Время собирать камни еще не пришло


В гостях у «МП» первый заместитель председателя Магаданской областной Думы, председатель постоянной депутатской комиссии по региональным вопросам и местному самоуправлению, депутат по одномандатному округу № 2, секретарь Магаданского регионального политического совета Всероссийской политической партии «Единая Россия», ректор Северо-Восточного государственного университета Анатолий ШИРОКОВ.


- Анатолий Иванович, вы - историк и юрист. Знаю, что первая специальность даже легла в основу образования в вашей семье династии историков. Увлечение историей - из детства?

- Пожалуй, да. Мне всегда нравилось читать о прошлом, увлекало то, что когда-то было и оставило след в настоящем. Даже не так! Сделало настоящее таким, каким мы его видим. Мне кажется, династия - громкое слово, но моя дочь - пятый представитель профессии историков в нашей семье. Исторический факультет Томского университета, где когда-то учились я и моя жена Ирина Павловна, наш семейный. Мои родители, кстати, к этой профессии никакого отношения не имели. Они всю свою жизнь отработали на заводе в Новосибирске. Юриспруденция же, скорее, необходимость в знаниях, нужных для работы. В современном мире политике, реальной и живой, нигде не учат, поэтому важно многое знать и уметь самому. При этом я думаю, что, чем больше в политике будет представителей бюджетной сферы, в частности образования, тем разумнее она станет. Депутатский корпус области представляют люди разных областей, главное - чтобы цели их были благими.

- В Думе вы третий год, но успели поработать в двух созывах. Что удивило, когда пришли во власть?

- Скорее всего, слабо себе представлял, что это за работа. Я сформулировал тогда для себя главный принцип: искренне хочу и могу помогать людям. Когда стал депутатом, не представлял масштабов проблем и не всегда видел способы их решения. Я не стесняюсь того, что всегда учусь многому и разному, и это желание не исчезает. В этом смысле я благодарен и более опытным коллегам-депутатам, губернатору Николаю Дудову, мэру Владимиру Печеному - это очень сильные и эффективные руководители, которые в своей многогранной деятельности исходят из того, что город и область должны жить как можно лучше.

- О чем думает человек, решивший стать политиком? Что ему важно?

- Вопрос сложный. Часто общаясь с электоратом на улицах в обычных жизненных ситуациях, а не в кабинете, мне показалось важным, что многие люди подходили и благодарили за что-то. Я очень дорожу этой благодарностью. Власть не может существовать без цели сделать жизнь людей лучше. Хотя груз сегодняшних проблем зачастую приводит к пессимистичным мыслям, но надо вставать и идти работать, тогда проблемы начнут решаться. Конечно, сразу гор не свернуть. Ну как решить проблему ЖКХ? Начать нужно с разъяснения людям их прав, обязанностей управляющих компаний. Сегодня законодательство строится таким образом, что дает много прав и возможностей людям действовать автономно от власти. Времена, когда она контролировала и патронировала общество, давно прошли. Сегодня мы можем слышать критику в адрес власти, но если она разумна и конструктивна, то движет вперед все процессы по улучшению жизни людей, не останавливает, а стимулирует. Если же критика неконструктивна, она разрушает того, от кого исходит, потому что человек не несет никакого позитива.
- За что критикуют и хвалят?

- Что касается меня, не знаю, это лучше спросить у колымчан. А если говорить о политической силе, которую я представляю, к которой отношусь очень серьезно, то критика в том, что партия «Единая Россия» слегка закостенела. И инициативы, которые предлагает сегодня наш лидер Владимир Путин, направлены на то, чтобы партия оживлялась сама, собирала вокруг себя другие неравнодушные общественные силы, с тем чтобы из критики и дискуссий рождать верный вектор движения.

- Вы сейчас имеете в виду Общероссийский народный фронт, который злые языки уже нарекли филиалом правящей партии и механизмом для генерации и продвижения свежих идей, авторы которых мандатов не получат? Как относитесь к такого рода высказываниям?

