Жить дешевле, если знаешь свои права и законы рынка


С наступлением поры массовых отпусков мы снова и снова задаемся вопросом о том, как формируются цены на авиабилеты, и есть ли у пассажиров возможность снизить свои траты на авиаперелеты?

Как контролирует этот, в частности, сектор экономики антимонопольная служба и что важно знать потребителю? Какие нарушения в деятельности предприятий и организаций, являющихся на территории нашей области субъектами естественных монополий, выявляются? За что антимонополыцики наказывают энергетиков и на что нужно обратить внимание гражданам при замене счетчиков?

Об этом и многом другом рассказывает руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области В.Т. Задорожный.

Об электрических счетчиках и о том, кто на самом деле платит штрафы энергетиков

- Василий Григорьевич, один из наиболее злободневных вопросов, вызывающих массу нареканий со стороны потребителей, - это замена электрических сметчиков. Что показывает проверки этой сферы, проводимые вашей службой?

- Вот совсем недавно нами было возбуждено и рассмотрено дело по поставке аппаратуры, которая автоматически считывает показания счетчиков. Суть проблемы состоит в том, что энергетические предприятия получили аппаратуру более высокого класса точности, естественно, по более высокой цене. Именно ее они и предлагали потребителям, хотя последним нет никакого смысла переплачивать за эту сверх точность, и требования энергетиков в данном случае незаконны. Поэтому закончилось все тем, что энергетики получили штрафы и понесли таким образом убытки.

- Мы постоянно говорим о штрафах, но действительно ли они соразмерны с полученной прибылью настолько, что могут являться сдерживающим фактором при разного рода злоупотреблениях?

- Безусловно, являются, на это направлены санкции, а практика убеждает, что это действенная мера. Однако при установлении размера штрафов нам приходится иметь в виду то, кто именно их в конечном итоге оплатит. Чаще всего - потребители, обычные граждане, мы с вами, потому что больше тем же энергетикам взять деньги просто неоткуда.
Кроме того, в условиях Севера приходится вообще очень осторожно и взвешенно подходить к состоянию и целостности энергетической системы, и постоянно иметь в виду, что далеко не всегда нормативы на тот же ремонт, на замену оборудования и прочее, которые должны закладываться в тариф, соблюдаются. Условно говоря, на ремонт оборудования, которое имеет энергосистема ОАО "Магаданэнерго", должно быть заложено столько-то средств. Но далеко не всегда так происходит по факту, на деле каждый год сумма значительно ниже, чем потребность в них. И все эти факторы надо учитывать при определении суммы штрафов. Моя позиция вообще состоит в том, что любое наказание должно быть соразмерно нарушению. Иначе это уже не наказание, а нечто иное. Приведу пример из практики нашей службы, беспрецедентный случай. Одно из управлений ФАС наложило на железную дорогу штраф в 2 млрд. 400 млн. рублей. Это же огромные деньги. А за что? За то, что они не подписали договор с одним из исправительно-трудовых учреждений на поставку 7 вагонов... Это не наказание, это - абсурд. Должно быть иначе: если энергетики навязали один счетчик одному потребителю, то наказание обязательно должно последовать, но соразмерное сделанному. В том числе в деньгах.

Алкогольный рынок

- Существует точка зрения, что летом, в период всякого рода пикников, выездов на рыбалку, на шашлыки, за грибами-ягодами потребление алкоголя увеличивается. Вместе с тем алкогольный рынок является одним из сфер постоянного контроля со стороны антимонопольной службы. Что показывают проверки? И как, с вашей точки зрения, на местном рынке сказывается отсутствие собственного производителя?

- В рамках исполнения поручения Федеральной антимонопольной службы на алкогольном рынке территории мы проверяем, существуют ли ограничения на ввоз и продажу спиртного. Если кто помнит, большая проверка была проведена в 2002 году, тогда мы побывали на всех предприятиях, специализирующихся на производстве алкогольной продукции. Результаты проверки уже тоща дал и все основания предположить, что такие методы хозяйствования, как существовали на ликероводочном заводе, спиртзаводе, ОАО "Магаданская группа", которое выпускало пиво, ни к чему хорошему не приведут, предприятия погибнут. И мы, к сожалению, не ошиблись. Штрафные санкции, которые мы тогда наложили за злоупотребление доминирующим положением, составили 27 млн. 800 тыс. рублей, но изъять по всем понятным причинам смогли всего около 8 млн. 900 тысяч. И это была на тот момент одна из самых крупных сумм штрафа по линии нашей службы, тогда еще министерства. За 8 лет многое изменилось, в том числе и отношение власти к этому сегменту экономики. Алкогольный рынок стал, безусловно, менее прибыльным и более конкурентоспобным. Сегодня прилавки заполнены алкоголем самых разных видов и качества, практически на любой кошелек. И последние лет 6 у нашей службы нет предмета для разбирательств, связанных с препятствованием поступления алкогольной продукции на нашу территорию.

О субъектах естественных монополий и несуществующих долгах граждан

- Василий Григорьевич, какие предприятия, работающие на нашей территории, относятся к субъектам естественных монополий и какая работа по недопущению злоупотреблений с их стороны проводится с ними по линии вашей службы?

- По существующим нормативам ФАС проверяет деятельность естественных монополий один раз в 4 года. В нашей области их всего 4: это Магаданский морской торговый порт, аэропорт Магадан, ОАО "Магаданэнерго", Магаданский филиал ОАО "Дальсвязь". То, в какое время мы будем проверять их деятельность, ни для кого не секрет, годовые планы нашей работы вывешены даже на нашем сайте. Они согласованы с прокуратурой, входят в федеральный перечень, каждый может за год знать время проверки. Применяемые тарифы, все, что предприятие, организация, структура делают, продают, - все подлежит проверке на соблюдение положений федеральных законов "О
защите конкуренции" и "О естественных монополиях".

