Смертельный приговор


В жизни часто происходит все по какому-то странному стечению обстоятельств, иногда даже кажется, что все случилось, как во сне или компьютерной игре. Правда, бывает* игра эта заканчивается не в твою пользу, и счастливчиком из нее ты не выходишь. Сегодня ты жил еще вроде бы нормально, как всегда, а завтра вдруг, как в кошмаре, перевернулся мир. И перевернул его ты - и даже не заметил, как.

Совсем недавно в Магадане какой-то пьяный парень подошел к гуляющему со своей собакой мужчине и ударил его в живот ножом -четыре раза. Мужику повезло: рядом проезжал милицейский патруль - они задержали и нападавшего, и вызвали "Скорую". И теперь оба - и подонок и жертва - считают себя счастливчиками: ведь один из них остался жив, а другой не пойдет под суд за убийство.

Это был просто вопрос везения -карты так лёгли, что серьезного преступления вроде бы и нет несмотря на невероятно криминальную "начинку". А вот другим, болев безобидным персонажам, о которые пойдет речь, не повез/то катастрофически: возможно, потому, что один из них утратил связь с реальностью, а другой просто не знал правил игры.

Все, как обычно, но... надоело до чертиков!

- Где отец? - Антон Смирновский утомился: отца опять несколько дней не было дома. 9 лет назад они развелись с матерью, когда ему, Антону, было всего одиннадцать. Сколько себя помнит, Антоха трезвого отца видел нечасто, в итоге мать и не выдержала. Но папашка уходить из квартиры не торопился, и они так и продолжали жить все вместе: мать, отец и он с братом Федькой.

В этот день мать, как с ней бывало частенько, была подавлена А еще она рассказала сыну, что папа опять запил с дядей Сашей Москалевым. Она уже звонила этому дружку, и тот так обматерил ее, что она прийти в себя не может.

- Да что же это такое! -Антон стал звонить на мобильный дяди Саши. Этот "кореш" достал уже - ни стыда, ни совести. В ответ на вопрос, у него ли отец, Антон услышал похабщину и грубость. Но, как понял парень, отец был у Москалева.

- Блин, мам, пошли к нему! - Антон чувствовал себя защитником. Он слышал, что "дядя Саша" пьян, что ведет он себя, мягко говоря, вызывающе. Но ему вдруг захотелось просто взять и набить ему морду.

"Дядя Саша, уймись!.."

- Мы решили с сыном пойти и забрать моего мужа, Сергея, от Москалева - чтобы Сергей окончательно не спился, -объясняла следователям мать Антона. Если бы она тогда хоть на секунду могла подумать, чем закончится этот поход за пьяницей-мужем, даже не рискнула бы пожаловаться сыну!

Когда дверь двум непрошеным гостям открыли, мать и сын вошли в квартиру Москалева. Пьяный мужик сначала удивился визитерам, а потом "буром" пошел на пришедших:
- Что, сук.., надо?.. - Дальше пошла самая типичная матерщина - с рассказами о том, где он "видел" Антона вместе с матерью. У Антона прямо взорвалось все. Пока мать пошла в комнату (естественно, вытаскивать отца), Антон ругался с пьяницей. Ругань и накопившееся раздражение мгновенно вылилось в рукоприкладство: Москалев получил сначала удар в лицо - обычный такой мужской удар.

Одним этим ударом Антон не ограничился и врезал пьяному еще и в живот. Тот упал, и получил еще один, последний резкий пинок. Из комнаты вышла мать вместе с отцом - она слышала, что сын ругался с Москалевым. В коридоре она увидела согнувшегося на полу Сашу Москалева и поняла, что ее Антоха подрался с грубияном. Но женщина не слишком опечалилась: хоть кто-то этому дурню врезал!

Плохой сын и алкоголик Москалев работал на одном из магаданских предприятий, целых 15 лет они были приятелями с Сергеем, отцом Антона. Вместе нередко выпивали.
Как многие пьющие люди, Александр Москалев был никудышным сыном: несколько лет жил с матерью и обижал пожилую женщину до тех пор, пока сестра Лена не забрала мать к себе. Он никогда не был женат, не имел детей и жил довольно "растительной" жизнью...

