Чтобы корова молоко давала...


Трудно поверить, что фермерское хозяйство «Комарова», которое сегодня насчитывает 1600 голов крупного рогатого скота, 800 свиней, 98 лошадей и 3200 гектаров сельскохозяйственной земли, начиналось всего с двух коров. Как рассказывает глава КФХ Сергей Васильевич Комар, тех коров им отдали, потому что не могли расплатиться деньгами.

– Когда закрылся совхоз «Снежный», где я работал директором по переработке, нужно было что-то делать, как-то выживать. В то время, а это 90-е годы, было обанкрочено много предприятий, одно из которых – второе отделение птицефабрики «Дукча». При помощи Валентина Ивановича Цветкова нам удалось его выкупить. Два года мы разбирали клетки, строились. В 1997 году появились первые две коровы.

Получилось так, что мы выполнили работу, а совхозу «Ольскому» за нее нечем было платить. Тогда они с нами рассчитались коровами. Я подумал: ладно, хоть молоко людям будет. Время было тяжелое, нестабильное. На этих коров нам удалось заготовить очень много сена, а в совхозе «Ольском» начался падеж скота – нечем было кормить. Они нас попросили: есть 200 голов – сохраните их. Мы все что могли сохранили, за это нам отдали еще 15 -20 коров, – рассказывает фермер.

Небольшое фермерское хозяйство «Комарова» стало возить свою продукцию на молочную кухню, так как совхозы прекратили производство молока. Расчеты велись по предоплате. По словам Сергея Васильевича, это дало сильный толчок в развитии производства.

– Конечно, это в свое время очень помогло. Мы смогли развиваться. Постепенно спрос на молоко увеличивался. Мы стали во­зить свою продукцию в магазины, по предприятиям. Потом поставляли молоко в школы по программе «Школьное молоко». Это был гарантированный сбыт и своевременные деньги. Это тоже сыграло решающую роль, мы смогли закупить дополнительно скот, а это не что иное, как имущество. Под него мы взяли в банке кредиты, – говорит Сергей Васильевич.
Взяв на себя обязательства перед банком, нужно было работать дальше. Скота, что остался от совхозов, уже не хватало. Чтобы решить этот вопрос, Сергей Васильевич взял кредит на 5 млн рублей, и на ферму завезли 100 голов чистопородного скота из Вологды, потом привезли еще 200 голов по лизингу.

– Развитию помогла программа поддержки сельского хозяйства: кредитование, возможность работы в лизинг, компенсация процентов. Единственное, что плохо – это основывалось на коротких кредитах. Очень сложно было взять длинный кредит. Сегодня мы по всем тем долгам рассчитались полностью, – говорит фермер.

Как рассказывает Сергей Васильевич, после того, как завезли скот и увеличили объемы производства молока, начались новые проблемы. Была введена поставка продукции на конкурсной основе, и выдержать конкуренцию оказалось непросто. Тогда, чтобы быть конкурентоспособными, было принято решение построить перерабатывающий завод.
– Когда мы построили «переработку» где делали творог, все равно оставалась продукция, тогда мы завели еще свиней. Было такое, что молоко прямо с коровника отправляли на свинарник. Свиньи купались в этом молоке, потому что девать его было некуда, – говорит глава КФХ.

После того, как завод был построен, возникла другая проблема – реализация. По словам Сергея Васильевича, в сельском хозяйстве одно «цепляется» за другое. Осталось молоко – надо кого-то кормить, чтобы не пропадало. Завели свиней – появилась продукция, необходимо наладить реализацию. Если сразу не продается, то мясо идет на переработку.

– И сегодня мы продаем 60 – 80 тонн говядины и 40 тонн свинины в год, и этого уже не хватает. Поэтому хотим мы или не хотим, должны увеличивать поголовье скота. И выводить в отдельную структуру мясное направление – еще немножко и у нас получится свое производство «мраморного мяса», – рассказывает Сергей Васильевич.

На вопрос: сколько видов продукции выпускает его ферма, Сергей Васильевич отвечает, что точно сказать не может, так как ассортимент постоянно пополняется:

– Месяц назад приезжали технологи из Москвы, которые занимались выпуском новой продукции. Мы стали дополнительно делать плавленые сырки, сгущенные сливки, десерты. Все это выпускается пока небольшими партиями. Продукция выставлена в магазинах для дегустации – каждый может прийти и попробовать. В ближайшее время магаданцы смогут оценить Адыгейский сыр, к его производству все готово.

– Расскажите о своих планах на текущий год.

