Дорога жизни безответственности не терпит


МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Неудовлетворительное состояние опасных перевалов Колымы, скромный автопарк спецтехники для расчистки дороги – стали одной из главной тем обсуждения во время встречи секретаря политсовета Магаданского регионального отделения «Единой России» Анатолия Широкова с депутатом Магаданской областной Думы Игорем Донцовым и главой района Олегом Егоркиным.

Неисполнение условий договора подрядчиком вызывает серьезные опасения и у губернатора области Николая Дудова. Жаркий, Широкий, Капрановский перевалы омсукчанской трассы не потерпят наплевательского отношения, сообщили РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" в пресс-службе Магаданского регионального отделения партии "Единая Россия".

Тендер на проведение работ по содержанию омсукчанской дороги выиграла хабаровская фирма, снизив начальную цену за услуги почти на семь миллионов. Но в итоге контракт подписывать отказалась и от проведения работ была отстранена, по суду.

Обслуживание трассы в этом году при проведении тендера изначально оценивалось в 22 млн рублей, но в ходе торгов, сумма за содержание дороги жизни упала до 14 млн. По словам колымских экспертов, это рискованно низкая цена за поддержание трассы. В итоге победитель тендера самоустранился, сбросив с себя всю ответственность за результат торгов, подрядчиком автоматически стал следующий участник конкурса, которые к такому исходу готов не был. Автопарк спецтехники недостаточный, 14 миллионов на выполнение работ не хватает.

Дешевле, не значит - лучше

В итоге в условиях непогоды риск оказаться запертым меж сопок значительно возрастает, и техники на дороге во время циклонов больше не становится. Так на расчистке трассы в пятницу, 4 марта было задействовано всего три единицы спецтранспорта, водители которых работали практически в круглосуточном режиме. Но их усилий для восстановления движения было явно не достаточно.

Как результат – грузовики с топливом, продуктами не могут пробиться в Омсукчан. Все они простаивают на трассе в ожидании прочистки перевалов по несколько дней – без связи и вдали от жилья.

Могли пострадать дети…

В результате последнего сильного циклона пробиться в Омсукчан не смог автобус с детьми. Он застрял в у подножия Капрановского перевала в четверг, 5 марта. Вызволить подростков из снежного плена оказалось довольно сложно – добраться до них не могли ни со стороны федеральной трассы, ни со стороны райцентра. Часть техники, работавшей на перевалах районной трассы, вышла из строя. Почти двое суток им, как и остальным заложникам перевала, оказавшимся рядом, пришлось дожидаться прочистки дороги.

Игорь Донцов организовал вылет вертолета, чтобы попытаться вывезти детей, но погода не позволила приблизиться к застрявшему в снегах автобусу.

К счастью, у этой истории, хороший конец. Утром, 7 марта, в результате активной деятельности районной администрации автобус с детьми попал в Омсукчан.

Деньги или безопасность

Колымская трасса шутить не любит. Областные власти признают, что отвечать за работу дорог должны люди надежные, проверенные, но и платить за это надо соответственно. Да федеральный закон о тендерах не дает. Пока.

Хорошо еще, что депутат району достался инициативный и ответственый. Донцов довольно часто отправляет технику своего предприятия на подмогу застрявшим на Капрановском перевале. Но пока тяжелая и медленная машина, предназначенная для работы на полигоне, а не экстренной расчистке дорог, доберется до засевших на переметах, уходят драгоценные часы. Поэтому участие депутата в спасении людей не решает проблему отсутствия стационарной техбазы. А такая просто обязана быть на подходе к самим перевалам, - чтобы оперативно реагировать на ЧС. Не всегда может выручить и вертолет, - в условиях сильного ветра и плохой видимости вылеты запрещены.

Вот и в этот раз - поддерживая постоянную связь с губернатором, главой района, дорожными службами, МЧС, Игорь Борисович был в курсе происходящего, но оказать молниеносную помощь детям не мог. Хотя при грамотном выборе подрядчика удалось бы в корне не допустить возникновения подобных ситуаций, тогда не потребовались бы ни вертолеты, ни горная техника старательских артелей.

«Навести порядок на перевалах сложно, но реально – пояснил Донцов. – Необходимо выбрать человека, который обеспечит спутниковую связь, действующую техническую базу и поставит простые геологические балки для проживания людей, застрявших на трассе. Такая база способна в автономном режиме на многое - то вам скажет любой колымский дорожник, руководитель предприятия, работающего в безлюдной местности. Но для этого надо бороться не за деньги, сам тендер, а за людей, за безопасность. К сожалению, не все участники торгов это понимают».

Как пояснил секретарь регионального политсовета «Единой России», сейчас на федеральном уровне вносятся поправки в ФЗ № 94, определяющий порядок проведения тендеров. «К сожалению, по существующим правилам конкурсов побеждает, не тот, кто надежен и проверен в деле, а тот, кто предложит наиболее низкую цену за услуги. Так получилось и с обслуживанием омсукчанской трассы, когда цена за ее содержание сократилась на треть. Более того, поняв, очевидно, опрометчивость своего поступка, подрядчик отказался от подписания договора, подставив под удар как заказчика – администрацию области, - так и жителей Колымы», - пояснил вице-спикер облдумы.

«С введением поправок в федеральный закон, региональные власти, которые прекрасно понимают специфику трассы, ее особенности, смогут стать реальными участниками процесса выбора подрядчика, а не сторонними наблюдателями, как это диктует современная трактовка законодательства. Мы должны сами определять, кто будет осуществлять заказ, а не идти на поводу условностей, тогда и спрос с подрядчика будет по всей строгости, и подобное – не повторится», – подытожил Широков.








Колымские колонки