Дорогие ворота территории

/uploads/posts/2014-05/1401149988_morport.jpg



Минувший год для Магаданского морского торгового порта прошел не совсем обычно: во-первых, в начале 2013-го сменилось руководство морских ворот Колымы, во-вторых, производственная мощность предприятия вдруг оказалась неготовой к возникшим нагрузкам (и техника подводила, и площади не позволяли разместить прибывающий груз отчасти из-за того, что грузополучатели просто до востребования хранят свой груз в порту), и наконец, в-третьих, порт отметил свое 80-летие. То есть в течение всего года внимание со стороны средств массовой информации к одному из старейших предприятий Колымы не ослабевало.

Год назад председатель cовета директоров ОАО «Магаданский морской торговый порт» Валентин Кузаков в своем интервью «МП» рассказывал о ближайших планах по модернизации предприятия - ремонту портового оборудования, приобретению погрузчиков, кранов, буксиров и так далее. Уже тогда было озвучено и решение проблемы затаренности контейнерами портового терминала - повышение тарифов за просроченное хранение.

На подготовку и введение новой тарифной политики предприятия понадобилось не так много времени. Слова руководителя порта воплотились в жизнь уже в январе 2014 года. А в конце февраля колымские предприниматели обратились с жалобой в Федеральную службу по тарифам, которая и устанавливает ценник на услуги морпорта, кроме того, свои претензии они направили непосредственно в Магаданское управление Федеральной антимонопольной службы. Иначе и быть не могло, ведь предъявляемые бизнесу портом долги насчитывали не одну сотню тысяч рублей. Обращение в ФСТ и УФАС подписали восемь предпринимателей, занимающихся сегодня доставкой в Магаданскую область стройматериалов, техники, запчастей и продуктов питания. Одним из тех, кто категорически не согласен с ценовыми нововведениями порта, является директор ООО «Кей Эм Машинери» Андрей КРАСИЛОВ.

- Дополнительные тарифы, выставляемые Магаданским морским торговым портом, - это исключительно желание новых собственников, - поделился своим мнением Андрей Борисович. - С ММТП я работаю не один год и слышал, что еще предыдущий руководитель Андрей Зинченко поднимал вопрос повышения тарифов, но просьба его так и не была удовлетворена. На сегодня порт остается монополистом, и все тарифы данного предприятия регулируются только Федеральной службой по тарифам. Предпоследнее повышение стоимости услуг морпорта произошло в 2011 году. В этом году предприятию еще подняли тариф. Но это не делается просто росчерком пера. Для того чтобы поднять тариф, предприятию-монополисту необходимо сделать коммерческие выкладки, предоставить данную информацию в службу по тарифам, которая проводит анализ и экономическое обоснование. Самовольно ни один монополист не может регулировать стоимость своих услуг. В противном случае однажды, войдя в магазин, мы будем шокированы ценой на хлеб или иные продукты, ведь другого порта, готового обслуживать по более низкой цене, у Магадана нет. Но с начала года узаконенный тариф за хранение контейнера в размере 144 рублей 80 копеек без НДС нынешнему руководству показался мал, и оно решило, что действовать данный ценник будет только в течение шести дней, а дальше справедливая стоимость - 1043,84 рубля, то есть повышение сразу более чем на 600 процентов! Но и это еще не все: свыше заявленных шести дней выставляется также в виде штрафа сумма за перемещение контейнера внутри порта на тыловые площадки (а в этом процессе задействованы, как минимум, три машины), которая составляет 9063,90 рубля. Хотя меня вообще перемещения груза внутри порта касаться не должны, так как я считаю их оперативными нуждами для осуществления деятельности. Для сравнения скажу, доставка контейнера из порта на 4-й километр основной трассы обходится в сумму около 7 тысяч рублей, поэтому совершенно непонятно, как образуются те 9063,90 рубля, а главное, почему я должен платить такую сумму. Представьте, я продаю бульдозер. Нередко бывает так, что покупатель забирает технику через неделю с момента приобретения. И вот через неделю я выставляю дополнительный счет за то, что бульдозер перемещал три раза по своей территории. Как это будет выглядеть? Я не монополист, поэтому легко потеряю покупателя, а морпорт - монополист. При этом напрямую со мной порт заключать договоры не желает, а работает через грузовые агентства. То есть все эти суммы выставляются на агента, а они перевыставляют все расходы мне: я получаю счет-фактуру и сразу к ней фактуру торгового порта в адрес агента как основание для оплаты. Все это похоже либо на завуалированный уход от утвержденных тарифов, либо на сговор монополиста с агентами. В любом случае речь идет о самовольном нарушении утвержденных ФСТ предельно допустимых тарифов.

Таким образом, сегодня предприниматели борются с неправомерным завышением тарифов предприятием-монополистом. Также они обращают внимание и на установленные магаданским морпортом временные рамки хранения груза - шесть дней, после чего начинают действовать новые цены.

Как сказали предприниматели, фактически счет времени начинается с момента причаливания судна и передачи документов в ММТП. И тут уже неважно, что контейнер был перемещен на площадку спустя четыре дня с момента постановки теплохода к причалу. Дальше все зависит от специфики груза, которая не всегда позволяет вывезти контейнер в установленные шесть дней.

