Над полигонами сгустились тучи


В Магаданской области полезные ископаемые добывают 180 предприятий. Основное количество действующих лицензий приходится на благородные металлы.

В частности, на золоторудные объекты 54 лицензии, 439 - на россыпные месторождения. Только на территории Сусуманского района осуществляют добычу 32 предприятия, имеющие 140 лицензий. В течение 2009 года колымским недропользователям выдано 64 лицензии и изъято 32, из них 29 - за нарушение лицензионных соглашений.

Приказом Минприроды РФ от 29 сентября 2009 г. № 315 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр. Документом установлены конкретные сроки рассмотрения заявочных материалов как по внесению изменений и дополнений, так и по продлению и переоформлению лицензий - 140 дней. Заявка на продление должна быть подана не позднее шести месяцев до окончания срока действия лицензий. Количество и состав необходимых при этом документов остаются неизменными. Также этим регламентом предусмотрено, если в течение
30 дней со дня внесения дополнений в лицензию заявитель их не согласовывает, то Территориальное агентство по недропользованию по Магаданской области обязано принять решение об аннулировании данных изменений, то есть фактически прекратить действие этой лицензии.

Как сказал начальник отдела лицензирования Магаданнедра Анастас Попандопуло, в 2010 году оканчивается срок действия 96 лицензий по области, их продление будет осуществляться в соответствии с утвержденным регламентом и только при отсутствии нарушений условий пользования недрами.
- Кроме того, для реализации в этом году утвержден перечень объектов, предоставляемых в пользование, - поделился Анастас Вадимович и приятной новостью. - Всего утверждено в перечне 52 участка, из них 38 - по россыпным месторождениям золота. Общие запасы и прогнозные ресурсы по золоту составляют 6,8 тонны, по серебру - 110,1 тонны. Аукционы по тридцати лицензиям пройдут в течение трех майских недель. Также к данному перечню уже готово дополнение № 1 еще по 35 объектам россыпного золота и подготавливается к согласованию второе дополнение по 63 объектам. Все они были определены с учетом пожелания самих недропользователей.

Несмотря на все производственные перспективы, административный регламент Роснедра, а именно - формальный подход органа, осуществляющего государственное регулирование, к решению вопроса, связанного с продлением и досрочным прекращением права пользования недрами, заставил сильно поволноваться колымских золотодобытчиков, причем озабоченность выразили руководители даже крупных золотодобывающих предприятий. Что уж говорить о положении малых золотопромышленников, а это уже сигнал бедствия, красный свет!

- По нашему мнению, подход должен быть дифференцированным: одно дело, когда предприятие вообще не ведет добычу, и совсем другое, когда оно частично в силу разных обстоятельств допускает отклонение от лицензионных соглашений, - прокомментировал сложившуюся ситуацию главный инженер ОАО Александр Чугунов. - Любое крупное золотодобывающее предприятие должно иметь резерв месторождений с балансовыми запасами, обеспечивающий планомерное его развитие на 10 - 12 лет. Но поскольку подавляющее большинство россыпных месторождений имеет небольшое количество балансовых запасов (от 10 до 300 кг), мы вынуждены иметь значительное количество лицензий, например, по нашему предприятию их 52. В соответствии с Законом о недрах на всех имеющихся лицензиях ежегодно должна осуществляться добыча. Однако же, ежегодно выполняя квоту по добыче золота в целом, предприятие физически не может вовлечь в работу все лицензии, да это и экономически нецелесообразно. Поэтому по отдельным лицензиям не в полном объеме выполняются лицензионные условия, что является основанием для изъятия лицензии. В то же время, если месторождение вовлекается в работу, то за один сезон мы можем погасить две-три установленных на этом месторождении годовых квоты или полностью отработать месторождение. Кроме того, ежегодно изымаются лицензии с балансовыми запасами, формирующими резерв, без чего будущего у предприятия не будет. Существующая система лицензирования не позволяет в короткие сроки получить новую лицензию, сдав уже отработанную. Так, процесс ввода нового месторождения в работу с учетом получения лицензии и согласования необходимого пакета горно-разрешительной документации затягивается, как минимум, на 2 - 3 года.

Другим немаловажным вопросом сегодняшнего дня является вовлечение в эксплуатацию техногенных образований (отвальный комплекс, прибортовые и внутриконтурные целики, остаточные запасы) и площадей, на которых запасы золота не были выявлены предыдущими работами с применением стандартных методов геологоразведки. Действующее сегодня законодательство и лицензионные соглашения не учитывают специфики и практики разведки и отработки россыпных месторождений золота. Дело в том, что в основе всех нормативных актов лежат общепринятые принципы освоения месторождений: многостадийная разведка, утверждение запасов в ГКЗ или ТКЗ, согласование техпроектов во многих инстанциях. Но в подавляющем большинстве случаев соблюсти подобный порядок и при этом выявить запасы и установить схему их рациональной отработки практически невозможно. Как сказал Александр Николаевич, разведывать самородковое гнездо размером 5x5 м или техногенную россыпь, состоящую из множества разобщенных богатых недоработок, - это очевидная нелепость. При этом по существующим инструкциям запасы можно утвердить только на основе разведочных работ, а без утверждения таковых добыча золота является незаконной.