– Отдать банку кредиты и стабилизировать коллектив. Мы сегодня приглашаем людей с материка, из Украины и Средней Азии. Устраиваем на работу молодежь, самых толковых из них отправляем на учебу за счет предприятия. Нам нужны технологи, механики. Тем, кто у нас остается, мы предоставляем квартиры. Самое сложное и самое ценное, что есть в работе – это сформировать коллектив. Если это удалось, тогда все получится, – говорит фермер.

Сегодня на ферме работают 150 человек, большая часть из них – местные жители. По словам Сергея Васильевича, текучки кадров нет, в основном идет приток за счет расширения производства.

– Какие цели Вы ставите перед собой на будущее?

– Не хватает продукции. Надо проводить модернизацию животноводческих помещений, чтобы расширить ассортимент. В свинокомплексе – провести реконструкцию помещений на 6000 голов свиней. В Армани мы взяли участок – там везде разруха, надо восстанавливать. На это требуются немалые средства, время, но это необходимо.

– Как Вы думаете, фермерство – это перспективно?

– В тех условиях, которые сегодня, возникают сомнения. Деньги государство выделяет, но распределение средств идет на килограмм продукции – чем больше производство, тем больше субсидий оно получает. А если это маленькая ферма? Программы поддержки начинающих фермеров – 1 млн 600 рублей на развитие, при этом стоимость трактора Беларусь – 1 млн 200. На эти деньги, к сожалению, ничего не сделаешь.

– Что, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы это исправить?

– Сегодня выделяются целевые деньги, например, субсидии на ремонт техники. Некоторую технику ремонтировать уже нельзя – она развалилась. Но купить новую ты на эти деньги не можешь – должен отремонтировать. Вот такие препоны. Если это кредит – опять целевое использование кредита. Я сегодня взял на строительные материалы, а завтра сломался трактор. Но я не могу взять из этих денег, потому что они целевые. Фермеры должны кредитоваться под развитие производства. Дали тебе деньги – через год покажи, куда ты их вложил. Кто может лучше фермера знать: что делать? Потому что тот, кто хочет украсть, он украдет, а тому, кто что-то производит, этим сверхконтролем наносится только вред.

– С какими еще проблемами приходится сталкиваться?

– Во-первых, сельскохозяйственная земля зарастает. Мы сегодня готовим технику, начинаем лес корчевать. Специально закупили камнеуборочные машины.

Вторая проблема – земля скудеет. Рано или поздно мы должны будем делать подразделение, которое бы проводило рекультивацию земли. Нужны минеральные удобрения. Ежегодно нам надо завозить на 20 млн рублей минеральных удобрений. Своими силами мы не сможем это сделать. Мы завозим только на 1-2 млн рублей удобрений.
Сегодня у КФХ «Комарова» 3200 га – посевных площадей. Из них 35 га картофель. Еще мы сеем овес, рапс, горох... На год нам нужно заложить на прокорм скота примерно 13 – 14 тыс. тонн силоса, 1500 – 2000 тонн сена. И это надо успеть сделать за лето.

При определенных условиях мы в состоянии на 100% обеспечить область мясом. Но надо построиться, дополнительно завести скот, подготовить землю. Это несложно, просто нужны средства. Не нужно нам привозное, мы свободно можем обеспечить себя своим.

Если увеличить производство, можно снизить цены. Чем больше у нас будут приобретать, тем больше денег мы сможем вложить в производство, тем дешевле будет наша продукция. Арифметика простая.

На вопрос, есть ли какой-то секрет, которым он бы хотел поделиться с начинающими фермерами, Сергей Васильевич отвечает, что главное – это работать с полной отдачей.

– Те, кто хочет связать себя с сельским хозяйством, должны понять одно: человек рано или поздно встанет перед выбором: работать на себя или работать на производство. Если он захочет работать только на себя, значит, он ничего не сделает. Сельское хозяйство – это длительный процесс работы на производство. Те, кто хочет связать с ним свою жизнь, должны подумать о том, что в этом процессе себе мало достается. Кто думает, что пришел в сельское хозяйство, что-то заработал и купил машину, построил дом. Так не бывает. Только лет через 10 можно будет что-то и себе «отщипнуть». А если ничего не давать производству, ничего не получится вообще.

– Вы когда-нибудь жалели, что связали свою жизнь с фермерским хозяйством?

– Жизнь вспять не повернешь. Получилось так, как получилось. Плохо или хорошо, но мы что-то делаем для людей и их блага. Значит, я не просто так прожил жизнь. Что-то сделал, но многое еще надо успеть сделать.

Елена КУХТИНА



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки