Куда приведет автономное плаванье.


В стремлении получить высшее образование мы впереди планеты всей. Численность студентов у нас в три раза выше общероссийского показателя. Юристов, экономистов, управленцев штампуют (другого слова не подберешь) все высшие учебные заведения.

Казалось бы, радоваться надо такой образованности, если бы не одно но: лишь 8 % выпускников устраиваются на работу по специальности. А в это время десятки предприятий области задыхаются от нехватки рабочих рук. Некому заварить прохудившуюся трубу, закрутить гайку...

Устоявшийся баланс на рынке труда, которым существовал многие десятилетия, дал крен.

КАК ЗАПОЛНИТЬ РАБОЧИЕ ВАКАНСИИ?

На недавнем совещании, где был рассмотрен вопрос о совершенствовании системы подготовки рабочих кадров в учреждениях начального профессионального образования, губернатор Н. Н. Дудов озвучил такую цифру -83 % вакансий рабочих профессий на региональном рынке труда остаются невостребованными.

- Эта проблема является для нас самой злободневной, - подчеркнул руководитель территории, - без решения кадрового вопроса невозможно дальнейшее развитие экономики области.

В нашем регионе насчитывается восемь профессиональных училищ, где обучают восьмидесяти профессиям. Структура подготовки рабочих кадров выглядит таким образом: самый большой сектор (более 20 %) занимают строительные профессии, сфера обслуживания.

Далее следуют лаборанты, операторы ЭВМ, делопроизводители, электросварщики, бухгалтеры. На последнем месте горнодобывающая отрасль, морской транспорт и связь.

Некоторые профессии при подготовке в училищах дублируются. Например, автомехаников готовят сразу в нескольких, что привело к переизбытку этих специалистов. Чего не скажешь про горные профессии. Их доля в числе обучающихся составляет всего 6,5 %.

И это при том, что золотодобывающая отрасль является для нашей территории основной.

Подводя итог совещания, Н. Н. Дудов сказал, что для решения проблемы рабочих кадров нужно в первую очередь возродить наставничество. На очередном хозактиве, который состоится в начале следующего года, губернатор намерен заключить договоры с рядом руководителей предприятий для предоставления производственной базы училищам на их территории.

- Нам нужно оптимизировать структуру начального профессионального образования, - подчеркнул Николай Николаевич, - и первые шаги в этом направлении уже сделаны. Недавно я побывал в профессиональном училище № 12, которое находится в поселке Стекольный.

Перевод в новое организационно-правовое поле дал определенные результаты. Там началась подготовка востребованных для нашей территории специалистов горных профессий.

УЧИТЬ И ЗАРАБАТЫВАТЬ

28 октября профессионально-техническое училище № 12 первым в нашем регионе из образовательных учреждений преобразовалось в государственное областное автономное учреждение начального профессионального образования. Это дает ему более широкую свободу во всех направлениях его деятельности.

Отныне училище будет не только учить, но и само зарабатывать деньги, оплачивать коммунальные услуги, приобретать оборудование и технику. Средства из федерального и областного бюджетов будут выделяться не постатейно, как прежде, а ежеквартально в качестве субвенций.

Теперь все будет зависеть от руководителя училища - насколько тот рационально и грамотно их расходует.

Переход на автономное плавание -довольно смелый шаг даже для нашего рыночного времени, все-таки речь идет об училище, которое в прошлые годы на все сто процентов обеспечивало государство. Сможет ли оно работать в новых условиях? Чтобы выяснить ответ на этот вопрос, я отправился в Стекольный.

Профессиональное училище № 12 было создано в 2002 году для обеспечения рабочими кадрами совхоза «Ха-сынский». Сначала долго не могли подобрать подходящее здание.

В конце концов остановились на пустующем двухэтажном универмаге, где за полгода за счет федеральных средств (2 миллиона 300 тысяч рублей) произвели ремонт и реконструкцию. Были набраны три группы численностью 75 человек. Автомеханик, мастер лесного хозяйства и мастер ЖКХ - проффессии, которые они должны получать.

Со временем в училище появилась и своя столовая, оснащенная самым современным оборудованием. В одном из домов поселка обустроили общежитие.

Важно отметить, что столовая и общежитие были отремонтированы и оборудованы за счет средств, заработанных самими учащимися благодаря заказам на детские площадки, которые установлены во многих трассовских поселках, металлические заборы, ограждения.

