Не рыбный день


Какими богатствами не спешит поделиться Охотское море? И почему?

Мы живем на берегу моря, а Магадан твердо ассоциируется с лососем и красной икрой.

НО все ли дары Охотского моря не то что появляются на нашем столе, а хотя бы просто известны магаданцам ? Чем богата морская фауна, но почему-то не богат рацион горожан? Это попытался выяснить корреспондент «АиФ-Магадан».

За экзотикой в болотных сапогах
ЧТО такое морской еж знают даже дети: симпатичное морское животное - постоянный персонаж детских мультфильмов. А кроме того, это иглокожее является деликатесом во всем мире, от Японии до Средиземного моря. И только магаданцы о том, что такое морской еж, знают лишь в теории, хотя Охотское море является ареалом обитания одного из его видов - серого морского ежа. Но, тем не менее, морской еж никак не фигурирует в списке ресурсов, добываемых нашими рыбопромышленниками. Хотя даже в соседнем с Магаданской областью Приморье продается, например, морская капуста с икрой морского ежа.

И морскими ежами список неизвестных широкому кругу магаданцев далеко не исчерпывается. Ярчайшим примером неиспользуемого ресурса являются двустворчатые моллюски, те же всем известные мидии. Они обитают прямо в прибрежной зоне - 5-20 метров от берега, и запасы их достаточно большие, как определяли специалисты МагаданНИРО в начале 2000-х годов. Но промысел у нас не развит, хотя в других странах (в США, в Японии, в Южной Корее) их добывают очень активно. Так что мидии в нашем море есть, а покупаем только японских.

Другой пример - прибрежная креветка, которую собирать можно даже во время отлива. Креветками промышленники у нас занимаются в основном шель-фовыми (это разные виды), на открытой акватории. Периодически у рыбопромышленников возникает интерес и к прибрежной креветке. Но ее, говорят специалисты, добывать непросто - мешает сложный рельеф прибрежной полосы. Так что сейчас добычей прибрежной креветки пытается заниматься в Магадане только одна компания.

Морепродукты: потерянные и найденные

СЛУЧАИ, когда на прилавках оказывается продукт, считавшийся совершенной экзотикой, - не редкость Вот, например, всем известное мясо трубача. Еще 25-30 лет назад что это такое, знали только специалисты, но неожиданно деликатес нашел своего потребителя, и теперь салаты и горячие блюда с трубачом не редкость на столах магаданцев. Или такая привычная магаданцам камбала. Промышленный лов этой рыбы начался только с 2004 года и сейчас доходит до нескольких сот тонн. До этого же ее вылов был на уровне любительского рыболовства - от 5 до 40 тонн в год.

Бывает и наоборот - ресурс активно добывался, а потом его добыча сошла на нет. Например, белокорый палтус, которого начали ловить с 19% года. Первые три года его добыча возросла до 500 тонн, а потом принялась неуклонно падать. Палтус просто выловили. Его стало настолько мало, что бизнес за его ловлю не берется, затрат больше, чем прибыли. Словом, палтус сейчас - уже не объект специализированного промышленного лова.

От традиции - к спросу

МОРСКОЙ еж и прибрежная креветка - это только некоторые из многочисленных примеров неиспользуемых в городе морских ресурсов, которые, что называется, «лежат под ногами». Причин этому несколько, сказал корреспонденту «АиФ-Магадан» ведущий научный сотрудник ФГУП «Магаданский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии», кандидат биологических наук Равиль Юсупов.

Во-первых, дело в традициях. Магаданцы - люди пришлые (пусть даже и во втором, третьем поколении), без традиции употребления морепродуктов в пищу. Воспитание и вкусовые предпочтения у нас материковские, и рыба у нас, увы, традиционно менее котируется, чем мясо. Те народы, цивилизация которых формировалась на побережье, в свой рацион включают куда более разнообразное меню морских продуктов.

А во-вторых, дело в рынке. Сейчас все диктует бизнес: если есть рынок сбыта, то будет и интерес к тому или иному объекту вылова. Представитель ООО «Магаданрыба» (того самого предприятия, которое планирует заняться добычей прибрежной креветки) рассказал корреспонденту «АиФ-Магадан», что уровень заинтересованности магаданских рыбопромышленников зависит от многих факторов.
Главным из них и является наличие рынков сбыта (т.е., фактически, спроса на продукцию). Внешне устойчивый рынок морепродуктов нашего города на самом деле динамичен - что-то появляется, что-то исчезает. И главным определяющим фактором для него остаются сами потребители. Ведь закон спроса-предложения никто не отменял.

Евгений БУЗЕВ.
"АиФ-Магадан"









Колымские колонки