В эту же ночь, после того как Александра Андреича Москалева "проучил" сын его собутыльника, мужчине вдруг стало плохо.

Приятельница Москалева, с которой они выпивали, сначала внимания на "болезнь" друга не обратила, но когда к вечеру следующего дня Сашку стало рвать и ему становилось все хуже, вызвала "Скорую": она была точно уверена, что ее друг напился какой-то суррогатной дряни и отравился. А что с ним еще может случиться? Даже медики "Скорой помощи" первоначально поставили пропахшему алкоголем человеку диагноз: "Холецисто-панкреатит, перформативная язва желудка".

Когда "Скорая" увезла мужчину в хирургию, тому становилось все хуже. Позже, на суде, хирург Магаданской областной больницы рассказывал, что состояние прибывшего Москалева быстро ухудшалось, и его даже не успели подготовить к операции - у него остановилось сердце. Но если бы его привезли хотя бы утром, вероятность, что он бы мог выжить, была.

В заключении судмедэкспертизы было сказано, что смерть Москалева наступила в результате фиброзного перитонита - следствие осложнений закрытой тупой травмы живота, разрыва брыжейки сигмовидной кишки, тромбоза сосудов в стенке кишки. И только тогда стало понятно: худой и неспортивный Антон Смирновский настолько неудачно нанес удары, что повредил внутренние органы слабого организма пьющего человека! Когда же начался процесс заражения - перитонит - совершенно некстати, рядом не оказалось никого, кто вовремя бы вызвал "Скорую" - и спас бы одного человека от смерти, другого - от тюрьмы...

Хотя сестра погибшего Александра, Елена, придя проведать брата на второй день после той драки и увидев, что тот корчится от боли, спокойно вернулась обратно домой и сообщила своей матери, что "с Сашей все в порядке, он болеет с похмелья". Понятно, что ситуация такая была не впервые и никого она не удивила и не насторожила. Разве мог кто-то подумать, что этот человек страдает не от похмелья, а от последствия побоев? А сам Москалев объяснить ничего не мог. Но - ирония судьбы! - именно Елена потом подала в суд на Антона как на убийцу брата.

Естественно, после своей смерти человек мгновенно идеализируется родными и близкими. И не так он вроде бы и пил, и не такой уж и гад был...

- Мой брат, конечно, выпивал, - говорила на суде сестра Москалева, - но не так, как отец Антона!
Мать Александра Андреевича тоже считала, что ее сына спаивает именно отец Антона, Сергей. И даже звонила накануне его жене и просила, чтобы женщина забрала своего бывшего мужа и повлияла бы как-то на него - ведь именно он так аморально споил ее сына!..

Мера ответственности

Антон и не думал скрываться или увиливать во время допросов следователей - он, наверное, так до конца и не поверил во всю абсурдность ситуации.
Суд признал необоснованным такой смягчающий фактор, как состояние аффекта у Антона, но рассматривал этот вариант: ведь своим вызывающим поведением - оскорблением Антона и его матери - Москалев элементарно "нарывался" на драку.

Состояние аффекта юристы объясняют так: при конфликте человек часто не может тщательно и всесторонне обдумать свое поведение и соразмерить его с какими-то нравственными принципами. В состоянии аффекта человек подчас совершает поступки, о которых в дальнейшем сожалеет и которых не позволил бы себе в спокойном состоянии.

При этом неправильно думать, что в состоянии аффекта человек совершенно не понимает и не сознает того, что делает. Все то, что делает человек в состоянии аффекта, заключается не в полной бессознательности, а в том, что отсутствует достаточно ясное осознание цели действия и затрудняется сознательный контроль за своим поведением.

Тем не менее даже при самой напряженной стрессовой ситуации действия человека проходят стадию принятия решения, где возможен выбор альтернатив поведения и, следовательно, есть основания для нравственной и правовой ответственности.

Если же раздражение и душевное волнение настолько сильны, что человек абсолютно теряет над собой контроль, не способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими, то он является невменяемым, что исключает его уголовную ответственность.

