Противодействие коррупции


Результаты работы прокуратуры г. Магадана в сфере надзора за исполнением законов о противодействии коррупции за 2009 год

В настоящее время надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции выделен в самостоятельное направление деятельности прокуратуры.


Так, проведение «общенадзорных» проверок направлено на предупреждение, выявление и пресечение коррупционных проявлений в сферах государственной и муниципальной службы, земельных правоотношений, правоотношений в сфере собственности, размещения заказов, предпринимательской деятельности, бюджетного законодательства и т.д. Кроме того, в этом аспекте уделяется особое внимание принятию органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления правовых актов.

В 2009 году прокуратурой города Магадана в сфере противодействия коррупции выявлено 69 нарушений законодательства. По результатам проверок внесено 13 представлений об устранении нарушений закона.

К примеру, прокуратурой города проведена проверка по обращению гражданки Т. о неправомерных действиях директора МУ “Горжилсервис”, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции.

Так, жительница г. Магадана, в связи с утерей договора передачи квартиры в собственность и для получения дубликата договора неоднократно обращалась в МУ “Горжилсервис” как в устной, так и в письменной форме с просьбами о предоставлении справки с места регистрации, являясь собственником квартиры.

При этом собственником (на праве общей совместной собственности) указанной квартиры являлась также гражданка К., скончавшаяся в 1999 году.
Однако директором МУ “Горжилсервис” в выдаче указанной справки отказано в связи с непредставлением следующих документов: правоустанавливающие документы на квартиру (оригинал, копия); свидетельство о смерти (оригинал, копия); справка от нотариуса; справка ГУ МОУТИ о том, что за умершим зарегистрирована собственность по форме; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, паспорт.
Своими незаконными действиями директор МУ “Горжилсервис”, препятствуя гражданке Т. в осуществлении ее права на получение справки с места регистрации, а также, требуя от нее предоставления документов, не предусмотренных федеральным и региональным законодательством, допустила коррупционное проявление, что свидетельствует о создании излишних административных барьеров, препятствующих реализации гражданином своих прав. По результатам проведенной проверки прокуратурой города внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

Прокуратурой города в 2009 году выявлено 4 незаконных правовых акта, основные нарушения которых включали в себя, в том числе отсутствие конкурсных процедур в нарушение требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, использование в нормативно правовом акте общих формулировок.

Вместе с тем, в целях предупреждения коррупционных проявлений, а именно принятия незаконных правовых актов прокуратурой города выявлены коррупциогенные факторы в 10 проектах нормативных правовых актов.

Отдельные положения проектов нормативных правовых актов содержали признаки коррупционности, определенные методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной постановлением Правительства РФ.

Так, коррупциогенные факторы выражались в отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа, существовании пробела в правовом регулировании – отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений.

Например, прокуратурой города изучен проект решения Магаданской городской Думы «О Положении «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Город Магадан», в соответствии с п. 10 которого руководитель органа местного самоуправления, муниципального органа или председатель Избирательной комиссии муниципального образования «Город Магадан» рассматривает документы, в 20-днев¬ный срок со дня регистрации заявления о назначении пенсии за выслугу лет, принимает решение и сообщает заявителю о направлении представления для назначения пенсии в управление муниципальной службы и кадров либо дает мотивированный отказ.
При представлении неполного пакета документов для назначения пенсии за выслугу лет, срок рассмотрения обращения может быть продлен.
Между тем, в данном Положении не предусматривались виды решений, принимаемых руководителем органа местного самоуправления, муниципального органа или председателем Избирательной комиссии муниципального образования «Город Магадан», по результатам рассмотрения заявления, не определялись основания, по которым заявителю может быть отказано в направлении представления для назначения пенсии в управление муниципальной службы и кадров, порядок и сроки обжалования принятого решения, а также не устанавливался срок, на который может быть продлено рассмотрение обращения гражданина.

Недостаточность норм, регламентирующих компетенцию органов местного самоуправления и их должностных лиц, создаёт возможность для произвольной трактовки их полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет им самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения, что создаёт условия для злоупотреблений должностными лицами своими полномочиями

Таким образом, прокурорский надзор за исполнением законов о противодействии коррупции является одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры, уделяя при этом особое внимание на предупреждение и пресечение коррупционных проявлений в различных сферах деятельности.

Эльвира ПОПОВА,
помощник прокурора г. Магадана
по взаимодействию со СМИ.
"Вечерний Магадан"