На средства, выделенные известным предпринимателем А. А. Басанским, воспитанники училища начали строительство хоккейной площадки в родном поселке.

Серьезным подспорьем стала земля. В этом году ПУ № 12 вырастило 100 тонн картофеля. Технику взяли в аренду у бывшего совхоза «Хасынский». В следующем году намерены вдвое увеличить пахотный клин, доведя его до 15 гектаров. Часть урожая пошла на собственные нужды, другая направлена в детские сады района.

На базе подсобного хозяйства здесь намерены открыть отделение машинистов-трактористов широкого профиля для сельского хозяйства.

Руководит ПУ № 12 Игорь Викторович Сверкунов (на снимке). Человек незаурядный, обладающий нестандартным мышлением. Родился в Хабаровске, детство прошло на Чукотке. Его настоящей страстью стал спорт, который и закалил характер. Вернувшись из армии, он в Стекольном для ребятишек создал клуб «Самбо-84».

Парня заметили и пригласили на работу в райспорткомитет Хасынско-го района. Следующей ступенькой его карьеры стала школа поселка Стекольный. В 1987 году после окончания института физкультуры он стал работать школьным военруком. Через два года был назначен директором школы.

В этой должности проработал вплоть до 2002 года, когда было создано ПУ № 12.

Занимаясь со старшеклассниками, он большое внимание уделял не только физической подготовке, но и дисциплине. О том, как военрук боролся с ее нарушителями, можно судить по следующему примеру.

- Однажды на сборах, которые проводились в Палатке для старшеклассников, я обнаружил у одного воспитанника бутылку пива, - вспоминает Игорь Викторович. - Наказание было чисто в армейском духе. Дав команду «газы!», отправил всех на марш-бросок в противогазах из Хасына до Палатки. Я бежал рядом с ними в противогазе.

Расстояние приличное - 3 километра. Добежав до моста, мы сделали упражнение по отжиманию, покидали камни вместо гранат, после чего отправились в обратный путь. На этот раз уже без противогазов. Альтернативное наказание последовало и после того, как один школьник без строя пришел в столовую.

За это вместо кинофильма весь взвод преодолевал полосу препятствий, и никто при этом даже не пикнул. Железная дисциплина дала свои результаты: пиво в школе больше не появлялось, мои ребята всегда были первыми, сдавая зачеты по бегу, подтягиванию.

С энергией и упорством директор продолжает развивать и расширять профессиональное училище, которым руководит. Проблема нехватки помещений была решена за счет пустующих начальных классов соседней школы. Таким же образом были «приватизированы» школьные гаражи, которые оказались размороженными и тоже пустовали.

Сегодня там вовсю идет оборудование классов, мастерски, с применением современных материалов. Руководитель училища поставил перед собой задачу в следующем году полностью завершить ремонт помещений.

За счет внебюджетных средств приобретены современная компьютерная техника, станок холодной ковки «Ажур» (стоимость 500 тысяч рублей), который позволяет изготавливать декоративные решетки и ограждения. Приобретены электросварочные аппараты, мультимедийные проекторы для аудиторий.

Сейчас училище копит средства, чтобы приобрести новый погрузчик, грейдер. Результат такого подхода не заставил себя долго ждать. Ребята стремятся сюда попасть практически со всех трассовских поселков.

Даниил Аппован приехал из Эвенска. Выучившись на электросварщика, он решил продолжить учебу, чтобы получить еще и профессию машиниста бульдозера.

-Вернувшись в Эвенск, намерен устроиться на рудник «Сопка Кварцевая», который скоро заработает в полную силу, - пояснил он. - Бульдозеристы зарабатывают больше, чем электросварщики, поэтому решил получить еще одну профессию.

Вот как отозвался о своем воспитаннике директор училища:

- Если надо сварить шов, Даниил это сделает лучше всех. Детские городки, которые мы делали для трассовских поселков, - дело его рук.

И все же больше всего здесь учится ребят из Стекольного. Жить и получить профессию в родном поселке - что может быть лучше?

Владислава Васильева я застал во время занятий в компьютерном классе. Парень учится на машиниста дорожных строительных машин. На вопрос, почему выбрал именно эту профессию, тот ответил коротко: «Потому что везде востребована». Рядом с ним осваивает компьютер его земляк Сергей Иващенко, который учится на мастера ЖКХ.

Окончив училище, Сергей пойдет в армию. После срочной службы намерен поступить в вуз. Как трамплин для прыжка в большую жизнь оценивает ПУ № 12 житель Стекольного Илья Баграенок. После его окончания он решил поступить в один из институтов Магадана.

