РЕФОРМА для сидельца


«Украл, выпил - в тюрьму… Украл, выпил - в тюрьму…» - помните эту фразу из фильма «Джентльмены удачи»? Но еще никто не придумал ее продолжения: «Отсидел, вышел, начал новую жизнь…». А для современного общества это было бы очень актуально, потому что вопросы адаптации бывших заключенных к жизни на свободе и реформа уголовно-исполнительной системы все чаще обращают на себя внимание власти.

Нужны изменения

Не случайно проблему рассмотрели и на заседании межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при губернаторе, где решено доработать областную программу «Социальная адаптация лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, на 2010 - 2012 гг.».

По словам губернатора Николая Дудова, проблема социальной адаптации людей, освободившихся из мест лишения свободы, сохраняет свою актуальность. «Мы должны помочь встать на путь исправления всем, кто к этому стремится. А это невозможно сделать, если у человека разорваны социальные связи, нет работы и крыши над головой. Кроме того, большая часть освободившихся - молодые люди трудоспособного возраста, которые могут активно работать», - отметил губернатор.

Он обратил внимание на то, что случаи рецидивов по итогам 2010 года лишь незначительно сократились. Это говорит о том, что действующая в регионе программа социальной адаптации бывших заключенных не приносит того эффекта, которого от нее ожидали. Участники комиссии обсудили вопросы взаимодействия различных ведомств по трудоустройству бывших заключенных, временного проживания в Центре социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и механизмы надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы. По предложению губернатора комиссия решила внести изменения в областную целевую программу «Социальная реабилитация лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, на 2010 - 2012 гг.», департаменту социальной поддержки поручено подготовить предложения по ее совершенствованию.

УФСИН России по Магаданской области предписано сообщать о готовящемся освобождении заключенных, ожидающих отправки в Чукотский автономный округ, чтобы для них готовили временное жилье в Магаданском центре социальной адаптации для лиц без определенного места жительства. А перед главами муниципальных образований поставлена задача организовать с руководителями предприятий квотирование рабочих мест для освободившихся из мест лишения свободы.

На свободу. А куда?
На этот вопрос не первый раз пытается ответить и Координационный совет при Межрегиональном управлении Министерства юстиции России, которому подведомственна служба исполнения наказания.

- В местах лишения свободы в регионе содержится 1,5 тысячи заключенных, ежегодно на свободу выходит около 400 человек, - сообщил член координационного совета начальник УФСИН России по Магаданской области полковник внутренней службы Геннадий Кирюшин. - В исправительных учреждениях у заключенных есть возможность проходить профессиональное обучение и даже зарабатывать себе деньги во время нахождения за высоким забором. Так, для расширения производства продукции швейной отрасли и организации выпуска продукции внутрисистемного назначения подведомственными подразделениями УФСИН в конце минувшего года утвержден план мероприятий по модернизации швейного производства в учреждениях УИС области.

В соответствии с планом ФБУ ИК-3 и ИК-4 изготовлены и предоставлены на утверждение образцы-эталоны на пять видов вещевого имущества для спецконтингента с приложением калькуляции на планируемую к выпуску швейную продукцию. Этот опыт пригодится и освободившимся из мест заключения. Но как и где? Для этого УФСИН и Управление государственной службы занятости населения (УГСЗН) еще три года назад заключили соглашение о сотрудничестве. Есть и первые результаты.

Теперь служба занятости населения ежеквартально, не позднее 20-го числа, следующего за отчетным периодом, представляет в УФСИН сведения о мероприятиях, способствующих занятости лиц, освобожденных из мест лишения свободы, положении на рынке труда в Магаданской области, а также содействует в поиске подходящей работы лицам, освобожденным из СИЗО и исправительных учреждений области.
Кроме того, УФСИН России по Магаданской области направляет в УГСЗН информацию о количестве лиц, осужденных к наказанию в виде исправительных работ в муниципальных образованиях региона, с разбивкой на две категории (трудоустроенные и нетрудоустроенные). Этим на территории Магаданской области и Чукотского автономного округа активно занимаются 18 уголовно-исполнительных инспекций, которые исполняют уголовные наказания в отношении осужденных без изоляции от общества.

Но из-за особенностей территории и транспортного сообщения между населенными пунктами Магаданской области и Чукотского автономного округа исполнение наказаний без изоляции от общества значительно осложнено. Причина одна: в порядке ст. 397 УПК РФ судами не предусмотрено рассмотрение вопросов, связанных с исполнением судебных постановлений о замене наказаний в виде штрафов на наказание в виде обязательных или исправительных работ.

Вот почему отсутствие в УИК РФ норм возможной ответственности органов местного самоуправления препятствует воздействию уголовно-исполнительных инспекций на администрации в определении достаточного количества рабочих мест в районе места жительства осужденных к исправительным работам, в том числе в рамках ст. 319 УК РФ.

Три этапа для з/к
Реформа службы исполнения наказания не обошла стороной и нашу территорию, располагающую колониями, тюрьмами и следственными изоляторами. На многие вопросы отвечает «Концепция уголовно-исполнительной реформы в Российской Федерации», где привычное для сидельцев слово «этап» сегодня предполагает реализацию концепции в три этапа.

Первый (до 2012 года) предполагает разработку и принятие федеральных целевых программ, изменение законодательства, корректировку процессуальных оснований, следственной и судебной практики избрания меры пресечения в виде содержания под стражей. Уже началось более широкое внедрение в судебную практику наказаний, альтернативных лишению свободы, создание системы административного надзора, подведомственной МВД России, государственной службы пробации и тюрем особого режима.

Второй этап (2013 - 2016 годы) предусматривает перепрофилирование большей части исправительных учреждений в тюрьмы общего и усиленного режима, создание новых колоний-поселений и сети социальных центров постпенитенциарной адаптации, расширение функций службы пробации. Наконец, третий этап (2017 - 2020 годы) завершит плановые и программные мероприятия, разработает документ по планированию развития уголовно-исполнительной системы.

Геннадий Кирюшин отметил, что реформа активно проходит и в Магаданской области. Так, для пресечения негативного влияния лиц, ранее содержавшихся в местах лишения свободы, на лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности, в СИЗО-1 обеспечено раздельное размещение подозреваемых, обвиняемых и осужденных по постам. А для ресоциализации осужденных, помощи администрации учреждений, в том числе в укреплении материально-технической базы, и социальной защиты персонала во всех исправительных учреждениях УФСИН созданы попечительские советы.

Рецидив для МВД
Не секрет, что на свободе большинство бывших заключенных становится рецидивистами. Причин здесь много, но основные носят социальный характер и заключаются не в ностальгии по зоне и нарам.

- Совершение преступлений лицами, условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы, указывает на то, что судами данная мера применяется без достаточно полного и объективного изучения личности правонарушителей, возможности их трудоустройства, обеспечения жильем, организации их социальной реабилитации, - считает начальник отдела УМВД России по Магаданской области полковник милиции Андрей Розет. - Кроме того, до настоящего времени законодательством не определен орган, уполномоченный контролировать их поведение (ч. 6 ст. 79 УК РФ).

Несмотря на неоднократное рассмотрение необходимости квотирования рабочих мест для данной категории граждан, инициаторами которого являлись УФСИН и УМВД по Магаданской области, до сих пор не удалось добиться принятия соответствующего областного закона.

Следует особо отметить, что одна из проблем трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы, - нежелание руководителей предприятий, учреждений и организаций брать на работу судимых лиц, особенно за имущественные преступления. Причина отказа - возможность совершения преступлений на рабочем месте.

Но ресоциализация отбывших уголовное наказание и осужденных к мерам наказания без изоляции от общества, предупреждение преступлений и правонарушений ранее судимыми находятся под контролем МВД. Действует совместная инструкция «О порядке взаимодействия УФСИН России по Магаданской области и УВД по Магаданской области в организации профилактической работы с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы».
По состоянию на 1 марта 2011 года количество лиц, состоящих на учете в ОВД, составляет: освободившихся из мест лишения свободы - 402 человека, освобожденных с ограничениями в соответствии с законодательством - 119, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, - 936. Согласно статистическим данным в органы службы занятости населения региона в 2010 году обратилось 83 человека, освободившихся из ИУ области, из них 23 трудоустроены, 14 направлены на профобучение, зарегистрированы в качестве безработных 57 человек, профориентационные услуги оказаны 71 лицу. Как видно, взаимодействие помогает эффективно способствовать адаптации к условиям новых социально-трудовых взаимоотношений осужденных, освобождающихся из исправительных учреждений. Кстати, для этих целей создана и школа подготовки осужденных к жизни на свободе.

Так что не все так плохо. Об этом говорят совместная профилактика УМВД по Магаданской области с уголовно-исполнительными инспекциями УФСИН России по Магаданской области рецидивной преступности, контроль лиц, осужденных без изоляции от общества. Это позволило в 2010 году сократить число преступлений лицами, ранее их совершавшими, на 15,7 % (762 против 804), ранее судимыми - на 11,2 % (602 против 678).

Кроме того, уменьшилось количество преступлений подучетной категорией: условно осужденных - на 26,8 % (60 против 82), условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы - на 13,5 % (32 против 37). А уже в 2011-м сократилось число преступлений совершенных ранее судимыми на 10,3 % (78 против 87). Более того, не зарегистрировано преступлений лицами в период ограничения свободы, отсрочки, более чем наполовину меньше преступили закон условно осужденные граждане.

...От сумы и от тюрьмы не зарекайся - кто не знаком с этой мудростью? Еще в чеховской «Палате № 6» Иван Дмитриевич рассуждает: «Он не знал за собой никакой вины и мог поручиться, что и в будущем никогда не убьет, не подожжет и не украдет, но разве трудно совершить преступление нечаянно, невольно, и разве не возможна клевета, наконец, судебная ошибка? Ведь недаром же вековой народный опыт учит от сумы да тюрьмы не зарекаться».

Но если и случилась беда, важно не только оставаться человеком ТАМ, но и рассчитывать на человеческое отношение ТУТ, на свободе. А это уже жизненная аксиома…

Александр МУРЛИН.
"Магаданская правда"