Крутые барьеры перед россыпями


Когда Д. А. Медведев впервые как Президент России обратился 5 ноября 2008 года к Федеральному Собранию РФ с ежегодным Посланием, он уделил немалое внимание сфере малого и среднего предпринимательства в стране.

Среди фундаментальных норм, закрепленных в Основном законе, Президент тогда назвал решающую роль Конституции в формировании экономической свободы, развитии малого и среднего бизнеса, защите социальных ценностей. И отметил то, что «бюрократия периодически «кошмарит» бизнес, чтобы не сделал чего-то не так».

Та же мысль Д. А. Медведева прослеживается в Послании Федеральному Собранию 2009 года: «Перемены к лучшему происходят лишь там, где есть возможность для открытого обсуждения возникающих проблем, для честного соревнования идей, определяющих методы их решения, где граждане ценят общественную стабильность и уважают закон. И в то же время могут брать на себя ответственность за положение дел в своем поселке или городе».

Ответить ныне на этот тезис можно одним предложением: административных барьеров для малого и среднего бизнеса в Ягоднинском районе нет!
Что же касается золотодобывающих предприятий, то необходимо сказать, что федеральным законодательством их деятельность не признана малым и средним бизнесом.

Первым и главным шагом на пути искоренения административных барьеров должно стать решение вопроса о включении горных предприятий (по добыче россыпного золота) в число субъектов малого и среднего предпринимательства согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Затем необходимо законодательно разрешить доступ к добыче золота в качестве индивидуальных предпринимателей гражданам РФ. Принятие такого закона позволит создавать новые рабочие места для населения, извлекать из уже отработанных месторождений дополнительные полезные ископаемые, получать новую геологическую информацию без привлечения бюджетных финансовых средств, а также создавать возможности для развития малого бизнеса и снижения оттока населения из районов золотодобычи.

Сегодня происходит сокращение малых и средних предприятий по добыче россыпного золота (к которым предъявляются те же требования, как и к предприятиям-недропользователям, обладающим крупными месторождениями - объектами федерального значения) по следующим причинам:
? сложность оформления и высокие разовые платежи получения лицензии на добычу золота;
? высокие проценты на банковские кредиты;
? отсутствие (непредоставление) государственных средств на геологоразведочные работы россыпей (ранее предприятия проводили геологоразведочные работы за счет оставляемых им отчислений на восстановление минерально-сырьевой базы в размере 7,8 %);
? значительные расходы на разработку и согласование технических проектов (часто низкого качества из-за неквалифицированных посредников, имеющих лицензии на данный вид работ);
? высокая цена горюче-смазочных материалов, следовательно, на всю промышленную продукцию, тарифы на все виды перевозок;
? с 2002 года установлен НДПИ, вдвое превышающий прежнюю дифференцированную плату за право пользования недрами в размере от 2 до 4 %. (Правительство РФ отклонило предложение установить НДПИ для россыпной добычи равным 0 % на основании того, что бюджет потеряет 1,9 млрд. рублей в год НДПИ. При этом не было учтено, что сокращение уровня добычи золота приводит к сокращению объема налогов и платежей в бюджет и потере рабочих мест.)

На территории района доля промышленного производства, включая золотодобывающее, составляет более 75 %. Они по добыче и разведке полезных ископаемых соответствуют критериям предприятий малого и среднего бизнеса по количеству работающих и по сумме выручки.

Исходя из этого и перспективы сохранения россыпной добычи золота (при ежегодной добыче 5000 кг) до 20 лет с последовательным переходом на освоение рудных месторождений, администрация района принимает меры по стабилизации деятельности предприятий-недропользователей. Но данных мер, принимаемых на уровне района и области, недостаточно. Сокращение россыпной добычи происходит не только по объективным причинам, таким, как истощение минерально-сырьевой базы, но и из-за негативного воздействия законодательных и бюрократических барьеров.

Ресурсы россыпного золота еще значительны. В целом современная сырьевая база представлена огромным количеством мелких и техногенных россыпей. Главным препятствием вовлечению мелких месторождений в эксплуатацию является несоответствие законодательства сырьевой базе.
В основе всех нормативных актов лежат принципы освоения крупных месторождений: многостадийная разведка, разработка ТЭО временных и постоянных кондиций, утверждение запасов, согласование проектов во многих инстанциях, утверждение технологических потерь, выполнение инструкций по сохранности золота и так далее. Но все это логично только для крупных месторождений и предприятий, а для оставшейся на сегодняшний день сырьевой базы россыпного золота такая регламентация является непреодолимым препятствием.

Данное несоответствие образовало большую группу условно непромышленных (экономически непривлекательных) мелких и техногенных россыпей. Претендентов на мелкие россыпи мало. Это показывают аукционы, которые завершаются на первом шаге или отменяются из-за отсутствия заявок.
«Мы можем очень долго придумывать какую-то сверхъестественную меру, но мы просто погубим то, что остается. Вот есть какая-то идея, эта идея не отвергается ни Правительством, ни регионами, ни бизнесом - ее нужно моментально реализовывать. Потому что если на ее отладку уходят месяцы, то толку никакого». (Д. А. Медведев. Из выступления на расширенном заседании Президиума Госсовета по вопросам повышения эффективности мер государственной поддержки реального сектора экономики. - Иркутск. 20 февраля 2009 года.)

Сегодня мы все пытаемся найти выход. Законопослушные руководители золотодобывающих предприятий делают все, чтобы сохранить кадры, обеспечить прирост и сохранить минерально-сырьевую базу: разведкой, внедрением прогрессивных методов максимального извлечения полезных ископаемых, планированием экономически обоснованного количества добычи золота. Вносят предложения по сохранению россыпной добычи и принимают меры для будущей работы с рудными месторождениями. И главное - вносят свои предложения для выхода из непростой ситуации.
Муниципальные органы выполняют задачу по активизации предпринимательской деятельности путем формирования для этого необходимых условий, снижению безработицы и предотвращению массового отъезда жителей.

Федеральные структуры своевременно изменяют законодательство о недрах, которое должно не только динамично изменяться, но и делать это в интересах территории и предприятий.

Приходится констатировать: законодательство о недрах сегодня практически не согласовывается с пользователями недр.
К положительному фактору законотворчества можно отнести нововведения в части предоставления права пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых при установлении факта открытия месторождения в результате проведения работ по геологическому изучению недр за счет собственных средств.

В государственной программе антикризисных мер было записано: «В 2009 году будет радикально усилена деятельность на пресечение действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в бизнес; будет продолжена работа по устранению законодательно установленных в прошлые годы излишних административных барьеров».
Задача состоит в том, как применить данные положения на практике, чтобы получить реальный результат в виде увеличения количества предприятий, рабочих мест и объемов в россыпной золотодобыче.
Что нужно делать, хорошо известно, и неоднократно об этом говорили наши старатели:
- выдавать лицензии на россыпи в субъектах РФ на месторождения до 3 тонн разведанных запасов;
- отменить НДПИ в россыпной золотодобыче;
- определить критерии непромышленных россыпей (по данным Иргиредмета - Иркутского института редких металлов, россыпи с запасами менее 200 кг являются экономически непривлекательными, то есть непромышленными);
- организовать добычу золота без лицензий, где промышленная добыча уже не ведется, по опыту Республики Кыргызстан.
Непромышленная добыча требует поддержки и организации.

Россыпи - это готовые рабочие места, на которые люди могут прийти в этом же году и производить ликвидную продукцию - золото.

Федор ТРЕНКЕНШУ,
глава Ягоднинского района.








Колымские колонки