После визита читательницы Н.А. Смирновой, возмущенной работой своего ТСЖ, я озадачилась вопросом: будет ли когда-нибудь, наконец, наш народ доволен коммунальщиками? Вернее сказать, будут ли основания быть довольными?
Солидное количество жалоб в адрес коммунальных служб самого разного ранга, получаемых редакцией, иногда заставляет усомниться в возможности такого исхода. Реформа ЖКХ идет трудно, и, главное, пока не особенно результативно. В Магадане повсюду продолжают создаваться пресловутые товарищества собственников жилья (ТСЖ), и граждане вправе ждать от новых управленцев новых и более эффективных способов содержания многоквартирных домов. Ожидания многих, очень многих людей не оправдываются: и здесь они сталкиваются с той же привычной чехардой, какую мы познали еще в старые добрые времена эпохи ремонтно-эксплутаци-онных управлений.
Впрочем, мы вовсе не собираемся ругать ТСЖ. В какой-то степени управленцам товариществ можно и посочувствовать: от РЭУ им досталось незавидное наследство в виде ветхого жилфонда и изношенных коммунальных сетей, которые не латать требуется, а ремонтировать капитально. Для этого нужны серьезные средства, а их, как всегда, мало. Это не удивляет: одна из основных статей дохода -платежи жильцов - чаще всего оказывается недостаточно доходна.
К расплате должников побуждают разными способами. В ТСЖ «Солнечный», к примеру, придумали воздействовать стыдом: развесили в подъездах списки с указанием номеров квартир должников и суммы долга. А еще угрозами - что должников будут отключать от электропотребления. Правда, в одном из подъездов испытание стыдом привело к неожиданным последствиям - отношения между жильцами разладились!
Об этом поведали в письме сами жильцы. С некоторыми поправками цитируем:
«Мы - жильцы дома №49 по улице Арманской, проживаем в микрорайоне Солнечный. Раньше нас обслуживало РЭУ-2, а с недавнего времени - ТСЖ. Работу его можем оценить так -полная неразбериха. Лучше нисколько не стало. Вызвать отремонтировать кран и то невозможно, легче нанять частника. Очень и очень недовольны мы работой нашего ТСЖ.
Не меньше нас возмущают «листовки» - так мы называем списки с указанием должников коммунальных услуг, которыми обклеены стены нашего подъезда. И еще то, что должникам пообещали отключить свет в случае неуплаты. Теперь наш подъезд разделился на два недружелюбных лагеря: тех, кто не имеет долгов и тех, кто задолжал. Мы хотим жить в мире и согласии друг с другом, а получается наоборот: не здороваемся. Убедительно просим уволить руководителей этого ТСЖ! Не поможет газета - будем обращаться в прокуратуру.
Н.А. Смирнова, В.А. Соловей, П.Н. Жукова».
Надежда Анатольевна Смирнова это письмо принесла в редакцию. На просьбу конкретизировать претензии к качеству обслуживания ТСЖ, привела следующий пример.
22 марта у нее, почти 80-летней старушки, сильно потек кран - так, что пользоваться им стало невозможно. Позвонила в диспетчерскую по телефону, указанному в развешанных в подъезде объявлениях. Там ей пообещали приехать, она ждала четыре дня, кран в это время не открывала, сидела без воды, мучалась. Звонок по телефону раздался только 26 марта - к тому времени ветеран, не выдержав, наняла частника, который справился за пять минут. Этот пример, утверждает Надежда Анатольевна, в их доме не единичный - другим соседям, обратившимся по вопросам каких-либо неисправностей, коммунальщики тоже не спешили на помощь.
На «листовки» Н.А. Смирнова перевела разговор сама, заметно разволновавшись. Способ «выколачивания» долгов бабушку возмутил не на шутку. При этом сама она за коммунальные услуги платит исправно: в «черных» списках ее нет.
- Зачем они нас сталкивают лбами? Вывесили списки на всеобщее обозрение, людям это неприятно, они злятся. У нас испортились отношения друг с другом, стали происходить стычки. Если должники не платят, на это есть суд, пусть туда и обращаются! Считаю, что управляющие ТСЖ, допускающие такие некрасивые меры и плохо исполняющие свои обязанности, должны быть уволены!
Я спросила Надежду Анатольевну, как называется ТСЖ, но она сказала, что не знает. А что: известно, как у нас многие ТСЖ создаются - инициативной кучкой активистов при полном неведении большинства жильцов. Да и на свет это ТСЖ («Солнечный», как выясняется) появилось совсем недавно - в феврале. Может, и претензии к пока еще неокрепшему товариществу предъявлять рановато?
