Юрий Александрович Билибин - член-корреспондент академии наук СССР, лауреат Сталинской премии, новатор изучения геологии россыпей, петрологии, металлогении и многих других дисциплин. В Магадане он больше известен как организатор Первой колымской экспедиции, благодаря которой и началась золотая история Колымы.
Билибин окончил Ленинградский горный институт, его учителями были такие корифеи науки как Н.И. Трушков, В.И. Серпухов, Н.Н. Яковлев. Ленинград в те годы был средоточением геологической мысли. Здесь находился высший отраслевой орган - Геологический комитет страны, лучший минералогический музей и богатейшие библиотеки.
Достаточно сказать, что все отчёты по геологическим изысканиям России как официальных геологов Геолкома, так и частных компаний, поступали в северную столицу. Юрий Александрович внимательно знакомился со всеми, доступными ему, документами. Первые свои научные статьи он написал, будучи ещё студентом.
Из дискуссий с единомышленниками Билибин вынес твёрдое убеждение, что наибольшие перспективы имеют труднодоступные территории Востока и Северо-Востока России.
С1926 по 1928 годы он работал геологом в "Алданзолото", осмысливая геологическое строение района и закладывая основы поисково-разведочных работ среди
хаоса старательских отработок. Первая геологическая карта этого региона составлена им. Он также был родоначальником алданской школы геологов.
Лидерство его было замечено, и ему предложили возглавить Первую колымскую экспедицию Института цветных металлов. По сути, именно с нее и началось изучение природных богатств Колымы. До этого (из-за труднодоступности этих мест) сюда удавалось проникать лишь отдельным старателям.
Участники Первой экспедиции высадились на побережье в 1928 году. Местные старатели приняли геологов в штыки. "Даже товарищу Билибину при всем его характере не удалось добиться нужного количества лошадей", - вспоминал один из участников.
Надежных карт Колымского края не было, в продвижении вперед по территории геологам помогли эвены. Билибин возглавил передовой разведочный отряд, участники которого изучили почти весь Среднеканский район. В ходе экспедиции были обнаружены богатые месторождения золота на Колыме.
С1931 года Билибин - главный геолог "Дальстроя". В 1934-1935 годах он организует изыскания в верховьях реки Колымы, дав в итоге оправдавшийся впоследствии крупнейший в практике прогноз золотоносности вдоль выделенного им главного батолитового пояса.
Юрий Александрович работал на Северо-Востоке страны до 1935 года. Вернувшись на материк, Билибин добился снаряжения еще двух экспедиций на Колыму.
В 1936 году он закончил свой научный труд "Основы геологии россыпей", опубликованный в 1938 году и неоднократно переизданный в СССР и многих зарубежных странах.
В 1935 году Билибин вернулся в родной город, жил в доме на Большом проспекте Васильевского острова, стал академиком. Скончался он в 1952 году, едва перешагнув свой полувековой рубеж.
Похоронен на Волковском православном кладбище. На доме, где в 1925-1949 годах жил Билибин, установлена мемориальная доска. В его честь названы: минерал билибинит, хребет в горной системе Черского, поселок Билибино и атомная станция на Чукотке, вулкан в бассейне реки Большой Анюй в Якутии.
В 1969 году, к празднованию 30-летия Магадана, одна из улиц города Магадана была названа в его честь. Специалисты считают колымские открытия Билибина неоценимыми для России по экономическим показателям.
Колымчанин не по своей воле
Есть в районе Торгового центра улица Болдырева. Названа она в честь Анатолия Капитоновича Болдырева, доктора геолого-минералогических наук, профессора, основателя и директора Федоровского института кристаллографии, минералогии, петрографии и рудных месторождений, последние годы жизни которого не по его воле были связаны с Магаданом.
История поставила этого ученого на рубеже двух эпох в науке кристаллографии, в период перехода ее с "макрорельс" на "микрорельсы", зачинателем которого был наставник Анатолия Капитоновича исполин мировой кристаллографии Е.С. Федоров.
