Туризм на Колыме не должен быть экзотикой


Край лагерей и золотых приисков. Подобный ответ на вопрос о том, что такое Колыма, даст, наверное, большинство жителей России. Не так давно по инициативе областного правительства издан справочник «Путеводитель по Колыме». В нем много новой информации и наш регион показан с другой стороны.



Колыма - это и охота, и рыбалка, и экологический туризм. Вот только что представляет больший интерес для туристов: светлое будущее или темное прошлое? Об этом в свете прошедшей на неделе инвестиционной сессии, где Колыма среди 9 проектов представила и туристический «Солнечный. Магадан», мы разговариваем с человеком, который является экспертом в сфере туризма. Заместитель председателя Магаданской городской Думы Виктор Баринов не один год своей жизни посвятил развитию этой отрасли на территории.

Ты вглядись в его лицо



- Виктор Алексеевич, на протяжении последних лет много говорится о поисках нового бренда Колымы. Как вы считаете, пользу или вред несут нашему региону устоявшиеся мифы о золоте, зеках и медведях на улицах?

- Вопрос ребрендинга нашего региона обсуждается не первый год. Для этого уже нанимали специалистов, которые пытались найти в Магаданской области новые точки притяжения туристического интереса. Несколько лет назад фонд «Институт экономики города» пытался помочь Магадану обрести новое лицо. Потом объявляли конкурс логотипов, в котором все желающие могли пофантазировать на тему нового имиджа Колымы. Это было в 2014 году. Тогда конкурс не состоялся, жюри не понравилась ни одна из работ. Много говорится о том, что нужно уходить от лагерного прошлого региона. Негоже, мол, что Колыма ассоциируется исключительно с тюрьмами, зеками, медведями и золотыми самородками. Это так, но я считаю, что в поисках нового мы не должны совсем забывать о старом. А ведь именно интерес к трагичной и мрачной истории Колымы каждый год притягивает в Магаданскую область десятки неорганизованных туристов. Люди из Европы, Азии, Америки едут к нам на автомобилях, мотоциклах, велосипедах, пешком идут. Что интересует здесь иностранцев? Прежде всего материальное наследие времен ГУЛАГа, развалины сталинских лагерей. Люди тратят немалые деньги, чтобы своими глазами все это увидеть. При этом туристы остаются неорганизованными. А мы им, по сути, не предлагаем какого-либо готового продукта, пытаемся в это время придумать что-то новое. Все идет к тому, что скоро и смотреть-то не на что будет.

Приведу такой пример. Не так давно снесен легендарный деревянный мост через реку Колыму, который простоял около 80 лет. Его построили в 30-х годах прошлого века на костях заключенных. На Колыме не только уголовники сидели, мост возвели советские инженеры. Это самое настоящее чудо технической мысли. По нему сотни тысяч невольников отправлялись на прииски и рудники. Да, он стал нефункционален, но это наше историческое наследие, а для туристов, посещающих Колыму, - артефакт. Его фотографировали, снимали на видео. Теперь его нет. Я считаю абсолютной глупостью отказ от этого наследия. Нужно совершенно не разбираться в индустрии исторического туризма, чтобы в поисках новых брендов ставить крест на старых. Многие страны вынуждены буквально из пальца высасывать исторические факты, которые могли бы заинтересовать потенциальных туристов. У нас, как говорится, все находится под ногами.

Недешевое, но удовольствие



- Путешествие получится дорогое. Это человек понимает, только приобретая билет в Магадан. Получается, удел региона - туризм для богатых?

- Туризм в Магаданской области еще долгое время будет оставаться недешевым удовольствием. Это нужно принимать как факт. Главная беда - транспорт. Пусть дорогие авиабилеты и долгий перелет, но добраться до места охоты или рыбалки - тоже целое дело. Дорог, по которым можно доехать на автобусе, нет. Как правило, туристические компании предлагают индивидуальные туры, которые рассчитаны на обеспеченных путешественников. С тех пор как упал «железный занавес», на Колыму наведываются богатые иностранные и российские охотники и рыбаки. Нам есть что им предложить. Но, по моему мнению, действовать нужно активнее. Чаще всего современные люди берут интересующую их информацию из Интернета. А много ли там сайтов о Колыме на английском языке? Много ли вообще там страничек с предложениями для охотников и рыбаков? На мой взгляд, потенциал этих направлений используется лишь частично. Многие из нас бывали в других странах.

