Кто ходит в школу по субботам...


В министерство образования Магаданской области поступают просьбы законодательно установить пятидневку.

Родители настаивают: дети так же, как и взрослые, должны иметь два дня отдыха, а у них учеба занимает всю неделю. Если шестидневка и в начальном звене и даже в субботу они приходят из школы поздно, а в воскресенье опять садятся за уроки, то им и передох­нуть некогда.

БОЛЬНОЙ ВОПРОС

К сожалению, пока это невозможно. Почему - разъяснила начальник отдела общего образования министерства Ирина Горностаева.

- Все вы знаете, что унифицированной модели организации учебного процесса в общеобразовательных школах не существует, по действующему законодательству режим работы каждой определяется самостоятельно, происходит это коллегиально, по согласованию с родительским комитетом либо попечительским советом школы, - сообщила Ирина Владимировна. - Учебная нагрузка учащихся регулируется санитарными нормами и правилами. В них прописано, что 5 дней в неделю занимаются только первоклассники, а со 2-го класса по выпускной - как по пяти­дневной, так и по шестидневной неделе. Кроме того, учащиеся 4-го класса занимаются 6 дней в неделю в связи с введением в учебный план обязательного для изучения предмета «Основы религиозной культуры, светской этики», который не позволяет уместиться в пятидневку. Это те нормы, на которые мы опираемся. Но как рассматривать влияние этого часа на здоровье ребенка? Мы направляли свое мнение в центр, но Минобрнауки однозначно заявило, что дети в 4-м классе должны заниматься в субботу, туда переносится один урок и внеурочная деятельность.

То, что ученики сегодня перегружены, ни для кого не секрет. Но что могут сделать школы?

- Если говорить честно, то я, как руководитель, считаю, что дети должны отдыхать, тем более учитывая наши северные условия, - заявила директор лицея № 1 им. Н. К. Крупской Наталья Гришенко. - Родители правы: наши ученики вообще не отдыхают, особенно в старшем звене. Но у нас с 4-ми классами проблема, они занимаются в субботу, и из-за них работает фактически вся школа. Моя позиция: можно отыскать какое-то приемлемое решение на местном уровне или обратиться в федеральный центр, ведь в других регионах каким-то образом составляют учебные планы так, что дети не занимаются по субботам.

- Мы узнали, каким образом им это удается, - пояснила Ирина Горностаева. - Попечительские советы или родительские комитеты школ выходят на родительские собрания параллелей и обращаются с заявлением к директору с просьбой рассмотреть вопрос о переходе на пятидневную неделю обучения. И далее коллегиальное решение школы согласовывается с Управлением Роспотребнадзора. Но не во всех случаях там с этим соглашаются, поскольку увеличивается нагрузка на учащихся. Хотя нам таким опытом надо воспользоваться.

Вопрос этот больной и из года в год поднимается, ведь дети и родители стремятся отдыхать по субботам, да и учителя тоже. А если руководствоваться санитарными правилами и нормами, которые регламентируют требования к общеобразовательным организациям, то тут два варианта: и пяти-, и шестидневная неделя. Но есть нормативы максимальной недельной нагрузки: положим, для 4-го класса при шестидневке - не более 26, при пятидневке - не более 23 академических часов. Если школьное расписание позволяет уложиться в эти показатели, то Роспотребнадзор идет навстречу.

Врио главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» Валерий Саухат высказал свое мнение:
- Экспертиза расписания уже прошла во всех школах. Мы сами знаем, какой это мучительный процесс. И мы вас услышали. Но тут парадокс. Вы хотите, чтобы ваши дети отдыхали или учились и набирались знаний? Наверное, чтобы каждый ребенок чего-то достиг. И тут надо смотреть на его здоровье, способности. Родители, которые не хотят, чтобы их дети учились по шестидневной неделе, могут отдать их в другую школу, достигать определенных вершин в любой можно.
Что ж, это правильно - при желании получить знания можно в любой школе. Только сегодня родителей волнует еще одна проблема: районирование не дает выбора! И если вы по месту жительства прикреплены к простой школе, то в лучшую гимназию вряд ли попадете.

ГРУЗ ЗНАНИЙ

Но как быть с нагрузкой в среднем и старшем звене? Почему там шестидневка? Хотя в Магадане есть школы, где дети не учатся в субботу, и их немало. Занятий больше в лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением отдельных предметов. Но это и понятно: чтобы получить более глубокие знания, надо много трудиться.

