Главное люди, с которыми мы работаем


Магаданский деревообрабатывающий комбинат – старейшее предприятие областного центра. Свое начало берет с Дальстроя, когда в 1934 году была образована контора местных производственных предприятий.

Затем реорганизация в промкомбинат, а позднее в 1972 году – в Магаданский деревообрабатывающий комбинат. В послевоенные годы комбинат выпускал мебель в широком ассортименте: книжные полки, трельяжи, шкафы, столы, этажерки, тумбочки, буфеты, спальные и столовые гарнитуры, кресла-кровати, диваны и т.д. Появилась даже продукция с Государственным знаком качества.

В настоящее время комбинат выполняет заказы организаций бюджетной сферы, индивидуальных заказчиков, делает товары повседневного спроса. 20 лет его возглавляет Станислав Флорович Ходаковский.

Свою трудовую деятельность в Магадане он начинал на Магаданском механическом заводе в 1972 году в должности инженера отдела снабжения. В 1982 году стал заместителем начальника управления местной промышленности Магаданского облисполкома, в 1988 году – начальником этого управления и одновременно, с 1989 года, директором ДОКа, который в 2000 году получил наименование ЗАО «Магаданский ДОК».

Корреспондент «ВМ» беседовал с его генеральным директором, почетным гражданином Магадана, членом городской общественной палаты, вице-предводителем Магаданского регионального отделения Общероссийской организации «Союз потомков российского дворянства – Российского дворянского собрания».

– С какой производственной базой, с какими наработками вступал комбинат в рыночные отношения?

– Должен откровенно сказать, что до 1996 года мы вообще у себя не делали никаких преобразований. Затем мы трансформировались в закрытое акционерное общество, четко разграничив собственное производство. Стали заниматься и торговой деятельностью.

Когда у нас нет прибыли от производства, выручает торговля, и наоборот.

– Какие организационные мероприятия проведены на комбинате за последнее время?

– Я был несколько раз в США, интересовался состоянием тамошней местной промышленности на территориях, сходных по условиям с Колымой. Мы были удивлены тем, что по сути там никто не занимался производством. Имелись только какие-то ремонтные мастерские по изготовлению пластмассовых окон и дверей. Все остальное завозилось. И мы поняли, что в новых экономических рамках наше предприятие неконкурентоспособное. На «материке» производство обходится гораздо дешевле. Поэтому в ассортименте мы оставили только те изделия, которые по тем или иным причинам невозможно привезти в Магадан. Мы выпускаем очень хорошие двери, нестандартную мебель на заказ, ведем ремонт мебели. Посчитали, что не стоит тратить деньги на модернизацию. Просто заменяли изношенное оборудование на аналогичное новое, разумеется, более совершенное. Новых промышленных линий не монтировали.

Подчеркну: покупали оборудование только отечественное, и оно вполне нас устраивает по своему качеству. Принципиально не покупаем оборудование с китайской или швейцарской маркой. Мы поддерживаем российских производителей, которых насчитывается немало.

– Станислав Флорович, какой состав вашего коллектива, его численность и профессиональный уровень?

– В начале 90-х годов приняли волевое решение: учитывая трудности с выплатами зарплаты, с трудоустройством, никого не сокращать. В тот момент на магаданском ДОКе трудилось около пятисот человек. В последующие годы кто-то вышел на пенсию, уехал в ЦРС, а кто-то нашел другую работу. Сегодня на предприятии насчитывается около ста работников, то есть в пять раз меньше. Дополнительные мощности у нас есть, но, к сожалению, недостаточно заказов. Кроме того, в город стали завозить много продукции, аналогичной нашей. Средняя зарплата по комбинату почти 23 тысячи рублей. Все северные льготы присутствуют, социальный пакет сохранен полностью: оплачиваемые отпуска, оплата дороги и т.д.

Коллектив очень дружный, хочу сказать ему огромное спасибо. Если бы не его целеустремленность, выдержка и уверенность в успехе, мы бы давно развалились. Остались в основном только те, кто главным считает социум, в котором они работают. Все эгоисты, так скажем, отсеялись.

– Ну а какие у вас ведущие профессии?