В Египет, который сейчас закрыт для российских туристов, едут, чтобы посмотреть на одно из чудес света - пирамиды. Спустя годы о путешествии вам напомнят лишь фотография и купленный в местной лавке сувенир. В мире огромное число путешественников-экстремалов, которые готовы платить большие деньги только за то, чтобы иметь в своей коллекции нечто уникальное, связанное с Колымой. Таким образом, суровый климат, уникальная флора и фауна, тяжелая логистика становятся нашими конкурентными преимуществами в борьбе за такого клиента. Справочник-путеводитель по Магаданской области, о котором мы сегодня говорим, очень свое-временен. Считаю, что его нужно печатать большими тиражами и бесплатно раздавать в международных аэропортах. Хотя нам есть что предложить и путешественникам со средними доходами.

Охота на... желтый металл



- Действительно, а на что могут рассчитывать туристы среднего класса?

- Этим летом в Магадане прошел первый международный конкурс старательского мастерства «Золотой фестиваль». Его инициатор и идейный вдохновитель, наш губернатор, попал в самую точку. Это стало заметным событием не только для области, но и для всей страны. Фестиваль вышел в финал Национальной премии в сфере туризма «Russian Event Awards». Это отраслевая награда, присуждаемая по итогам открытого конкурса проектов за достижения в области развития индустрии событийного туризма, который проводится при поддержке Федерального агентства по туризму. Все это говорит о том, что тема золота популярна, актуальна и вполне может стать тем самым брендом территории, о котором так много говорят.

Посмотрите, для жителя Магаданской области золотой самородок - вещь ординарная, которую можно купить в магазине, а для людей многих стран мира это объект самого настоящего фетиша. Колыма способна дать возможность потенциальному туристу своими руками добыть россыпное золото. И затраты на путевку в Магадан у такого путешественника будут на порядок ниже, чем у поклонника спортивной рыбалки или трофейной охоты. Вертолет здесь не требуется. Организовать золотой полигон можно в относительно доступном месте. То есть мы говорим о привлечении в регион представителей так называемого среднего класса. Тем более это актуально сейчас, когда россияне неизбежно поворачиваются в сторону внутреннего туризма.

А теперь об экономической стороне дела. В поселках Колымы живет много людей, которые просто не хотят оттуда уезжать. Их образ жизни - это доступная охота, рыбалка, возможность что-то выращивать на приусадебном участке. Отсутствие инфраструктуры - это плата за вольную жизнь на природе. Мы прекрасно понимаем, что с точки зрения занятости государство этим людям ничего не предложит. А вот самим организовать себе дело по душе вполне возможно. В странах Северной Европы, в Канаде и на Аляске целые поколения ведут такой образ жизни. Там люди занимаются семейным туристическим бизнесом - приглашают гостей, организуют для них охоту и рыбалку, обустраивают проживание и берут за это разумные деньги. А еще ведь это интересное дело - встречать гостей, рассказывать на правах хозяина о крае, в котором живешь. Думаю, что у многих и отношение к своей малой родине изменится. Быстрый оптоволоконный Интернет, который через год или даже полгода доберется в каждый дом, открывает широкие возможности по информированию и привлечению клиентов. Таким образом, будет решаться проблема занятости колымчан, понемногу станет развиваться индустрия туризма. Надо лишь запустить процесс.

Что там, за Соколом?



- А сможет ли Колыма что-нибудь предложить так называемым внутренним туристам? Ведь не секрет, что многие магаданцы сами плохо знают край, в котором живут.

- Из Магадана нельзя напрямую улететь на отдых в теплые страны. Эта транспортная оторванность от «большой земли» приводит к тому, что среднестатистический колымчанин путешествует меньше, чем его соотечественник из центральных районов страны. Работая над привлечением в Магаданскую область туристов из России и зарубежья, мы не должны забывать о том, что в регионе живет более 140 тысяч человек, которым также хочется интересно и активно проводить свое свободное время. Людям интересны охота, рыбалка, сплавы по рекам. А ведь многие проживают жизнь, дальше поселка Сокол не выезжая. Как известно, предложение во многом формирует спрос, а нам пока предложить землякам нечего. Баз отдыха, где можно по доступным ценам провести выходные дни, мало. Взять Магадан - все ограничивается горнолыжкой.

Поэтому усилия городских властей, которые нацелены на создание в городе крупного всесезонного спортивно-развлекательного комплекса, безусловно, оправданны. Считаю, начать нужно с малого. Все предложения в сфере активного отдыха на природе следует объединить под эгидой единого информационного ресурса, на котором каждый горожанин сможет получить интересующую его информацию. Сюда же стоит добавить и стартапы. Возможно, это поможет найти инвесторов. Уникальные возможности даны нам природой и историей. Мы не используем их только потому, что не видим в этом ничего необычного.

Автор: Андрей НИКОЛАЕВ.




  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.