Особые обстоятельства комфортной жизни

/uploads/posts/2015-03/1426222067_brodkin1.jpg



Руководитель управления внутренней политики аппарата губернатора Магаданской области Максим БРОДКИН сегодня ответит на такой, казалось бы, запутанный вопрос, как изменения в законе о местном самоуправлении. Эту тему он готов разложить по полочкам, разъяснить все нюансы для каждого из вас, дорогие колымчане. Ему слово.

- 131-ФЗ, о нескольких положениях которого сегодня пойдет речь, называется «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Почему простым людям должна быть интересна эта тема? Все просто: она затрагивает каждого из нас. Законы пишут юристы, и простому человеку они не всегда понятны. Но есть такие особые обстоятельства, например, те, о которых сегодня пойдет речь, когда отдельные статьи закона должен понимать каждый.

В чем же заключаются эти обстоятельства? На сегодняшний день в законодательстве существует два варианта организации управления на территории. Первый - создание муниципальных районов со своим кругом полномочий для решения вопросов местного значения. Одновременно с районом существуют поселения с администрациями, главами и отдельным кругом полномочий. Эта модель действует во многих регионах России, в том числе и в Магаданской области, и называется двухуровневой. Ее значительный минус в том, что указанные два уровня власти существуют, по сути, на одной территории с похожими полномочиями и не подчиняются друг другу. От этого не всегда качественно исполняются обязательства перед населением, а ответственность за содеянное не всегда есть с кого спросить. И второй - когда управление переходит в одни руки на всей территории в границах района - городской округ. Напомню, в Магаданской области до 1 января 2015 года в регионе существовало 45 муниципальных образований. В последнее время ситуация складывается так, что губернатор должен вмешиваться в жизнь каждого населенного пункта и лично взаимодействовать с его главой. Конечно, это неправильно и непродуктивно. Поэтому необходимо ответственное лицо на районном уровне. В существующей модели так не всегда получается.

В некоторых регионах нашей страны есть примеры другого построения системы местного самоуправления. Например, на Сахалине изначально создавали как муниципальные районы, так и городские округа, которые работают так уже 10 лет и показывают положительный результат, когда бюджет сконцентрирован, так сказать, «в одном кошельке», что снимает у них ряд вопросов, так актуальных для нас. Сейчас Московская и Калининградская области идут путем объединения и укрупнения - такая тенденция наблюдается в целом по стране. Ведь, если подумать, жителю поселка неважно, кто какие полномочия исполняет - глава его населенного пункта или целого района, - ему важно, чтобы было комфортно жить.

В Магаданской области уже есть пример давно созданного городского округа. Это Магадан с населенными пунктами Снежный, Дукча, Уптар и Сокол. Напомню, что названные поселки не являются отдельными муниципальными образованиями, там не избираются глава и собрание представителей. Но люди не страдают от того, что у них этого нет. На этом примере мы видим, что схема работает и весьма успешно. И вот мы подходим к тому, с чего начали: изучив подобный опыт, губернатор Владимир Печеный в конце прошлого года принял решение инициировать создание городских округов там, где вопрос давно назрел, - в Среднеканском и Омсукчанском районах, где на территории каждого муниципального образования провели общественные слушания, на которых население предложило депутатам поддержать данную инициативу. Таким образом, с 1 января 2015 года в Магаданской области есть Среднеканский и Омсукчанский городские округа.

Главы других районов стали присматриваться к новой схеме. Они подтверждают, что эта форма управления давно назрела, просто вплотную к решению проблемы подошли только сейчас. Не скрою, некоторых пугает сама формулировка «городской округ». Сразу отмечу - это не страшно, просто сегодня в законодательстве есть только одна возможность создания одноуровневой модели местного самоуправления, и это городской округ.

В начале 2015 года в эту работу включился глава Ягоднинского района Федор Тренкеншу. В этом районе общественные слушания прошли в январские праздники, и в ближайшее время он готовится стать городским округом. Затем слушания состоялись в Тенькинском, Среднеканском, Ольском, Северо-Эвенском и Хасынском районах. Когда пройдут обязательные процедуры, определенные федеральным законодательством, главы выйдут с инициативой к губернатору о создании городских округов. В дальнейшем соответствующие законы будут направлены на рассмотрение в областную Думу.

Важно понимать и то, что при двухуровневой системе управления избираются главы и собрания представителей в районах, поселках. И мало того, что область тратит большие деньги на выборы, еще появляется проблема, и она уже превратилась в тенденцию, когда избранные поселковые главы не исполняют полномочия, но практически не могут быть отстранены от занимаемой должности. Напомню, что по закону выбрать их можно и при минимальной явке избирателей, а вот снять с должности референдумом, на который обязана собраться половина избирателей муниципального образования. В случае создания городского округа глава поселка работает по контракту, если он не справляется, может быть уволен. И в этом есть большая подстраховка для населения в том, что глава более ответственно будет подходить к исполнению своих полномочий.

Немаловажным аспектом является то, что при происходящих преобразованиях все льготы, которые сегодня есть у населения, проживающего в отдаленных поселках Магаданской области, сохранятся. Каждый из нас с вами ничего не теряет, а приобретает более прозрачную и понятную систему местного самоуправления. Основная суть происходящих изменений - выстроить систему управления так, чтобы каждому жителю области было понятно, кто отвечает за порядок, тепло в доме и комфорт на территории, где он проживает. Уверен, со временем изменения, которые сейчас происходят, пойдут на пользу нашей области.



Новости по теме