– Станочники, электрики, далее идут слесари и пятнадцать инженерно-технических работников. Раньше все четыре этажа нашего административного корпуса целиком занимали итээровцы – это 25 процентов от былой штатной численности предприятия.

Интенсивность труда высокая. Это суровая необходимость. Все понимают, что зарплату надо зарабатывать. И еще раз спасибо коллективу.

– Назовите, пожалуйста, передовиков, ветеранов предприятия, бригадиров.

– А у нас нет бригадиров. Есть начальник цеха, мастер, а остальные – рабочие, можно сказать, широкого профиля. Они выполняют все, что требуется для производства. Станочник может стать отделочником, а отделочник – шлифовальщиком… Назову в качестве примера Анатолия Прут, Александра Климова, Александра Корецкого, Аллу Бугаевскую, нашу старейшую работницу Валентину Глушкову… Да все работники примерные.

– Уточните ассортимент вашей сегодняшней продукции.

– Вся деревообработка! Ведем также монтаж стеллажей, установку станков, любого электрооборудования. Причем узких специалистов не привлекаем, управляемся сами.

Два десятка человек занимаются привозом мебели в Магадан. В продаже сорок процентов продукции ДОКа, шестьдесят – привозной.

– Планы предприятия на 2011 год, новогодние пожелания коллективу?

– Стремимся получить побольше заказов, качественно их выполнить. Наличие заказов гарантирует приличные заработки людям. Мое пожелание коллективу: будьте, ребята, оптимистами, наше предприятие социально ориентированное, о чем нам не следует забывать. Мы еще долго и упорно будем работать.

***

В кабинете гендиректора на стенде размещены почетные грамоты и дипломы, которыми награжден коллектив. Вот диплом I степени за победу в конкурсе на лучшее предприятие города в 2008 году. В 2009 году мэр Магадана В. Печеный наградил дипломом III степени руководителя ДОКа С. Ходаковского за трудовые достижения. Они свидетельствуют о том, что предприятие, маневрируя в новой экономической обстановке, прочно занимает ведущее место в производственном строю.

***

После короткой паузы наша беседа возобновилась.

– Вот еще о чем, думается, полезно сказать, – замечает Станислав Флорович, назвав ДОК «социалистическим предприятием». – При социализме наблюдался негатив в экономике, но защита простого человека была на высоте. Правда, это позволяло лентяям вообще не работать, а отсюда и крах системы. Но я, в силу своих убеждений, считаю, что каждый должен заботиться о том социуме, в котором живет. В деревне – староста, в звене – звеньевой, в нашем коллективе – директор… Только тогда мы будем здоровой, сильной нацией, а не нацией каких-то жлобов, которые пытаются друг у друга изо рта кусок вырвать. Если бы мы не обернулись лицом к человеку, нас бы давно не существовало.

Пример тому магаданская швейная и сувенирная фабрики, кожкомбинат. Их съел, если можно так выразиться, эгоизм. А ДОК выжил. За последние десять лет у нас не наблюдалось ни одной задержки зарплаты. 16 декабря 2010 года комбинату исполнилось 72 года. Его расцвет пришелся на военную пору. Делали не только валенки и веники, но и электролампочки. И, по большому счету, ДОК, бывший промкомбинат, «прадедушка» всех магаданских предприятий местной промышленности, да и некоторых федеральных. Имею в виду цех топливной аппаратуры, который в 1976 году передали механическому заводу.

– Станислав Флорович, откуда все-таки черпаете кадры?

– Самое тревожное заключается в том, что нет никакого пополнения кадров. Основной состав специалистов – пенсионеры. Молодежь – вспомогательные рабочие. Беда в том, что они слабы физически. Это не удивительно, поскольку ребята выросли в трудные 90-е годы «на лапше», у них не сформировалась мышечная сила.

В Магадане действует профучилище № 3, где полтора десятка лет готовят столяров-станочников. Их направляют к нам, но они не работают, так как не выдерживают физических нагрузок, производственного ритма. Что нам дальше делать? Об этом должно, в первую очередь, задуматься государство, выработать политику по подготовке надежной рабочей смены.

Материал подготовил
Петр ЛИВАНОВ.








Колымские колонки