- Поскольку мой груз идет из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, он обязан пройти таможенное оформление, - пояснил Андрей Борисович. - Но учитывая, что компании-отправители из этих стран не всегда упаковывают груз так, как необходимо для оперативного таможенного оформления, я вынужден перед таможенным досмотром сам осмотреть его, чтобы не возникло нарушений при последующем декларировании товаров. К примеру, пришло мне пять 40-футовых контейнеров, в которых порядка 80 ящиков весом от 200 до 500 килограммов. Для того чтобы осмотреть весь груз, нужно использовать вилочный погрузчик, а он на складе временного хранения один. Естественно, он может быть задействован другим грузополучателем или вовсе находиться в ремонте. Все это сказывается на времени преддосмотра. Когда морпорт говорит о безответственных грузополучателях, которые не вывозят груз с территории порта, к нашей компании это не относится. «Кей Эм Машинери» расположена в черте Магадана, имеет свои склады, поэтому резона хранить груз в порту у нас нет. Мы торговая организация, и чем быстрее поступит товар на наш склад, тем быстрее мы сможем его продать.

Со слов предпринимателей выходит, что магаданский торговый порт не просто решает проблему затаренности терминала контейнерами, наказывая за длительное хранение грузополучателей увесистым рублем, а ставит их в такие условия, когда от просрочки не уйти, поэтому многим приходится платить по дополнительным тарифам.

Свой взгляд на сложившуюся ситуацию высказал председатель совета директоров ОАО «Магаданский морской торговый порт» Валентин КУЗАКОВ.

- Если мы такой шаг предприняли, считаю это правомерным и единственным выходом из тупиковой ситуации, в которую попал порт и о которой вы сами прекрасно знаете, - сказал он. - Взгляните, сначала все были недовольны тем, что порт затарен контейнерами и суда скапливаются на рейде. Сегодня вы видите на рейде хоть один теплоход? Суда не простаивают, груз разгружается быстро, на оформление пропусков уходит не больше двух минут. Благодаря этому предприятие перешло на пятидневную рабочую неделю, поскольку отрабатывать семь дней нет смысла. Да, для этого пришлось пойти на крайние меры, потому что ничто, кроме финансовой мотивации, не заставит быстро забирать груз. Такая практика существует во всех портах не только Российской Федерации, но и мира. Я говорил и повторюсь: порт - это не склад для долгого хранения, а перевалочная площадка. Что касается установленных временных рамок: первые сутки хранения начинаются с того момента, когда контейнер переместился с теплохода в терминал порта, и это легко проверить. Шестидневный срок установлен для грузов, которые перемещаются внутри Российского государства. Для таможенных грузов порт устанавливает временные рамки в десять дней. При заблаговременной подготовке необходимых документов, привлечении брокера и так далее этого времени вполне хватает, за исключением случаев, если приходит теплоход полностью с грузом для одного получателя. Но на сегодня, уверяю, большинство грузополучателей претензий к порту, его работе и тарифам не имеет.

На данный момент предприниматели уже получили ответ Федеральной службы по тарифам на направленный в ее адрес 18 февраля 2014 года запрос. В официальном письме говорится следующее:

«По результатам анализа обращения и материалов контрольно-ревизионным управлением ФСТ России выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации в сфере услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, выраженные в установлении ОАО «ММТП» тарифов на хранение контейнеров, генерального груза на тыловых площадках хранения, а также в перемещении 40- и 20-футовых контейнеров на тыловые площадки выше установленных ФСТ России.

На основании вышеизложенного материалы по данному обращению переданы на административно-надзорное производство для возбуждения административного производства в отношении ОАО «ММТП».

Также со своей стороны проверку правомерности введения дополнительных тарифов проводит Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области. Как сообщил руководитель Магаданского УФАС России Василий Задорожный, проверка завершится 24 мая, только после этого можно будет говорить о данном факте. Сегодня антимонопольным комитетом рассматриваются все документы и акты, представленные ОАО «Магаданский морской торговый порт».

Со своей стороны не бездействует и общественность. Ведь с момента претензий предпринимателей прошло три месяца, и в течение этого времени платежи продолжают взиматься, более того, транспортные агентства (изначально порт выставляет платежи им) обращаются с исками в суд с требованием оплаты грузополучателями данных необоснованных сумм. Поэтому общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», МРО МОО «Ассоциация молодых предпринимателей», а также Магаданское отделение «Деловой России» инициировали встречу за «круглым столом» с участием губернатора, предпринимателей, руководства морпорта, представителей транспортных компаний САСКО и ФЕСКО, а также ФСТ и Магаданского УФАС, которая состоится 29 мая.

- Общественные организации Магаданской области должны контролировать этот вопрос, - сказал по данному поводу уполномоченный по правам предпринимателей при губернаторе Магаданской области Роберт Торосянц. - Порт - те транспортные ворота Колымы, через которые завозится до 90 процентов груза. Завышение тарифов негативно отразится в первую очередь на продуктовой безопасности региона, наценке на товары, которую вынуждены будут делать предприниматели, и этот ком будет расти, и его не остановишь, если своевременно не принять меры. «Круглый стол» позволит высказаться всем сторонам процесса доставки груза в наш регион, обозначить проблемы и прийти к оптимальному решению.

Хочется верить, что консенсус будет найден все-таки в пользу населения. Сегодня можно задуматься, например, о том, почему вопрос стал подниматься сейчас, а не год назад, ведь уже тогда назрел повод сесть за стол переговоров и прийти к взаимопониманию.

Глеб БОЯРКИН

Автор:  Глеб БОЯРКИН "Магаданская правда"