Организаторам акции 31 января не удалось не только нарастить, но даже удержать количество сторонников. Судя по всему, ставки были сделаны на массовый эффект от раскрученного иноагентами фильма о дворце под Геленджиком, а также на молодежь, склонную к максимализму и социальной мимикрии. Но доказательства фейковости материалов о недвижимости на мысе Индокопас и объявившемся хозяине здания, привели к тому, что в несанкционированные протесты в минувшее воскресенье привлекли гораздо меньшее количество участников. При этом, число агрессивно настроенных молодых людей кратно возросло. Возможно, интерес к выплеску накопившегося адреналина подогрел и длительный карантин – засидевшиеся дома молодые люди хотели «тусовки».
Было высоким и количество провокаций, направленных на силовиков. Во время «мирных митингов» сотрудников Росгвардии и полиции оскорбляли и били исподтишка, нападая со спины, закидывали ледышками, обливали из перцовых баллончиков. На Сенной площади в Санкт-Петербурге, во время акции протеста 31 января, полицейский подвергся нападению толпы, после чего ему пришлось достать табельное оружие, чтобы пресечь агрессию и защитить окружающих участников акции, в том числе детей. Действие возымело эффект и нападение прекратилось. Один из подозреваемых в нападении был задержан, им оказался 32-летний уроженец Архангельска. В центре Москвы в Вознесенском переулке во время несогласованной акции и вовсе [url=https://ren.tv/news/v-rossii/797674-sgorevshee-v-tsentre-moskvy-avto-rosgvardii-podozhgli] сгорел[/url] микроавтобус Росгвардии. По факту поджога проводится проверка. Несмотря на многочисленные провокации, стражи порядка помогали тем, кто попал в беду.
В итоге с одной стороны – помогающие народу росгвардейцы, с другой — провокаторы, сбивающие с ног мам с детьми, перекрывающие движение, бьющие полицейских по голове, прячущиеся за спинами девушек и пожилых людей. При этом, часть пришедших понятия не имеет за какие преступления задержан глава оппозиции.
Для самого Навального длительное тюремное заключение становится все более зримой перспективой. Напомним, арест и предстоящий суд связаны с неисполнением им условий испытательного срока по приговору 2014 года по делу «Ив Роше» – решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы опальный оппозиционер был приговорен к 3 годам 6 месяцам лишения свободы со штрафом в 500 тысяч рублей за совершение мошеннических действий и легализацию денежных средств, приобретенных преступным путем.
Суд постановил считать наказание условным с испытательным сроком 5 лет, затем, в 2017 году, испытательный срок был продлен на год. В соответствии с условиями приговора Навальный был обязан дважды в месяц, в чётко установленные дни являться на регистрацию в инспекцию ФСИН. Однако в течение 2020 года зафиксированы многократные нарушения осужденным условий испытательного срока, включая и то время, когда был здоров. Так, находясь в России в январе – августе 2020 года, он шесть раз пропустил регистрацию. Во время лечения в «Шарите» ФСИН к подозреваемому претензии не предъявляло, требования о явке на регистрацию возобновились только в октябре – после выздоровления «берлинского пациента». После каждого пропуска Навальный официально предупреждался о возможности замены условного срока на реальный.
При этом, принцип неотвратимости ответственности и неукоснительного соблюдения требований законов одинаково равны для всех без исключения граждан нашей страны. По информации главы управления ФСИН по России Елены Коробковой, в 2020 году более 137 тысяч условно осужденных воспользовались шансом и успешно отбыли назначенный испытательный срок. При этом, в отношении нарушителей по представлениям инспекций судами приняты решения о замене наказания более строгим видом – отмене условного осуждения, изменении меры пресечения на содержание под стражей, приняты в отношении 51 тысячи подучетных лиц.
Основной результат акций 31 января – доказательство отсутствия в протесте рационального смысла с точки зрения его простых участников. Сторонники «узника Матросской тишины» оказались полностью дезориентированы из-за отказа ряда координаторов продолжать работу и несогласованности позиций внутри самих штабов. В регионах сторонники, вышедшие на митинги, жаловались на «тухляк», на отсутствие людей, в том числе – тех, кто их на эти митинги звал.
Власть, в свою очередь, наглядно показала способность эффективно купировать провокации, не прибегая к мерам, выходящим за пределы точечных действий в отношении конкретных провокаторов и нарушителей порядка.