Но, как объяснял суд свое решение, Смирновский не попадал под все эти оценки. Парень подробно и последовательно описывал все произошедшее. Он не отрицал, что бил друга своего отца, но убивать его у него и в мыслях не было! Да, он пришел к нему в квартиру, зная, что тот пьян. И произошло это после того, как Москалев матерился на них с матерью по телефону - то есть никаких резких вспышек "помутнения" не происходило. И поэтому в итоге суд принял решение, что "действия Смирновского... носили умышленный и последовательный характер" и привели они в итоге к смерти человека.

Тем не менее, адвокат Антона во время защитной речи, показывая на своего подзащитного, похоже, удивлялся сам:

- Вы только посмотрите на него? У него даже не телоСЛОЖЕНИЕ, у него тело-ВЫЧИТАНИЕ!.. Как он мог убить?

Сестра убитого пьяницы, Елена, когда ей предоставили слово, сама просила, чтобы 20-летнему парню не давали суровое наказание:

- Парень молодой... Я, конечно, не хочу, чтобы ему дали большой срок. Только он все равно не имел права так избивать моего брата! И все равно должен понести наказание.
Елена, кроме того, подала иск на возмещение морального ущерба в 100 тысяч рублей: ведь их семья переживала "нравственные страдания" (такова стандартная формулировка в иске), они потеряли близкого человека. И потребовала также возмещения ущерба материального - 62 830 рублей, куда входили не только уже потраченные 26 531 рубль, но и предполагаемые траты по захоронению брата.

Парню присудили 6 лет и 6 месяцев лишения свободы и выплату потерпевшей - сестре Москалева -100 тысяч рублей морального ущерба и 26 531 рубль материального. И все по закону - по закону юридическому, где результат таков: он убил. И должен нести наказание.

Как объясняет государственный обвинитель Иван Кузнецов, Антон Смирновский нанес Москалеву удары в жизненно-важные органы - в живот и по голове. Это уже умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. А так как эти удары повлекли летальный исход - значит, Смирновский виноват в смерти отцовского приятеля. Парень совершил особо тяжкое преступление, преступление против жизни и здоровья человека, представляющее повышенную общественную опасность, за которое должен ответить перед законом.

Преступление и наказание

Практически любой человек, слышавший эту историю, поражается до глубины души: ну как это так? Из-за какого-то пьяницы, который оскорбил его мать, 20-летний парень сядет в тюрьму на 6 с половиной лет? Ни за что ни про что! Да еще и должен заплатить больше 100 тысяч рублей родственникам этого никчемного человека.. Больше чем уверена, что все, кто участвовали в этом судебном процессе, чисто по-человечески тоже сочувствуют 20-летнему парню.

Только есть в этом деле и обратная сторона, о которой не должны забывать: то, каким человеком был убитый мужчина - алкоголиком и плохим сыном или хорошим мужиком, - для суда роли не играет. Как не играет никакой роли и для Вселенной. Насильственно прервана жизнь человека, за что виновный должен понести ответственность.
Да, возможно, все эти вопросы из области Достоевского, который не раз и весьма убедительно доказал, что никакими аргументами, никакой логикой человек не может оправдать убийство - даже совершенное по ошибке или неосторожности.

Но, глядя на этого парня, который уже сел в тюрьму, и на многих других, кто "просто не сдержался" или "не рассчитал силы", так и хотелось сказать: дурачки, что же вы натворили! В нашем мире виртуальная жизнь слишком прочно вплетена в реальную, и слишком уж подталкивает к такому недооцениванию собственных возможностей, когда кажется: вот сейчас ты просто докажешь, кто прав. Ты только проучишь человека, который тебя обидел, раздражает или просто, как тебе кажется, совершенное ничтожество. Но остановиться, взвесить свои силы уже не можешь.

Психологи уверены, что сдержаться, не потерять власти над собой на первой стадии раздражения, гнева может каждый человек, даже ребенок. Зато дальше человек может полностью утратить волевой контроль, совершить безотчетные движения и безрассудные поступки. Проще говоря, может "распустить" себя. И именно на этом этапе человеку может не повезти: случится самое настоящее убийство, как и произошло с 20-летним, не наигравшимся в компьютерные игры Антоном. А ведь криминала здесь не хотел никто.

Анастасия АЛЕКСЕЕВА.
"Колымский тракт"









Колымские колонки