Во всяком случае, по части неотремонтированного крана и других невыполняемых заявок, как считает председатель ТСЖ «Солнечный» Нина Евгеньевна Комякевич, претензии необоснованы. Потому как в ТСЖ трудятся лишь дворники и уборщицы, убирающие дворы и подъезды. И, кстати, работают хорошо - в подъездах, в чем признается сама Н.А. Смирнова, чисто. А все остальные работы -сантехнические, электрические, плотницкие - выполняют рабочие ООО «Ассоль Плюс», с которым у ТСЖ «Солнечный» заключен договор подряда. И во всех восьми подъездах, обслуживаемых ТСЖ «Солнечный», расклеены объявления, что по всем подобного рода заявкам нужно обращаться в «Ассоль Плюс».
Именно туда и звонила Н.А. Смирнова, в «Ассоль Плюс», и почему они не удосужились поторопиться -вопрос к этому 000. Кстати, это объявление я видела собственными глазами -Надежда Анатольевна показала Там действительно указан ряд телефонов, но не
сказано, какой организации они принадлежат. Просто звоните по таким-то номерам - и всё. Откуда же бабушке знать, где какие работники работают и какие услуги оказывают, кто за что отвечает. Раньше-то всё ясно было: за всё отвечало РЭУ. А теперь полномочия у всех свои. Молодой человек и то, пока разберется, голову потеряет, а тут бабушка...
И, между прочим, справедливо ли уклонение ТСЖ от ответственности за некачественное выполнение подрядчиком своей работы? Ведь именно оно, родимое, обслуживает этот дом, оно им управляет... Не оно ли в таком случае должно принимать от жильцов жалобы и спрашивать с тех, кому доверило выполнение конкретных услуг, - со своих подрядчиков?
Далее о злополучных «листовках». Нина Евгеньевна выразила удивление насчет разлада между соседями. Она тоже проживает в этом подъезде. Сказала, что такого не знает, по себе не чувствует. Здоровается со всеми.
Можно, конечно, предположить, что Н.А. Смирнова и две другие подписавшиеся женщины, действительно имели какие-то личные столкновения с должниками, перенеся свой локальный разлад на всех жильцов вообще. Но даже если допустить, что ополчились друг на друга все жильцы, трудно винить в этом руководство ТСЖ. Не в ТСЖ дело, а в самих жильцах, на пустом месте породивших конфликт. Гневаться на добропорядочного соседа из-за того только, что тот читает список должников, просто глупо. Неприятно, ко-
нечно, да жильцы-то здесь при чем?
Интереснее другое - вопрос правомерности расклеивания обличительных списков. Нина Евгеньевна убеждена, что в этом нет ничего нарушающего права граждан, - фамилии же не называются. И все же. Называются долги и номера квартир, а эти сведения тоже можно отнести к конфиденциальной информации, не подлежащей публичному разглашению.
Оправдание такому шагу председатель ТСЖ «Солнечный» видит в большой задолженности жильцов. В подъезде, где проживают подписавшиеся, из 15 квартир семь - должники, на счету которых более 66 тысяч рублей. Такая же картина в целом по жилфонду: из 180 квартир задолженность по квартплате скопилась у половины. По словам управляющей Е.Е. Стремедловской, жильцы восьми многоквартирных домов задолжали около 800 тысяч рублей - огромные для ТСЖ деньги. А без денег, резонно замечает Н.Е. Комякевич, нельзя ни качественно дом содержать, ни оплачивать труд дворников и уборщиц, ни нанимать подрядчиков.
Помимо списков, руководство ТСЖ разослало должникам письма, в которых содержится угроза отключать за неуплату свет в квартирах. А это, скажем прямо, совсем не похоже на законную меру. Да и Энергосбыт, отключающий нам свет за неуплату, действует неправомерно. За такие действия можно смело подавать иск в суд. То же самое может сделать, если захочет, любой жилец - и в данном случае он будет прав. Причем Нина Евгеньевна и сама точно не знает, законно ли будет отключение - по этому вопросу она только собирается проконсультироваться в прокуратуре.
- Как еще воздействовать на несознательных жильцов? - искренно недоумевает председатель ТСЖ «Солнечный». - Люди месяцами, годами не платят. Очень много несознательных жильцов, которых никакие уговоры не пронимают. А нам ведь работать нужно, ремонты делать.
Но способ-то есть. Цивилизованный, испытанный Способ, о котором обмолвилась и Н.А. Смирнова, - через суд. Законный, главное.
И еще, напоследок, о требованиях жильцов уволить руководителей ТСЖ. Тут уж, как представляется, жильцы погорячились. Они ведь сами признаются: лучше не стало. Значит, и раньше, до создания ТСЖ, не было поводов быть довольными работой коммунальщиков. Кто сказал, что другие руководители станут управлять лучше?
Председатель ТСЖ «Солнечный» в ответ парирует: если жильцов ее работа не устраивает, пусть проводят собрание и переизбирают. Другому, более достойному, она готова уступить свой ответственный пост. Не хотят этого сами работники ТСЖ - дворники и уборщицы, отговаривают Нину Евгеньевну от опрометчивого шага. Беспокоятся: а кто будет работать?
Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