- В этом году у нас полный набор, -продолжил директор училища, - и вовсе не за счет школьников Стекольного, как считают некоторые товарищи. У нас учатся ребята из Эвенска, Омчака, Теньки, Ягодного, Сокола и даже Магадана. Одна группа обучается на базе 11 классов, две - на базе 9 классов.

ПУ № 12 сегодня является единственным в области, которое готовит машинистов для работы на тяжелой технике -бульдозерам погрузчиках, БелаЗах.

В уходящем году мы обучили 300 человек по этим профессиям и на этом останавливаться не собираемся. Получив лицензии, скоро начнем обучение машинистов буровой установки, крановщиков, экскаваторщиков. Мы стремимся не только учить, но и зарабатывать.

В следующем году планируем получить доход от внебюджетной деятельности в пределах 5 - 6 миллионов рублей. Эти средства пойдут на приобретение техники, ремонт зданий.

В училище сформировался крепкий педагогический коллектив. Одни пришли сюда из соседней школы, другие из организаций района и области. Например, заместитель директора по учебно-производственной работе Л. М. Стандритюк прежде трудилась в СВКНИИ в отделе радиокосмофизических исследований.

Когда лабораторию закрыли, в 1993 году перешла в поселковую школу преподавать физику, а затем в ПУ № 12. Работают здесь и молодые педагоги. После окончания СМУ И. М. Бочарова вернулась в родной поселок и стала здесь преподавать английский язык.

НЕ МЫ К ВАМ, А ВЫ К НАМ

Систему образования будоражат бесконечные реформы, и профессиональные училища в этом не исключение. Как сделать так, чтобы они работали на нашей территории наиболее эффективно?

В статье «И снова на амбразуру», которая была опубликована в «МП» за 6.11.09 г., директор магаданского ПУ-3 В. В. Новохатько высказал идею об объединении под крылом этого образовательного учреждения училищ поселков Стекольный и Омсукчан.

По его мнению, это не только позволило бы повысить качество обучения за счет одних из лучших в городе производственных мастерских и квалифицированного педсостава, но и сэкономило бы огромные средства. А что по этому поводу думает директор ПУ № 12 И. В. Сверкунов?

- Я не понимаю, почему в училище, которое готовит маляров-штукатуров, облезлые стены, почему там не функционирует хоккейная площадка? Получается, как в той пословице: сапожник без сапог. Я не хочу обидеть других руководителей профессиональных училищ, но по темпам развития производственной базы мы их давно обогнали.

Так что впору не нам объединяться с третьим училищем, а им с нами. У нас здесь есть куда приложить руки. Профессиональное училище № 12 - это непаханое поле, где работы непочатый край. Начав программу оптимизации, мы будем выпускать специалистов, востребованных на нашей территории.

То, что в среде начального профессионального образования появилась здоровая конкуренция, - неоспоримый плюс. От этого улучшается качество обучения, территория получает востребованные профессии.

Возможно, в наш век модернизации как раз и нужны такие руководители - неординарные, пробивные, дипломатичные, умеющие ладить с начальством. Но, с другой стороны, меня смущают некоторые моменты.

Как и многие родители, я не могу понять, насколько был оправдан трехкилометровый маршбросок в противогазах за провинность одного учащегося. А если бы кто-то не выдержал, как это произошло в одной из «материковских» школ, что тогда? Если уж говорить откровенно, то и сама коммерциализация училищ вызывает много вопросов.

Не пострадает ли качество знаний в погоне за выгодой, не превратится ли сам процесс обучения в банальную выдачу корочек?

По поводу облезлых стен. В отличие от стекольненского училища в ПУ № 3 в два раза больше этажей -четыре. Чтобы работать на такой высоте, нужны специальная подготовка и навык. Конечно, это прекрасно понимает директор В. В. Новохатько.

Да и кто из руководителей направит своих воспитанников на такую рискованную работу?

Это нормально, что у каждого директора свой подход к подготовке рабочих кадров. И кто из них прав, рассудит сама жизнь. Для области важно, чтобы специалисты, которые вышли из стен профессиональных училищ, были востребованными, смогли вписаться в нынешние экономические условия.

Ведь совсем скоро с вводом новых рудников Яно-Колымской золотоносной провинции потребуются тысячи рабочих рук. И от того, как они сработают, зависит экономика нашей территории.

Виталий Холоимов
"Магаданская правда"