Сейте разумное, доброе, вечное.


Татьяна Исаевой
Начальник департамента образования администрации Магаданской области


В понедельник, 5 октября, в России, а также в более чем 100 странах мира отметят День учителя. Исторической предпосылкой для учреждения это! о праздника стала состоявшаяся 5 октября 1966 года в Париже специальная межправительственная конференция о статусе учителей.

В преддверии праздника корреспондент «МП» встретился с начальником департамента образования администрации Магаданской области Т. А Исаевой

- Татьяна Александровна, сколько учителей трудится в колымских школах?

- В Магаданской области трудится около 3 тысяч учителей, а всего работников в школах намного больше - около 6 тысяч. Это лаборанты, инженеры, обслуживающий персонал, Функционирует 66 муниципальных школ, 52 детских сада, зтона 2 больше, чем в предыдущем учебном году.

Кроме того, действуют 8 учреждений системы начального профессионального образования, 4 учреждения среднего профессионального образования и 7 вузов. В День учителя принято чествовать педагогов, работающих в школах, тем не менее это праздник всех, кто имеет отношение к благородной профессии, сеет разумное, доброе, вечное.

- Хватает ли педагогических кадров в школах?

-Сегодня вакансии есть; их около 70. Не хватает учителей иностранного языка, острее становится дефицит преподавателей предметов естественного цикла-химии, физи-
ки. Есть потребность в учителях физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности.

Хотелось бы отметить нехватку педагогов-мужчин в образовательных учреждениях. Многие предметы с успехом преподают и женщины, но все-таки система образования предполагает и мужское воспитание, поэтому задачей мы ставим привлечение не просто молодых учителей, а учителей-мужчин.

- Существует проблема старения педагогических кадров. Что делается для того, чтобы молодые учителя - выпускники вузов - шли работать в школы?

- В этом учебном году в школы пришли 56 молодых учителей, это больше, чем в прошлом году, но потребность в молодых кадрах по-прежнему остается. Проблема кроется в том, что в школах практически не проводятся мероприятия по профориентации старшеклассников на приобретение учительской профессии.

Недостаточна она и на педагогических специальностях в университете. При наличии факультетов, которые готовят необходимых нам специалистов, образовательные учреждения выпускниками вузов пополняются мало. И это несмотря на то, что в области действует целевая контрактная подготовка.

По заявлению и желанию отдельных выпускников школ на условиях договора между муниципалитетом, университетом и департаментом образования создаются условия для льготного поступления, но возвращаются по окончании университета в районы не все.

В районах, где это отслеживается, и у нас есть такая практика, когда предъявлялись иски, целевики возвращаются и работают в поселковых школах согласно условиям контракта.

Есть меры поддержки учителей, которые предусмотрены За-коном об образовании Магаданской области. При приеме на работу молодому педагогу выплачивается единовременная сумма в размере 4 окладов.

Кроме того, в рамках новой системы оплаты труда, которую мы ввели во всех школах области с 1 сентября, директор учреждения имеет возможность за счет стимулирующего фонда или установления персонального повышающего коэффициента материально поддержать молодого учителя.

- И все же, молодого учителя мало привлечь, ему нужно создать условия, чтобы он не ушел через год-два...

- Там, где есть внимательное отношение к молодому педагогу, решаются и руководителем учреждения, и органами власти его вопросы, в том числе бытовые, молодые кадры закрепляются.

В Магадане любой директор школы может выбирать из претендентов. Вакансий в школах нет, а в поселках, особенно отдаленных, наоборот. Здесь нужно заинтересовать, привлечь, если хотите, заманить учителя.

В районах области молодым педагогам предоставляются жилье, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, есть доплата 25% к окладу за работу в отдаленных населенных пунктах.

- Как решается вопрос нехватки кадров в малокомплектных школах?

-В таких школах учителям не может быть предложена сразу большая нагрузка, ведь количество учебных часов небольшое в сравнении с районной или городской школой, меньше классов, их наполняемость, поэтому и идут они туда неохотно. Зачастую здесь трудятся педагоги предпенсионного и пенсионного возраста.

Например, в начальной школе самого отдаленного села Ямск учится всего 6 ребят. Попытки привлечь молодого специалиста пока не увенчались успехом. Иначе проблема решается в поселке Верхний Сеймчан, учтель информатики ездит туда раз в неделю из Нижнего Сеймчана, подобный опыт работы есть в Сусуманском районе.

Сложно решать этот вопрос в малокомпг лектных учебных заведениях, где обучаются дети старшего школьного возраста. Одному учителю приходится преподавать несколько предметов.

- Кто из учителей, какие школы были отмечены в этом году в рамках национального проекта «Образование»?

- В этом году по миллиону на развитие учреждения получили средняя общеобразовательная школа поселка Ягодное, лицей № 1 и Английская гимназия. Кроме того, в рамках нацпроекта 11 учителей получили премии (по 100тысяч рублей) и дипломы.

Не могу не отметить, что в свой профессиональный праздник 51 педагог получит отраслевые награды Министерства образования и науки, некоторые -звание почетного работника Магаданской области, оно предусматривает доплату в размерено % к окладу.

Большому количеству учителей вручат грамоты департамента образования и другие поощрения муниципального уровня. В день профессионального работника мы стараемся поощрить всех, кто этого заслуживает.

Наталья Федосеева
Магаданская правда



Новости по теме






Колымские колонки