Искусство, опережающее время


Искусство, опережающее время
В Магаданском музыкальном и драматическом театре идет работа над новым спектаклем. Режиссер из Иркутска Геннадий Гущин более десяти лет назад уже ставил на сцене ММДТ пьесу «Не верь глазам своим». И эта работа стала одной из знаковых в середине прошлого десятилетия для наших артистов. Мы плотно поработали тогда вместе с режиссером. По его просьбе я написал текст речи французского политика правого толка. Эту роль исполнял заслуженный артист России Алексей Яновский. Записали это выступление на телевидении и ролик «французского Жириновского» открывал спектакль. Мы встретились после репетиции с Геннадием Гущиным, чтобы поговорить о его новой постановке.

– Геннадий Степанович, изменился ли Магадан и наш театр за время вашего отсутствия?



– Магадан нисколько не изменился. В моей памяти он остался, как душевный, человечный город. Ни в одном другом городе я не видел такого, чтобы ты переходил улицу, а водители тебе уступали дорогу. Я еще в свой первый приезд это отметил. Каждый день я хожу в магазин, на рынок, и ни разу мне никто не нахамил. Все довольно приветливы. Тут сохранился дух человечности, несмотря кризис, сложную жизнь. И хоть люди беднеют, вроде должны были бы ожесточиться, а в Магадане почему-то нет. Для меня это самое приятное впечатление от вашего города. И в этом смысле Магадан не изменился абсолютно.

– Почему вы выбрали для постановки «Дамского портного»?



– Я получил приглашение приехать и поставить именно эту пьесу. У меня свои пристрастия. Это пьесы, не скажу, более серьезные, но тяжеловесные, философского звучания. Однако и театру, и городу сейчас нужны спектакли, способные радовать. Я часто вспоминаю высказывание Юрия Никулина, который говорил, что когда людям весело, им нужны грустные клоуны, а когда плохо, требуются веселые. Ведь не зря во время войны старались сохранить филармонические оркестры. Когда было очень тяжело, старались подбодрить солдат веселыми концертными программами. И вот я приехал с пьесой Жоржа Фейдо «Дамский портной», положенную на музыку Александром Журбиным. Довольно веселая комедия положений. Естественно, там есть и «любовный треугольник». Но в силу того, что мне этого маловато, если вы помните спектакль «Не верь глазам своим», я все-таки стараюсь найти некие нотки одиночества в человеке, неустроенности. Я понимаю, что здесь пережимать нельзя, но чтобы получился не просто веселый, разбитной спектакль, а в нем были нотки грусти. Чтобы это запало в душу сидящему в зале зрителю. Сейчас трудно сказать, что из этого получится, мы работаем всего пару недель, но мне кажется, что пьеса добротная. В свое время ее много ставили во Франции, она вызывала хорошую реакцию у публики, и к этому мы будем стремиться. Чтобы люди и посмеялись, и погрустили.

– Геннадий Степанович, как вам сегодняшняя труппа?



– К своей радости я встретил старых знакомых. И Влада Полякова, он играл в том спектакле главную роль, а здесь одну из центральных, и Сашу Тарасюка, ему досталась главная роль. За десять с лишним лет, что меня здесь не было, они оба, безусловно, заматерели, как в мастерстве, так и в личностном плане. В этой постановке у меня заняты, в основном, актеры музыкального театра.

Эта специфика не то, чтобы мне не близка. Я редко с ней встречаюсь. Способ существования актера музыкального театра отличается от драматического. Но мне кажется, что мы нашли взаимопонимание. И репетируется легко и весело. В труппе оперетты такие замечательные артисты, как Елена Титенко, Людмила Анисимова, Оксана Плиско. Одно удовольствие с ними репетировать. Довольно приятная для меня встреча случилась с Владимиром Дмитриевым. Мне как раз на второго героя нужен был такой светлый человек, просто солнечный артист. Николай Михайлович Бекасов и Тимур Самарханов играют в одной роли. И хотя у них разница в возрасте, но, думаю, это будет интересно. Команда вся из очень крепких профессионалов. Как всегда, сроки поджимают. Очень мало времени. Еще ведь параллельно идут репертуарные спектакли. Но мы должны в начале марта сдать этот спектакль.

– Геннадий Степанович, вспомним ваш предыдущий спектакль «Не верь глазам своим». Сама тема трансгендера, женщины, поменявшей пол, а потом, через много лет вернувшейся к своему мужу и сыну в образе бравого американского полковника, показалась тогда слишком фантастичной нашему зрителю. И вот прошло десять с лишним лет, а это уже повсеместно на Западе. Так что ваша постановка оказалась в чем-то пророческой. Вы не боитесь браться за такие темы, которые опережают свое время?



– Очень часто человек творит по наитию. Почему Моцарт, умирая, диктовал свой «Реквием»? Я себя, конечно, не причисляю к великим, но откуда это все берется? Кем диктуется свыше? И действительно, очень многие спектакли так зашифрованы, что их понять можно только лет через 20-30. Не зря есть расхожее выражение: «он опередил свое время». Как ни странно, и спектакль «Не верь глазам своим» был непонятен в свое время. Я и сам этого не очень понимал. А через десять лет вижу, что те проблемы, о которых мы тогда, не осознавая, говорили, настолько ярко зазвучали, проявились в полной мере, что сам диву даюсь. Взять хотя бы тот текст, который вы написали для начальной сцены спектакля, о третьем мире, арабах, когда еще и в помине не было и конфликтов в Сирии, Ливии, Тунисе, не было этих толп беженцев в Европе, а тут французы говорят, надо быть осторожнее, арабы, негры и так далее. Тогда этот ваш текст прозвучал смешно и пародийно, а сейчас настолько актуально, что даже страшно. И в ситуации с этим трансвертом, я рад, что была обозначена не только внешняя сторона, но образ человека, отказавшегося от самого себя, поменявшего пол. И поэтому так закономерно в финале звучит выстрел. Человек сам себя убивает. И главный посыл того спектакля – не отказывайся от себя, работай над своей душой. Все эти внешние проявления, сегодня я один, завтра другой, особенно актуальны для нуворишей. Разбогател, купил новый дом, машину, и обязательно надо поменять старую жену на новую, с накаченными губами. Но от себя ведь не уйдешь. Вот вся проблема того спектакля. А сейчас эта тема еще ярче зазвучала в свете того, что человечество пытается отказаться от самого себя.

Найти в чем-то внешнем какой-то успех. Да нет его, и не может быть. Человек заслуживает то, что он сегодня получает. Мы в ответе за все, что делаем. И не надо искать виноватых. К счастью, сегодня люди стали это лучше понимать.

Игорь Дадашев

Искусство, опережающее время



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки