Стратегия на будущее

/uploads/persona/1254704111_kulakov-bol.jpg



Владимир Кулаков
член Совета Федерации от Магаданской области

Уважаемые читатели, сегодня на странице «Магаданской правды» хотел бы поделиться мыслями и дать характеристику основных положений в сфере обеспечения избирательных прав и развития демократических институтов в Российской Федерации, сформулированных Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым в своем Послании Федеральному Собранию РФ, которые требуют разрешения в 2010 году.


О ЕДИНОМ КРИТЕРИИ УСТАНОВЛЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ДЕПУТАТОВ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ

В этих целях соответствующий проект федерального закона внесен Президентом РФ в Государственную Думу: № 306944-5 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с установлением требований к числу депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации».

Законопроектом вносятся изменения в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Предполагается деление всех 83 субъектов на 4 крупные группы в зависимости от численности избирателей:
а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тыс. человек;
б) не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тыс. до 1 млн. человек;
в) не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 млн. до 2 млн. человек;
г) не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности избирателей свыше 2 млн. человек.

Предполагалось свести к минимуму фактическую необходимость пересмотра субъектами РФ численного состава своих региональных законодательных органов.

В результате в случае внедрения предлагаемых параметров в 1-й группе потребуются изменения в 7 субъектах РФ (см. таблицу).
Законопроектом предусмотрено, что новые правила вступят в силу с 1 августа 2011 года и будут применяться к законодательным органам субъектов РФ, выборы в которые будут назначены по истечении 100 дней со дня его вступления в силу.

Между тем действующее законодательство и в настоящее время не препятствует субъектам РФ в изменении численного состава своего законодательного органа, приведя его, таким образом, в соответствие с требованиями нового закона.

О ФОРМИРОВАНИИ ФРАКЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТАХ

Для этого необходимы изменения в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Предполагается, что статусом фракции должен обладать даже один депутат-списочник, при условии что список кандидатов от его партии был допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном органе.

Новация заключается в том, что до сих пор традиционно фракцией считалась только группа из двух и более депутатов, теперь же фракцией предлагается считать даже одного депутата-списочника.

Депутат (2 депутата) от так называемой малой партии, которая не была допущена к распределению мандатов, но список которой получил от 5 до 7 % голосов избирателей и которой были переданы 1 - 2 мандата, сам не будет обладать статусом фракции (при этом он будет обладателем большинства прав, которыми обладает фракция). Таким образом, депутаты от малых партий вправе будут создавать только некое депутатское объединение, не являющееся фракцией.

При этом реальная разница между объемом прав и обязанностей фракции с одной стороны и объединений депутатов с другой может быть в случае, если в регионе существует исключительно пропорциональная система. При смешанной избирательной системе разницы в статусе между фракцией и нефракционным депутатским объединением, состоящим из депутатов-одномандатников, вероятнее всего, не будет (поскольку нельзя нарушать равенство прав депутатов-одномандатников).

О РАБОТЕ НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ

Необходимы изменения в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

В данном случае закон будет направлен на то, чтобы депутаты от всех партий, представленных в региональном законодательном органе (и проведшие свои списки, и малые партии), имели право занимать руководящие должности и работать при этом на постоянной основе (если это предусмотрено региональным законодательством). Предполагается, что если это даже один представитель, то у него должны быть такие возможности.
При этом депутату-одномандатнику, выдвинутому политической партией, такой гарантии представлено не будет (данный подход требует дополнительного обсуждения).

Под руководящими должностями понимаются руководители законодательного органа (председатель и заместители), руководители комитетов (комиссий).
Представляется, что руководители фракций к числу руководителей законодательного органа не относятся.

Независимо от численности депутатского корпуса федеральным законом будет предоставлено право каждой партии занимать, как минимум, по одной руководящей должности в региональном законодательном органе на освобожденной основе. Таким образом, число должностных лиц законодательного органа, работающих на постоянной основе, должно быть не менее числа политических партий, представленных в данном органе (партии, проведшие свои списки, и так называемые малые партии).

О 5-ПРОЦЕНТНОМ БАРЬЕРЕ

Необходимы изменения в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Предполагается, что:
1) партии, набравшей на выборах от 5 до 7 %, при избирательном барьере в 7 % может быть передано до 2 мандатов;
2) партии, набравшей на выборах от 5 до 6 %, при избирательном барьере в
6 % может быть передан 1 мандат;
3) при избирательном барьере в 5 % и менее в парламент попадут только те партии, которые преодолеют данный барьер.

Кроме этого, предполагается защитить те партии, которые могут преодолеть избирательный барьер, но при ряде условий (по методу империале) могут не получить ни одного мандата. Нелогично, если партии, набравшие от 5 до 7 %, смогут получить мандат, а партия, набравшая чуть больше 7 % по методу империале, мандат не получит.