- И что показали последние проверки?

- В частности, Магаданский морской торговый порт, на наш взгляд, нарушил 5 положений закона. Сейчас порт оспаривает нашу позицию, они обратились в суд, решение пока не вынесено. К каким выводам придет суд, на сегодня сказать сложно, это независимая инстанция, но мы убеждены в своей правоте - по 5 позициям закон нарушен. Если порт не сумеет оспорить в судебном порядке наши выводы, им грозят штрафные санкции. Магаданский филиал ОАО "Дальсвязь" наказывали за взимание денег за информационные услуги.
Сейчас вплотную занимаемся Магаданэнерго, возбудили дело по жалобе жительницы г. Магадана. Речь шла о том, что она уже давно сняла приборы отопления, известила об этом поставщика тепла, но энергетики продолжают выставлять ей счета за услугу, которой она не пользуется и не может пользоваться в связи с отсутствием нужного оборудования.
Как только мы начали работать с этой жалобой, Магаданэнерго очень оперативно произвело перерасчет, отозвало все требования по оплате несуществующей услуги, речь шла о сумме около 22 тысяч рублей. Но уже в следующем месяце она опять получает квитанцию на 5 тысяч рублей. И этот несуществующий на самом деле долг формально за ней числится, а на практике это значит, что человек не может выехать за пределы страны, не может получить тот же кредит, поскольку службы безопасности банков отслеживают долги потенциальных заемщиков, и так далее. А ведь есть акты, подтверждающие отсутствие в ее доме системы отопления, без которой получение услуги невозможно.

Еще раз о ценах на авиабилеты

-С наступлением поры массовых отпусков в очередной раз возникает вопрос отом, насколько законно и неизбежно сезонное повышение цен на авиабилеты?

- Три года назад областная Дума пригласила нас для рассмотрения вопроса на предмет сговора авиакомпаний при продаже авиабилетов. Еще тогда, выступая перед депутатами, мы говорили, что пока при авиаперевозках из районов Крайнего Севера, Дальнего Востока в ЦРС не будут использоваться новые самолеты, не могут и не будут билеты дешеветь, - это просто невозможно. Судите сами. Например, самолет ИЛ-62, выполняющий рейс Москва - Магадан, заправляет около 60 тонн авиакеросина, а «Боинг-757» для полета по тому же маршруту - 27 тонн топлива. То есть количество пассажиров у них примерно одинаковое, а себестоимость полета, которая делится на число пассажиров, разнится вдвое. Определяющую роль в ценообразовании здесь играет топливо, экономичность самолета, это объективно и не может быть иначе.

-Хорошо, здесь все понятно, вопросов нет, но почему в разы отличается цена билета у пассажиров, чьи кресла стоят рядом? Насколько это законно?

- Нарушений закона тут может и не быть. Другое дело - информация о системе продажи билетов, которую пассажиру выгоднее знать, чем не знать, и научиться ею пользоваться. Давайте посмотрим, как происходит формирование цены на билет в зависимости от того периода до даты вылета, за который он приобретается. Не скажу с точностью до единицы, но существует 10-11 типов билетов. И если вы покупаете его, скажем, за полгода, то перелет до Москвы может вам обойтись и в 8 тысяч рублей, то есть в минимальную из возможных цену. А если вы приобретаете билет накануне вылета, за день-два, то он может стоить чуть ли не в 10 раз дороже, а ваше место окажется рядом с
пассажиром, который летит за минимальную стоимость. И ничего противозаконного в этом нет, это общемировая практика, смысл которой во взаимной выгоде пассажира и авиакомпании: один авансирует услугу и получает ее по минимальной цене, вторая сторона получает гарантию своей востребованности, деньги в оборот и так далее. И, что немаловажно, предсказуемость, гарантию продолжения работы на рынке.

Это что касается продаж вообще. Кроме того, представительства авиакомпаний, агентства, работающие в Магадане, никакого влияния на ценообразование оказать не могут. Они работают с компьютерной программой, в которой заложено, что билеты в период с марта по ноябрь стоят столько-то. И есть ряд тарифов, о которых мы уже говорили. Именно ими предусмотрено, что билет на такой-то рейс, купленный 3 марта, стоит 8 тысяч, а на этот же рейс и соседнее место, но купленный 28 ноября - 70 тысяч. Повторю, что это мировая практика, введенная у нас в стране три года назад для стимулирования компаний к устойчивости и росту объема перевозок, с одной стороны, и граждан к планированию своих передвижений и покупке билетов заранее - с другой.

А что касается возможности получения авиакомпаниями сверхдоходов, то по итогам проверок выяснилось, что в течение первого полугодия прошлого года все авиакомпании, работающие на нашем рынке, понесли убытки. А во втором - компенсировали их за счет более высоких тарифов на билеты, продаваемые незадолго до вылета. Поэтому пассажиру выгоднее покупать билеты заранее.
Последняя наша проверка авиакомпании "Якутия", ее полетов по маршруту Якутск- Магадан - Петропавловск-Камчатский. Там эксплуатируется уже около 40 лет Ан-26, он сжигает такое количество топлива и столько ломается, что о какой-то рентабельности сложно говорить, не то что о получении сверхдоходов. То же самое по другим авиакомпаниям, которые мы постоянно проверяем. Поэтому выход для пассажиров один - приобретать билеты заранее. Ну а для компаний - обновлять парк авиационной техники, снижать затратность его эксплуатации.

Елена ВОДОЛАЖСКАЯ-КОЛЕСНИКОВА








Колымские колонки