Соответственно, и наиболее замечательный для 30-х годов прошлого столетия "Курс кристаллографии" (три издания) А.К.Болдырева разбит на три равновеликие части: кристаллография геометрическая, физическая и кристаллохимия.
Последняя, по идее автора, должна была превратиться в высшую минералогию, созданию которой он посвятил последние годы жизни, рано прерванной трагической смертью. В основу высшей минералогии должны были лечь не геохимические идеи с таинственными путями атомов, а чисто природные факты, тщательно собранные А.К.Болдыревым в двух изданиях его "Курса минералогии".
Сугубо для внедрения новых идей А.К.Болдырев создал при Горном институте кристаллохими-ческую лабораторию; основная задача этой лаборатории состояла в том, чтобы воплощать в дереве и стекле не только объекты классической макрокристаллографии, но и новой кристаллохимии и высшей минералогии.
Жизнь и научная карьера Болдырева складывались непросто. В1910 году он был исключен за политическую деятельность из Горного института. А затем арестован и сослан на три года на Северный Урал.
Там он получил работу геолога и возглавил геологоразведочные работы по золоту, платине, железу, меди, хрому, марганцу, асбесту, хризолитам, строительным и огнеупорным материалам.
В 1914 году Анатолий Капи-тонович вернулся в Петербург и начал работать в Отделе земельных улучшений в качестве гидрогеолога.
После Февральской революции Болдырев вступил в партию социалистов-революционеров и был избран в Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Затем, с 1918-го по 1938 год, был сотрудником Геологического комитета (в 1931 переименован в Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт, ЦНИГРИ, а в 1939 вг. - во ВСЕГЕИ).
Болдырев объединил ученых-последователей своего учителя, Е.С.Федорова, под названием "Федоровский институт" - для совместной работы и обсуждения научных проблем в области кристаллографии и сопредельных наук.
После постройки большого учебного корпуса на территории Горного института, он создал одну из первых в СССР рентгенометрических лабораторий, две гониометрических и кристаллизационную лаборатории для учебных и научных целей, привлекает на кафедру новых специалистов, создает зал заседаний и библиотеку Федоровского института, где размещает мемориальный кабинет, библиотеку и архив Е.С.Федорова.
В 1934 году, когда в СССР была введена система научных степеней и званий, именно Анатолий Капитонович был одним из первых утвержден в ученой степени доктора геолого-минералогических наук без защиты диссертации.
Затем все в его жизни резко изменилось. 8 октября 1938 года Болдырева арестовали, а в 1939 году осудили к 5 годам лишения свободы и направили этапом на Колыму.
Уже будучи в заключении, он написал работу "О рациональных методах ручной снегоочистки", работал в Геологоразведочном управлении Дальстроя, переводил научные статьи с иностранных языков, консультировал геологов (в том числе, приезжающих на Колыму виднейших ученых-академиков С.С. Смирнова и А.Н. Заварицкого) по вопросам геологических наук и геологоразведки.
В 1942 году под научным руководством и при непосредственном участии А.К. Болдырева начато обобщение материалов многолетнего геологического изучения Северо-Востока.
Через год его освободили из заключения без права выезда с Колымы "до особого распоряжения". Болдырев продолжал активно работать. Выпустил монографию "Высшая минералогия", читал лекции на различных курсах повышения квалификации геологов, неоднократно выступал по Магаданскому радио.
В1946 президиумом Верховного Совета СССР наградил Анатолия Капитоновича орденом "Знак почета". В том же году его выдвинули в действительные члены Академии наук СССР
Он уже планировал возвращение в Ленинград.. Но 25 маета 1946 Анатолий Капитонович Болдырев трагически погиб близ поселка Ола. Похоронен он в Магадане, на старом кладбище
В 2003 году постановлением Правительства РФ в память об А.К.Болдыреве безымянной вершине Верхнеколымского нагорья присвоено наименование "гора Болдырева",
Любовь Кривонос
Северная надбавка