В целях реализации данного законопроекта готовятся изменения в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которые должны обеспечить таким депутатам право предлагать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляется соответствующим региональным законодательным органом, а также право на выступление, получение и распространение материалов и документов и некоторых иных прав. Порядок реализации указанных прав должен устанавливаться регламентом регионального законодательного органа.

О СБОРЕ ПОДПИСЕЙ И О РАБОТЕ С ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ

Предполагается, что будут освобождены от сбора подписей избирателей на следующих выборах в конкретном регионе и во всех муниципальных образованиях этого субъекта Российской Федерации те политические партии, которые не представлены в Государственной Думе, но имеют фракцию в данном региональном законодательном органе.

Предполагается, что субъекты РФ должны внести в свои конституции (уставы) положения, предусматривающие различные формы работы с политическими партиями, включая рассмотрение таких вопросов на пленарных заседаниях законодательных органов.

Предварительно предполагается внести изменения в Федеральный закон «О политических партиях», установив обязанность законодательных органов рассматривать предложения «непарламентских» партий, заслушивать и обсуждать их сообщения.

Непарламентским партиям также нужно гарантировать возможность постоянного участия в работе Центральной и региональных избирательных комиссий. Возможен следующий вариант обеспечения данной гарантии: предполагается, что в регламентах деятельности ЦИК РФ и субъектовых избирательных комиссий должно быть закреплено право непарламентских партий присутствовать на заседаниях соответствующих избирательных комиссий. При этом необходимо будет определить статус приглашенных лиц (их права и обязанности).

О ДОСРОЧНОМ ГОЛОСОВАНИИ

Пора наконец навести порядок с досрочным голосованием на местных выборах. Законы о выборах Президента и депутатов Государственной Думы строго ограничивают сроки этой процедуры и четко определяют, в каких случаях она используется. Взяв именно эти нормы за основу, нужно продолжить корректировку федерального и регионального законодательства.

Необходимы изменения в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Фактически речь должна идти об отмене досрочного голосования на местном уровне (в настоящее время на местном уровне за 15 дней до дня голосования может проводиться досрочное голосование в случае, если законом субъекта РФ не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям). После того как будет исключено досрочное голосование в нынешнем виде, останется возможность досрочного голосования только в случаях голосования на судах, находящихся в плавании, отдаленных труднодоступных местностях, на полярных станциях (то есть в случаях, когда это разрешено на федеральных и региональных выборах).

ОБ ОТКРЕПИТЕЛЬНЫХ УДОСТОВЕРЕНИЯХ

Требуется принятие необходимых мер для предотвращения незаконных манипуляций с открепительными удостоверениями.

Необходимы изменения в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
В арсенале возможных действий существует комплекс мер, среди которых:
• усиление защиты документа (специальные марки, водяные знаки, микрошрифт, введение отрывных талонов с информацией о персональных данных избирателя, которые при голосовании должны отрываться и вклеиваться в список избирателей на участке, и иные подобные меры);
• внесение в открепительное удостоверение персональных данных голосующего гражданина (адрес места жительства и т. п.);
• введение сквозной нумерации, а также единого учета и контроля за использованием открепительных удостоверений;
• усиление ответственности за незаконные действия с рассматриваемым документом и иные варианты.

Не во всех случаях потребуется внесение изменений в законодательство.

О РАВНОМ ОСВЕЩЕНИИ В СМИ

Субъектам Федерации рекомендуется принять свои законы о гарантиях равного освещения в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в региональных парламентах. В силу того что данный вопрос является достаточно сложным с точки зрения его разработки, а также в целях унификации регулирования всеми регионами данного вопроса (чтобы был единый минимальный стандарт по объему предоставляемых партиям прав), возможно, будет подготовлен модельный закон или методические рекомендации для субъектов Российской Федерации. Такой закон (рекомендации) будет разработан и предложен субъектам Федерации, которые на его основе разработают свои региональные законы. До этого разрабатывать свои законодательные инициативы представляется преждевременным.

На федеральном уровне также потребуется внести некоторые изменения, которыми регионам будет делегировано право принимать региональные законы по рассматриваемому вопросу (предположительно в ФЗ «О политических партиях»).

Это всего лишь небольшая часть тех положений и направлений сосредоточения основных усилий, определенных Президентом Российской Федерации для совершенствования политической системы, консолидации законодательной деятельности, реализации инновационного курса развития и модернизации нашей страны. Для этого у нас имеются мощные политические и экономические резервы, политическая воля и людской потенциал. Поэтому сегодня важны стратегические решения, направленные на достижение долгосрочных целей развития России.

Владимир КУЛАКОВ,
член Совета Федерации РФ от Магаданской области