- Считаю, что родителям на семейном совете нужно расставить приоритеты: зная своего ребенка, необходимо выбрать, что важнее - здоровье или образование, - сказала директор гимназии № 24 Татьяна Ильяшенко. - А у нас чаще всего амбиции взрослых не позволяют детям осуществить то, что в них заложено природой. У родителей есть право искать ту школу или гимназию, какая им подходит. Не бывает хорошего образования без упорного труда. У нас небольшое здание, и потому мы не имеем возможности заниматься в одну смену.
- Конечно, возникает парадокс: с одной стороны, мы все понимаем, что учеба - это колоссальный труд, и видим, какую нагрузку несут наши дети при шестидневке, - отметила Анжела Шурхно. - Родители, отдавая своего ребенка в лицей или гимназию, заведомо знают, что он будет изучать не один язык, а два и углубленно многие предметы, чтобы вырасти с четко заданной траекторией, и на выходе станет участником олимпиад, призером, обладателем грантов. Конечно, мы хотим только добра, счастья и здоровья своим детям. Но вынуждены констатировать, что между их здоровьем и желанием родителей устроить им светлое будущее разрыв серьезный.

Конечно, противоречия налицо. И поэтому сегодня родители не высказывают вслух своего недовольства. При анкетировании и детей, и взрослых мнения разделились. Одни сетуют: где брать время на увлечения - музыку, спорт? А другие ищут выходы и находят формы взаимопомощи. Так, восьмиклас­сники говорят, что уже привыкли работать в субботу, особенно если учителя не так много задают уроков на понедельник.

А вот мнение одного из родителей: «Если не хотите шести­дневку, попрощайтесь с возможностью дополнительных занятий, уроками английского и танцев. По-моему, хорошее образование важнее, чем возможность выспаться в субботу. Не нужно пытаться лишить своих детей знаний только потому, что вам лень возить их в школу по выходным».
Но министр образования сделала свои выводы.

- Мы едины в одном: в начальном звене требуется определенный подход. Несмотря на то что школа автономна и самостоятельна в выборе форм и средств для обучения, есть учебный план, стандарты и предельные нормы, - сказала Анжела Шурхно. - Подготовим очередное письмо в Министерство образования РФ, в котором теперь уже не попросим разъяснений и комментариев, а выскажем свое мнение и коллег-дальневосточников и предложим вынести вопрос на следующее всероссийское родительское совещание. Но сегодня 4-е классы учатся по шестидневке, хотим мы этого или не хотим, пока вопрос не будет решен на законодательном уровне, чего в этом году скорее всего ждать не приходится. А в среднем звене рекомендовано рассмотреть вопрос о том, чтобы в тех школах, где дети учатся по шестидневке, домашние задания на понедельник не задавали. Но все опять на усмотрение школы. Что касается старших классов, если программа профильная, в пятидневку ее не уложить. Будьте готовы к тому, что нагрузка окажется выше, а учеба - дольше.

И ВО ВТОРУЮ СМЕНУ

Согласно санитарным правилам и нормам первую смену обязательно должны посещать учащиеся 1, 5, 9, 10 и 11-х классов. В школах с углубленным изучением отдельных предметов обучение должно быть в первую смену, как профильное и предпрофильное, которое начинается в старших классах.

Рекомендовано рассмотреть вопрос оптимизации учебного процесса. Как к ней подошли? В Магадане лишь 3 образовательных учреждения обучаются в одну смену: школы № 2, 15 и Эколого-биологический лицей. Как этого удалось добиться? Во второй школе отремонтировали кабинеты, расширили учебные площади. В пятнадцатой не хватало учителей, а теперь, когда в новом учебном году пришли 2 молодых специалиста, дети смогли перей­ти на односменное обучение. В Эколого-биологическом лицее пересмотрели учебный план, и 3 урока физкультуры не пришлось переносить на субботу.
Кстати сказать, проблема, когда в школах объективно не хватает спортивных залов и учебных площадей, волнует многих. Как рассказала директор ольской средней школы Валентина Ивченко, раньше в поселке было 3 школы, а теперь одна, и ей требуется 11 помещений и спортивный зал. Разрешить проблему сможет только строительство нового здания. Но сегодня в области нет ни одного проекта для строительства, кроме новой школы в п. Омчак. В рамках проекта модернизации образования с 2016 года средства будут выделяться. Так что нам остается только ждать, когда в области появятся новые, современные, удобные для всех школьные здания.

По результатам работы «круглого стола» министром образования А. В. Шурхно отмечена необходимость совместных встреч в таком формате педагогической, родительской общественности, представителей надзорных органов для рассмотрения насущных вопросов и выработки возможных путей решения возникающих проблем.

Автор:  Вера Диденко "Магаданская правда"




  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.