- Одним из ярчайших выразителей тех ценностей, которые сегодня несет «Единая Россия», в российской истории был Петр Столыпин. Однажды на заседании Государственной Думы представители левых партий ожесточенно стали критиковать политику, которую он проводил, на что Петр Аркадьевич ответил одной фразой: «Не запугаете». Если говорить о выборах, завоевании голосов, на предвыборный проект больше похоже то ополчение, которое создают наши оппоненты. А у нас же цели объявлены прямые, простые и понятные. Сегодня лидер выступил с инициативой объединения вокруг партии общественных организаций. Но сплотить их нужно не для того, чтобы победить на выборах, это не самоцель, а для того, чтобы путем горячих обсуждений и столкновения мнений создать ту программу, которую «Единая Россия» предложит на выборах. Не секрет, что она будет состоять из двух блоков: один - федеральный, относящийся к проблемам всей страны, другой - региональный, где каждый субъект увидит то, что относится именно к нему. Любой гражданин может зайти на сайт Народного фронта, зарегистрироваться и оставить свое предложение.

- Можно ли подвести черту под сделанным?

- Думаю, время собирать камни еще не пришло. Я очень благодарен жителям области за результат, полученный партией на мартовском голосовании: мы выиграли почти все муниципальные выборы. Это означает, что люди нам верят, и, несмотря на критику, ожесточенную и неконструктивную, мы работаем и делаем то, для чего призваны. Нам доверяют, и мы, в свою очередь, должны делать еще больше.

- Как бы вы оценили новых парламентариев, этакую свежую кровь, которая влилась в депкорпус пятого созыва? Изменилась ли атмосфера в зале заседаний?

- В пятом созыве представителей бюджетной сферы стало больше (смеется)! Андрей Зыков - врач, Оксана Бондарь - учитель, и ваш покорный слуга тоже работает в системе образования. С другой стороны, заметных изменений не произошло, и я этому рад, ведь любые революции - это нехорошо, изменения должны нарастать плавно, с меньшими потрясениями, большей стабильностью и уверенностью в завтрашнем дне.

- Но существует фраза, которую иногда повторяет председатель облдумы Александр Александров: «Если не шумят в парламенте, шумят на улице»…

- Тишь да гладь - это не про нас! В Думе есть споры, столкновение точек зрения, но это не выливается в революционность и желание что-то сломать. Мне импонирует, что работа Заксобрания, несмотря на смену созывов, идет эволюционно.

- Какие законы, на ваш взгляд, были наиболее четко разработаны и стали особенно действенны для области?

- Считаю, что мы много сделали для тех, чьими представителями во власти и являемся, - наших земляков. Последние законы коснулись областного материнского капитала, даваемого при рождении третьего ребенка, наделения многодетных семей земельными участками, увеличения стипендий родителям-студентам, работы молодых специалистов в местах, удаленных от областного центра, и поправок в главный документ, который мы часто обсуждаем, - областной бюджет. Здесь самой высокой оценки заслуживает взаимодействие администрации области с парламентариями. Мы, несмотря на все изменения, последствия экономического кризиса, не утратили социальной направленности бюджета, сохраняем для жителей территории большинство выплат. По инициативе губернатора их становится больше, они охватывают более значительное количество разных социальных групп, а это значит, деньги налогоплательщиков возвращаются людям. И в этом смысле работа дорогого стоит и заслуживает того, чтобы о ней говорили.

- Как ни крути, выплаты не всегда останавливают северян от решения покинуть Колыму…

- Сегодня в парламенте территории и страны эта проблема стоит достаточно остро. Законодательная и исполнительная власти должны сделать все, чтобы люди реализовали свое право на отъезд. Но нужно сделать и так, чтобы переселение людей шло внутри территории с сохранением их на Колыме, ведь у области есть отличные перспективы, связанные с развитием минерально-сырьевой базы, рыбной промышленности и прочих интересных разработок, что потребует рабочих рук и присутствия постоянного населения, закрепленного на территории.

- С какими вопросами к вам приходят люди?

