Устойчивость тракторного полуприцепа – это важный параметр, определяющий безопасность и эффективность его эксплуатации. Он указывает на способность транспортного средства сохранять заданное положение при различных условиях движения и нагрузках. Недостаточная устойчивость может привести к опрокидыванию, потере управления и, как следствие, к аварийным ситуациям.
Устойчивость полуприцепа в зависимости от грузоподъёмности
Перегрузка полуприцепа не только может нарушить его устойчивость, но и вызывает повреждения конструкции, преждевременный износ деталей и узлов. Согласно ГОСТ 12.2.096-83, необходимо строго соблюдать установленные производителем значения максимальной грузоподъёмности. Поэтому, рассмотрим, что и как влияет на устойчивость тракторного полуприцепа в зависимости от грузоподъёмности.
-
Распределение нагрузки – неравномерное размещение грузов приводит к смещению центра тяжести, что снижает устойчивость техники. Например, смещение положения центра на 10% от оси может снизить устойчивость на 15-20%.
-
Осевая нагрузка – превышение допустимой нагрузки на ось вызывает деформации подвески и повреждение шин.
-
Центр тяжести – чем выше центр тяжести, тем ниже устойчивость полуприцепа к опрокидыванию. Например, увеличение высоты центра тяжести на 0,5 м снижает его устойчивость во время движения на 25-30%.
Ширина полуприцепа и его устойчивость
Ширина тракторных полуприцепов и устойчивость находятся в прямой зависимости. Более широкая колея обеспечивает большую площадь опоры, что улучшает манёвренность при движении по неровным дорогам и в поворотах. Но, чрезмерная ширина может ограничить управляемость и усложнить проезд. Кроме этого, движение по дорогам общего пользования разрешено с прицепами, ширина которых не превышает 2,55 м. Выбор техники с увеличенной (в пределах разрешённого) шириной способствует:
-
снижению центра тяжести – при широкой колее его положение находится более низко, что повышает устойчивость техники во время движения;
-
улучшению поперечной устойчивости – увеличенная база колёс уменьшает риск бокового опрокидывания.
Устойчивость при прямолинейном движении и в поворотах
Устойчивость полуприцепа в движении зависит от нескольких факторов. При прямолинейном перемещении ключевую роль играют:
-
состояние дорожного покрытия – коэффициент сцепления с дорогой (например, для асфальта он 0,6…0,8, а для грунта – 0,2…0,4);
-
скорость движения – увеличение скорости на 10 км/ч снижает устойчивость на 15-20%;
-
распределение нагрузки – неравномерное распределение нагрузки может привести к колебаниям прицепа и потере устойчивости.
В поворотах добавляются следующие факторы:
-
центробежная сила – она пропорциональна квадрату скорости и обратно пропорциональна радиусу поворота;
-
радиус поворота – чем он меньше, тем выше центробежная сила.
Как выбрать полуприцеп по его устойчивости?
При покупке полуприцепа необходимо учитывать:
-
грузоподъёмность;
-
ширину колеи и базы;
-
тип подвески (рессорная, пневматическая);
-
тип шин (соответствие нагрузке и условиям движения)
-
вид тормозной системы (наличие abs);
-
параметры шасси.
Выбор полуприцепа с оптимальными параметрами устойчивости – залог безопасности и эффективности работы техники. Например, среди отечественных производителей надёжной конструкцией и хорошей устойчивостью в движении характеризуются тракторные полуприцепы БОНУМ. Эта техника отвечает всем требованиям безопасности.