Бедность - не порок


По каким основаниям чиновники имеют право изъять ребенка из семьи?

В Интернете и центральных СМИ все активнее обсуждается тема изъятия детей по так называемым социальным показаниям. Иными словами, когда органы опеки забирают детей из непьющих, но бедных семей, не могущих себя ни прокормить, ни одеть как следует. Говорят, такие случаи по стране уже не редкость, как не редкость и случаи, когда граждане боятся обращаться за помощью в социальные службы - не дай Бог, засветившись, вообще лишатся своего ребенка - «за бедность».

Имеют ли эти опасения под собой почву, во всяком случае, у нас, в Магадане? И в самом ли деле у наших чиновников есть право отбирать детей у родителей только потому, что они бедные? Попробуем разобраться в этом вместе с главным специалистом отдела опеки и попечительства управления образования мэрии г. Магадана Евгенией Обидовской.

Надеются
до последнего?

- Евгения Владимировна, по правде сказать, общественное мнение сегодня не в пользу вашего ведомства. Порой приходится слышать, что опека - это карающий орган, которому проще разрушить семью, изъяв ребенка, нежели помочь…

- В опровержение ваших слов приведу такой пример. У нас на учете состояла семья, в которой оба родителя злоупотребляли спиртными напитками. Мы очень надеялись, что ради своего ребенка они одумаются и найдут в себе силы вернуться к нормальной жизни. Все-таки ситуация не типичная - оба родителя с высшим образованием и когда-то имели постоянное место работы.

На протяжении двух лет совместно с педагогами, у которых обучался их сын, мы пытались вразумить родителей, предлагали разную помощь. Наши усилия, увы, успехом не увенчались - и мать, и отец продолжали вести асоциальный образ жизни. В итоге их лишили родительских прав через два года. Ребенка - мальчика четырнадцати лет - поместили в госучреждение.

- И почему вы не сделали этого раньше?

- Мы пытались сохранить ребенку кровную семью, поскольку мальчик был сильно привязан к родителям. Беда еще в том, что раньше он был отличником. Но за последние два года школу забросил, стал бродяжничать и употреблять спиртные напитки. Поэтому было принято решение изъять подростка из семьи.

- Какую помощь вы предлагаете таким семьям? Помогаете на деле или только увещеваете?

- Семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предлагаем социальное сопровождение. Берем проблемные семьи на патронат. Помогаем в трудоустройстве, в оформлении различных льгот и справок, в получении регистрации, договариваемся с наркодиспансером, чтобы больные алкоголизмом прошли курс лечения, закодировались. Буквально за руки водим по инстанциям. Детей устраиваем в детсады, оформляем в школу, помогаем пройти медкомиссию.

- А вот с Анной Карабут, лишенной родительских прав на близнецов Бухаровых, вы, кажется, не нянчились. В передаче «Пусть говорят» прозвучало, что в доме случился пожар, и никто не помог…

- Это неправда. Компетентные органы, проводившие многочисленные проверки, не выявили с нашей стороны ни одного нарушения. За помощью эта женщина никуда не обращалась - помощь ей предложили социальные службы. В ремонте жилья, в трудоустройстве. Но она ничего не хотела делать и продолжала пьянствовать. Когда мы пришли за детьми, она была в запое. В комнате настоящий бедлам, близнецы, грязные и голодные, спали в коробках из-под фруктов - это было их спальное место! Детей мы на время поместили в приют, за это время мать навестила их лишь однажды. Когда встал вопрос о лишении родительских прав, мы не могли ее разыскать - комната была заколочена. Она, кстати, заколочена и по сей день.

Дети алкоголиков

- А вообще ваша помощь дает результат?

- Бывает, да, бывает, нет. Несколько лет назад у нас одна мамочка была лишена родительских прав, а через какое-то время восстановилась в правах. Вышла замуж, и три года мы ничего о ней не слышали. А недавно поступило сообщение от соседей, что они пьют. Выехали: действительно, пьют. Детей мы поместили в приют. Родители за это время прошли лечение, закодировались, на работу устроились, посещают детей. Но они еще не прошли собеседование с психологом, который даст заключение, что детей им вернуть можно. А бывает, что родителей уже ничем не проймешь. И если надежд на исцеление семьи не остается, мы вынуждены изымать детей. Но это крайняя мера.

- По каким основаниям вы изымаете детей?

- Когда есть угроза жизни и здоровью ребенка. В подавляющем большинстве случаев такая угроза исходит в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем. В квартирах у них страшная антисанитария, отсутствуют продукты питания и средства гигиены. Дети голодные, грязные, могут отставать в развитии. Есть малыши, которые никогда не видели чистого постельного белья, никогда не ели нормальной еды и досыта. Один пятилетний мальчик, которого поместили в приют, спрашивал: почему гречка мокрая? Дома дитя ело гречку только сухую из пакета! Другой мальчик суп ел вилкой, не знал, что такое расческа, а спать ложился в ботинках. При таких обстоятельствах изъятие - это единственный способ оградить ребенка от одичания и обеспечить ему нормальное развитие, здоровье и жизнь, в конце концов.

- Вы сказали, что отсутствие продуктов - одно из проявлений неблагополучия. Неужели пустой холодильник может стать причиной разрушения семьи?

- Это не так. У нас полстраны живет в бедности, так что, будем у всех отбирать детей? Тяжелое материальное положение, если, конечно, родители не алкоголики, - совершенно не основание к изъятию ребенка!
Вот вам пример. К нам за помощью обратилась семья из Северо-Эвенского района. Трое маленьких деток, жить негде, работы нет. Из обстановки только тумбочка и кровать, на которой спали все вповалку. Хлеб, крупы, соль - все, что могли себе позволить. Этой семье все службы оказали социальное сопровождение в полном объеме. Временно поместили детей в Дом ребенка.

За этот период управление по учету и распределению жилья предоставило им две комнаты. Мы помогли восстановить документы, устроиться родителям на работу и получить регистрацию. Дети остались с родителями, хотя живут небогато. Но дома чисто, в семье царит любовь. Нам и в голову не приходило ставить эту семью на учет как неблагополучную и уж тем более - забирать детей.

Опека
под контролем

- И все же некоторые убеждены, что вы забираете детей направо и налево… Десятками. Нет, сотнями…

- Судите сами: в 2010 году мы изъяли четверых детей, в 2011 году - тоже четверых. При этом на учете у нас состоит 120 неблагополучных семей, с которыми мы сейчас работаем.

- А насколько вообще легко изъять ребенка из семьи?

- «Просто так» изъять невозможно. Если семья безнадежна для реабилитации, мы готовим правоустанавливающий документ - постановление мэрии Магадана об отобрании детей в связи с угрозой их жизни и здоровью. В этот же день орган опеки и попечительства уведомляет прокуратуру, и та запрашивает все материалы по данному делу. Проводится проверка. В течение семи дней после отобрания мы обязаны подать исковое заявление в суд о лишении либо ограничении родительских прав. К исковому заявлению прикладываются все документы, имеющие отношение к делу, в том числе и о том, какая работа была проведена всеми органами профилактики (это не только опека, это и комиссия по делам несовершеннолетних, УВД, социальные службы, учреждения здравоохранения и образования). И уже суд принимает решение. Если суд считает изъятие необоснованным, ребенок возвращается в семью! Такие семьи остаются у нас на контроле.

- В общем, бояться вас не надо?

- Мы не карающий орган! Смысл нашей работы в том, чтобы сохранить семью, а не разрушить ее! И мы делаем все, что в наших силах.

Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ
"Вести города М"








Колымские колонки