Именно участниками ОЭЗ выпускается основной объем промышленной продукции области

/uploads/posts/2014-04/1397674699_grebenyuk.jpg



Особая экономическая зона создавалась в 1999 году на территории Магаданской области для ее социально-экономического развития.

Цели были установлены следующие:
развитие производительных сил,
и насыщение финансового и товарного рынков.

Механизмами достижения указанных целей явились льготный налоговый режим и льготный таможенный режим.

Льготный налоговый режим включает в себя следующие освобождения:
- от уплаты налогов, поступающих в федеральный бюджет: НДС, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы, водный налог (с 1999 г. по 31.12.2006 г.)

- налога на прибыль, на сумму произведенных вложений в промышленность области и развитие ее социальной сферы (с 01.01.2007 г. по настоящее время)

В соответствии с льготным таможенным режимом иностранные товары ввозятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования.

Территориально особая экономическая зона располагается в административных границах города Магадана.

Перечисленные льготы предоставляются исключительно участникам ОЭЗ.

Для получения статуса участника Особой экономической зоны в настоящее время необходимо:

– регистрация в качестве ЮЛ либо ИД на территории ОЭЗ,
– осуществление деятельности на территории Магаданской области,
– расположение на территории Магаданской области не менее 75% основных фондов,
– наличие заключенного Соглашения с администрацией ОЭЗ.

Сокращение количества участников ОЭЗ с 2007 года объясняется прекращением действия основной части налоговых льгот.

Также основным ограничением для участников ОЭЗ явилось Постановление Правительства РФ от 31.08.2000 г. № 646

Не смотря на это, действие особой экономической зоны обеспечило решение многих проблем территории.

Именно участниками ОЭЗ выпускается основной объем промышленной продукции области. В среднем этот показатель составляет от 65 до 72 процентов от общего годового объема.

За период с 2000–2013 гг. объем промышленной продукции, произведенной участниками ОЭЗ, вырос с 6,4 млрд. рублей до 47,9 млрд. рублей.

На предприятиях-участниках ОЭЗ занято около 17% от общего числа работающих в области. Согласно статистическим данным заработная плата на предприятиях участниках ОЭЗ превышает областной показатель в среднем на 15%.

Весь период функционирования ОЭЗ формировался внебюджетный фонд. Порядка 6 млрд. рублей было выделено на реализацию приоритетных для области проектов.

За счет средств ОЭЗ была обеспечена энергетическая безопасность региона, порядка 2,6 млрд. рублей было выделено на модернизацию, реконструкцию объектов коммунальной энергетики, их ремонт.

Также на возвратной основе средства выделялись на:

-строительство и пуск ряда новых производств (Колымский аффинажный завод, завод взрывчатых веществ и прочих),
-освоение новых технологий (организация производства труб в ППУ изоляции),
-техническое перевооружение рыбоперерабатывающих предприятий, предприятий транспорта, машиностроения, горнодобывающей промышленности
-оснащение их современным оборудованием (аэропорт, морской порт).

Для повышения уровня и качества жизни населения области было реализовано множество мероприятий в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта, социальной защиты. Были сооружены современные объекты спортивной инфраструктуры.

За счет средств внебюджетного фонда ОЭЗ было решено множество проблем территории.

По состоянию на 01.01.2014 г. зарегистрировано 139 участников ОЭЗ.
Наибольшее количество участников ОЭЗ по-прежнему сосредоточено в торговле – 69 субъектов или 50% от общего количества участников.

В промышленности сосредоточено 24% участников ОЭЗ, в строительстве – 11%, на транспорте – 6%, в сфере услуг – 4%.
Большинство участников ОЭЗ составляют предприятия и предприниматели с частной формой собственности – 95% от общего количества участников ОЭЗ.
Показатели деятельности участников ОЭЗ в 2013 году сложились следующие.

Участниками Особой экономической зоны отгружено 72% от областного объема товаров промышленного производства.

В структуре отгруженных товаров 78% общего объема приходилось на горнодобывающие предприятия, 18% на организации, занятые производством и распределением электроэнергии и воды, 4% на обрабатывающие производства.

Физический объем добычи золота и серебра предприятий участников ОЭЗ по сравнению с предыдущим годом увеличился на 10% и 7% соответственно. Однако в сопоставимых ценах снижение составило 6%, что обусловлено снижением цены на драгметаллы.

Производство электроэнергии в натуральном выражении увеличилось на 3%, тепловой энергии – снизилось на 4 %.

Выпуск продукции обрабатывающими производствами снизился на 8% по большей части из-за снижения выпуска конструкций и железобетонных деталей, используемых при строительстве Усть-Среднеканской ГЭС.

Удельный вес строительных работ организаций-участников Особой экономической зоны в областном объеме составил 13%.

