Аналитический центр «Русагротранса» представил данные по совокупной мощности российский портов по перевалке зерна на экспорт. Совокупная мощность портов в 2017-2018 сельхозгоду составила примерно 55 млн тонн. В ближайшие пять лет она будет расти. Ожидается увеличение не менее чем на 30 млн тонн. Ряд крупных проектов ведет в настоящее время государственная «Объединенная зерновая компания» (директор – Михаил Юрьевич Кийко). Ранее Михаил Кийко рассказывал о масштабном развитии Новороссийского комбината хлебопродуктов (ПАО «НКХП»). В прошлом году комбинатом хлебопродуктов был поставлен абсолютный рекорд за 125 лет – объем переваленного зерна составил 6,1 млн тонн. Как сообщается на сайте комбината, сегодня инфраструктура НКХП, расположенного на берегу Черного моря, включает в себя железнодорожные пути и автодороги, транспортный цех и механические мастерские, цех энергоснабжения, лабораторию и другие многочисленные объекты. Общая площадь превышает 14,5 га. На днях ПАО «НКХП» привлекло крупный кредит ВТБ, что позволит проводить модернизацию быстрее и эффективнее.
Другой важный проект – это строительство Дальневосточного зернового терминала в Зарубино (это основной стратегический проект «Объединенной зерновой компании»). Благодаря выходу к Японскому морю и развитию сопутствующей логистической инфраструктуры российские аграрии получат новые выходы на международные рынки. В настоящее время уже ведутся переговоры с потениальными зарубежными партнерами. Ожидаемая мощность перевалки в Приморье составит 33,5 млн тонн, но достигнута она будет лишь через несколько лет, предстоит несколько больших этапов реализации проекта.
В России реализуется сразу несколько больших проектов. Это и «ОТЭКО» в порту Тамань, и АЗТК в Азове, терминалы в порту Усть-Луги и Приморске.
По словам руководителя аналитического центра «Русагротранса» Игоря Павенского, экспорт зерна из нашей страны в текущем сельскозозяйственном годы побьет рекорд. Стоит ожидать 53,3 млн тонн против прошлогодних результатов в 35,5 млн тонн (следует отметить, что экспорт оценивается без учета стран Евразийского союза, которые не попадают в статистику ФТС).
На сегодняшний день Россия – это крупнейший мировой экспортер пшеницы. В недавних публикациях, посвященных Михаилу Кийко и АО «ОЗК» отмечалось, что именно экспорт является основным драйвером российского зернового рынка.
Пожалуй, наиболее существенной для российского зернового рынка пока остается инфраструктурно-логистическая проблема. Генеральный директор РЖД ранее говорил, что уже этой осенью может возникнуть дефицит почти в 21 тысячу грузовых вагонов. Ожидается, что координация усилий РЖД и ОЗК может снизить напряженность на рынке. На сайте «Объединенной зерновой компанией» сообщается о планах развития собственной транспортной инфраструктуры, целью которой является развитие компетенции железнодорожных перевозок зерна до 3 млн тонн.