- Не так давно, года полтора назад, была ситуация, когда больного человека, инвалида, родственники выселяли из квартиры, и мне очень радостно, что мы решили проблему в его пользу. Другому инвалиду помогли с благоустройством дома, бабушке сделали навес над балконом. И, кажется, какие-то мелкие бытовые проблемы решили, но люди иногда бывают в ситуации, когда даже эти мелочи сами сделать не могут. Я очень благодарен всем тем, кто откликается на наши призывы. С другой стороны, в работе бывают и неудачные примеры, когда люди приходят за помощью, которую в рамках действующего законодательство оказать невозможно. Я очень переживаю в таких случаях. Зачастую магаданцы видят в отказе банальное нежелание помогать, начинают в чем-то обвинять, и мне очень жаль, что они меня не слышат.

- Какие уроки вы вынесли из политической деятельности?

- Надо пытаться что-то сделать безотносительно законотворчества и политики, потому что в конечном итоге все приходит к людям. Важно суметь почувствовать и увидеть душу человека и его боль.

- Над чем сейчас работаете?

- Над целым рядом законопроектов, носящих местный характер. Они должны реализовывать основы региональной политики, заложенные на нашей территории, которые соответствуют федеральному законодательству. Их очень много, и они все равноценны. Невозможно выделить что-то одно.

- Если говорить об истории, в которой вы несомненный специалист, и современности, можно ли сказать, что это все когда-то уже было или сейчас страна переживает совершенно новый этап?

- Я скажу словами, которыми когда-то нам, студентам, отвечал наш преподаватель профессор Борис Георгиевич Могильницкий: «Историю на «пять» не знает никто. Я ей владею на «четверку», ну а вы, даже как я, знать не можете». Действительно, называть себя специалистом в истории - это смешно, можно иметь свое о ней представление, но знать наверняка не может никто. Но, как мне кажется, период, который сегодня переживает Россия, а вместе с ней и мы с вами, очень похож на начало XX столетия - время тяжелой работы и несения ответственности за сохранение страны. С другой стороны, сегодня мы не можем отрицать и наличия нигилизма, который был и ярким явлением начала прошлого века. Опыт российской истории, как бы нам ни доказывали обратное оппоненты, показал, что нигилизм ни к чему хорошему не приводит. В советский период было сделано многое, но какой ценой? Ведь когда побеждает нигилизм, то цена преобразований становится колоссальной. И я думаю, что, если в сегодняшней ситуации в нашем общем сознании он одержит верх, нас ожидают более трудные испытания.

- Анатолий Иванович, невозможно, говоря лишь о работе, хоть немного приблизиться к человеку такому, каков он есть. Когда закрываются все двери ваших рабочих кабинетов, остаетесь вы, не политик, не депутат - человек. Что вас интересует в миру?

- Я люблю джазовую музыку 30 - 40 гг. Слушаю Леонида Утесова, Глена Миллера, из последнего поразила Нино Катанадзе, исполняющая свои песни так, будто сама душа поет человеческими устами. Эта музыка льется из сердца. Из книг очень люблю произведения Эфраима Савелы, он так интересно пишет о жизни со своими наблюдениями, с горчинкой юмора. В последнее время мне стала интересна литература философско-религиозного плана. Еще в студенчестве я увлекался русской религиозной философией, сегодня мне показалось важным к этому вернуться, ибо некоторые вопросы жизни во многом зависят от того, насколько искренне и честно, может быть, сознавая свою греховность, чувствуя боль и тревоги другого человека, мы относимся друг к другу. Мне кажется, это важно. Поэтому я опять вернулся к новому прочтению этой литературы, и мне кажется, ярчайший ее пример - блестящие работы философа Владимира Соловьева, заставляющие думать не о вещах суетных, а о личном и вечном.

Еще пытаюсь научиться кататься на горных лыжах, но последние пару лет мне не везет - я травмирую ноги, но не на горе, а в бытовых ситуациях. Но этот Новый год мы с семьей встретили, съезжая с горы.

- Остались еще непокоренные вершины?

- В науке хочу продвинуться в сторону мировоззренческих философских обобщений, и здесь русская религиозная философия может стать тем основанием, которое позволит это сделать. Мне сейчас это важно и интересно.


Татьяна ХРИПУН // Магаданская правда








Колымские колонки