправить.

- Несомненно, те перекосы, которые были отмечены во введении новой системы, должны быть исправлены, -сказал мэр Магадана В.П. Печеный. - Все, что касается города Магадана, мы отрегулируем. Но в конце полугодия нужно будет вновь вернуться к этому вопросу. Повышение фонда оплаты труда на 6,8 процента в середине прошлого года - это немного. Но возможности финансирования этих затрат муниципальными бюджетами нужно еще раз проанализировать.
- Необходимость перехода на новую систему оплаты труда - это уже не обсуждается, - сказал губернатор Н.Н Дудов. - Нужно просто работать, используя положительный опыт, делая выводы. Что касается повышения фонда оплаты труда работников образования, то это уже зависит от тех возможностей, которые будут появляться у нашей территории. А я уверен, что такие возможности появятся.

После того как обсуждение вопроса завершилось, корреспондент «Кт» обратился к начальнику Департамента образования администрации Магаданской области Т.А. Исаевой с просьбой ответить на несколько уточняющих вопросов.

- Татьяна Александровна, скажите, как теперь быть с теми школами, где перекос в оплате труда педагогов и административно-управленческого персонала получился слишком большим?

- Сегодня стимулирование руководителей производится из централизованных фондов. Поэтому дело учредителя - просто внимательно это проанализировать: есть ли такой перекос в конкретном случае? Может быть, у нас есть руководители школ, которые как раз и заслуживают этого и работают так, что у них должна быть очень высокая зарплата. Это ведь тоже не исключается.

- Конечно, нет. Я имею в виду, что от повышения фонда оплаты труда в первую очередь должны что-то получить рядовые педагоги. Именно они выносят на себе всю основную нагрузку.

- Стимулирующие доплаты не устанавливаются раз и навсегда. Они регулируются каждый месяц и ежеквартально. Поэтому исправить ошибки вообще не представляет никакой проблемы.

- То есть где-то будет понижаться зарплата руководителя и повышаться у учителей?

- Совершенно верно.

- А когда это произойдет?

- Этот мониторинг проведен по итогам 2009 года - с сентября по декабрь. И сегодня в образовательных учреждениях работа идет уже с учетом того, что мы рекомендовали сделать. Закончится учебный год - еще раз проанализируем.

- А как получился перерасход лимитов?

- Некоторые школы вынуждены были направить на оплату труда часть средств, которые должны были пойти на укрепление материальной базы. К концу года в ряде школ не смогли полностью выплатить зарплату за декабрь -выдали только аванс. Сегодня школы самостоятельно распоряжаются финансовыми средствами.

- На ваш взгляд, насколько сегодня соответствует зарплата рядового педагога его трудовому вкладу?

- Конечно, зарплата наших педагогических работников сегодня не соответствует ни статусу этой профессии, ни тем затратам, которые необходимо сделать, чтобы обеспечить качественное преподавание.

- Будут ли в ближайшей перспективе какие-то положительные перемены в этом?

- Нужно учесть, что у нас на территории принят еще ряд законов о мерах по социальной поддержке учителей. Они предусматривают доплаты за категории, за звания.

Субвенции для этого поступают отдельно. Кроме того, после детального мониторинга, который мы проведем после окончания учебного года, будем вновь анализировать возможности областного бюджета по увеличению стимулирующего фонда.

- А пока эти 6,8 процента, на которые увеличился фонд оплаты труда педагогов, это все, что может область выделить сегодня?

- Ну, во-первых, уже не сегодня - решение принималось в 2009 году. Во-вторых, при переходе на новую систему оплаты труда и сами школы должны были оптимизировать свои расходы. Там, где это было сделано, фонды стимулирования получились больше. А где-то - меньше. Вот сейчас и нужно выровнять эту ситуацию.

Николай ПАНОВСКИЙ "Колымский тракт"








Колымские колонки