Оборот розничной торговли участников Особой сложился в сумме 411,2 млн. рублей.

Оборот оптовой торговли составил 1,4 млрд. рублей или 3% областного объема.

Удельный вес инвестиций в областном объеме составил 14%.

Финансовый результат участников ОЭЗ в действующих ценах составил 7,5 млрд. рублей прибыли. Наилучший финансовый результат получен предприятиями, осуществляющими деятельность по добыче полезных ископаемых.

В 2013 году участниками ОЭЗ были получены следующие налоговые и таможенные освобождения

59 участников ОЭЗ применяли процедуру свободной таможенной зоны.

Сумма таможенных освобождений составила 981,2 млн. рублей, что на 20% выше уровня предыдущего года.

7 участников ОЭЗ освобождались от уплаты налога на прибыль.
Сумма освобождений от налога на прибыль составила 13,9 млн. рублей, что соответствует уровню 2012 года.

Наибольшая сумма освобождений 71% получена предприятиями торговли

Преимущественное использование освобождений предприятиями торговли отражает несовершенство законодательства об ОЭЗ в Магаданской области.

Общий объем товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны, составил 119% к показателям 2012 года в стоимостном выражении и 115% в весовом выражении.

Основная доля «Продукты питания» – 80%. По сравнению с 2012 годом объем импорта по данной категории вырос почти на 31%.

92% всех продуктов питания составляет мясо мороженное.

В 2013 году ввезено 10 тыс. тонн мясной продукции, что на 28% больше 2012 года.

Рост обусловлен успешной работой участников ОЭЗ, занимающихся переработкой и выпуском готовой пищевой продукции. Благодаря созданию этих производств было создано порядка 200 новых рабочих мест. Осуществляется выпуск более ста наименований продукции.

Доходная часть внебюджетного фонда ОЭЗ в 2013 году составила 262,1 млн. рублей.

Расходы осуществлялись строго в соответствии с Законом о бюджете на 2013 год, утвержденном Магаданской областной Думой.

Приобретено новое современное оборудование для нужд коммунальной энергетики всех районов области: котлы, теплообменники, трубы и прочее.
Производился ремонт учреждений культуры и образования.
На возвратной основе предоставлены средства ОАО «Аэропорт «Магадан» на приобретение аэродромного оборудования.
Всего на указанные нужды было направлено 232 млн. рублей.

27 декабря 2013 года Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным дано поручение:

- продлить срок действия Особой экономической зоны в Магаданской области» до 2025 года,
- разработать и утвердить новые критерии отбора участников ОЭЗ в Магаданской области и комплекс мер по их поддержке.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» проходит процедуру согласования.

15 апреля будет рассматриваться на заседании Правительства, которое будет решающим по объему льгот, которые будут предоставлены региону.

Разработанный законопроект предусматривает следующие освобождения:

Налоговые
- от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет,
- от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога.

Основная идея состоит в том, что Постановление Правительства РФ от 31.08.2000 г. № 646 признать утратившим силу. Соответственно предприятия базовой отрасли – горнодобывающей, смогут воспользоваться налоговыми льготами, чего они были лишены весь нынешний период.

Таможенный режим предусматривает действие процедуры свободной таможенной зоны в прежних границах Особой экономической зоны.

Переходные положения:
Для участников ОЭЗ, зарегистрированных до 31 декабря 2014 года, продлено до 2020 года:
- освобождение от уплаты налога на прибыль организаций
- действие процедуры свободной таможенной зоны.
Данные положения включены в качестве компромиссного решения в отношении предприятий торговли. К сожалению, принципиальная позиция Министерства экономического развития такова, что потенциал особой экономической зоны не смогут использовать торговые предприятия. Этой проблеме была посвящена отдельная встреча руководства региона с руководством министерства. По результатам этой встречи на 5 лет продлено действие режима ОЭЗ на нынешних условиях. Считается, что за этот период предприятия должны подготовиться к работе без ОЭЗ.
Данные переходные положения будут распространяться только на участников ОЭЗ, зарегистрированных до 31 декабря 2014 года. Просим всех заинтересованных лиц обратиться в администрацию ОЭЗ для получения статуса, чтобы в дальнейшем еще 5 лет получать таможенные и налоговые льготы.

Новые критерии для получения статуса участника Особой экономической зоны будут следующие:
Участник будет обязан осуществлять капитальных вложения в создание и развитие инфраструктурных проектов, развитие производства или в мероприятия по обеспечению социальной стабильности.

Все остальные условия по регистрации и расположению основных фондов останутся прежние.
Порядок и условия осуществления инвестиций закреплены в Соглашении, заключенном между администрацией ОЭЗ и предприятием.

При этом Соглашение не может быть направлено на:
-добычу сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях;
-производство и переработку подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);
-оптовую и розничную торговлю и оказание бытовых услуг.