- В наших условиях, не отрабатывая техноген и не расширяя границы балансовых запасов по результатам эксплуатации, мы не выполним установленную предприятию квоту добычи, что, естественно, скажется на общей золотодобыче Магаданской области, - дополнил он. - Сегодня на соблюдение громоздкого законодательства тратятся немалые средства, множество людей и организаций стоят на страже законов, и на данный момент ясно одно - стоять на страже легче, чем искать и добывать золото.

С этими и другими проблемами колымские недропользователи не раз обращались в государственные структуры, вносили предложения узаконить возможность предприятия иметь резерв месторождений, обеспечивающий ему работу на 10 - 12 лет. Однако же должного отклика так и не получили.
Как объясняет заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области Андрей Шиманов, при рассмотрении подобных вопросов существует два подхода: чисто юридический и профессиональный, основанный на практических методах освоения россыпных месторождений. Вся обосновывающая и проектная документация, составляемая недропользователями, исповедует профессиональный подход, но их юридическая составляющая, к сожалению, зачастую невнятна. В Роснедра же преобладает чисто юридический подход. Поэтому обращения золотодобытчиков заранее обречены на неудачу.

- Имея достаточный практический опыт и понимая как коренной житель Магаданской области социальное значение россыпной золотодобычи для поселков области, могу сказать, что истину надо искать в объединении юридического и профессионального подходов, - говорит Андрей Владимирович. - Нельзя подходить субъективно выборочно к законодательству, но и не учитывать практический опыт тоже нельзя. В части инициирования досрочного прекращения действия лицензий, например по Сусуманзолоту и ГДК , если посмотреть наши акты, то мы всегда принимали во внимание общие результаты деятельности предприятий, в том числе и их суммарный достигнутый уровень добычи по всем лицензиям. Однако у нас также есть свои правила и установки вышестоящих организаций, исполнять которые мы обязаны неукоснительно. Если имеются основания для досрочного прекращения права пользования недрами, то такая процедура будет инициирована. Но применительно к двум названным фактически градообразующим предприятиям Сусуманского района могу добавить, что к изъятию нами предлагались только те лицензии, по которым два и более года не производились работы. К каждой лицензии прилагаются свои лицензионные соглашения, которые пользователи недр зачастую подписывают, не анализируя достаточным образом и не просчитывая возникновение той или иной ситуации. Могу добавить, что все практикующие геологи и горняки прекрасно знают, что сложность геологического строения россыпи, характер распределения в ней золота, его морфология не позволяют разведывать извлекаемые запасы на все 100 %, применяя традиционную методику геологоразведочных работ. Во все времена значительная часть площадей вовлекалась в отработку по отдельным данным, расчету продуктивности, аналогии с уже отработанными площадями, то есть в значительной части на основе предпринимательского риска. Сегодня практически 70 % россыпного золота ежегодно добывается из техногенных образований, а также площадей, по которым были ранее проведены геологоразведочные работы, но запасы выявлены не были. Если не вовлекать такие запасы в отработку по причине отсутствия геологической экспертизы и утверждения запасов, то и область, и страна потеряет порядка 8 тонн золота. При этом понятно, что станет с большим количеством представителей малого и среднего бизнеса, осуществляющего деятельность в рассматриваемой сфере. Поэтому те проблемы, о которых сегодня говорится, не надуманы и в выступлениях горняков очень много соответствует действительности.

Вместе с тем, по словам Андрея Шиманова, необходимо отметить, что законодательство о недрах по совмещенным лицензиям позволяет производить добычу до утверждения запасов, проводить экспертизу запасов в том случае, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых. Положением о порядке лицензирования предусмотрена выдача лицензий на условиях предпринимательского риска с закреплением данного условия в лицензии. Но сегодня нет ни одной лицензии, где были бы прописаны условия предпринимательского риска.

- Хотя, исходя из реальной ситуации, такие лицензии должны быть. Впрочем, как и толкование понятия применительно к горному делу, - продолжил он. - При лицензировании необходимо учитывать комплекс геологоразведочных и добычных работ, проведенных предшественниками, фактические перспективы месторождения и результаты, которые можно получить, применяя ту или иную методику. Необходимо разработать комплекс мер, помогающих и побуждающих добывать золото и получать прирост запасов (совмещая ту и другую стадии) из техногенных образований и площадей, ранее признанных (по субъективным причинам) бесперспективными. Это и будет отвечать требованиям закона о рациональном использовании недр и наиболее полном извлечении полезного компонента. Сколько перспективных ныне площадей, исходя из того что данные производства геологоразведочных работ по традиционной методике были приняты за аксиому, были завалены вскрышными породами? Сколько запасов было недоработано по технологическим причинам? Огрехи надо устранять, а предприятия, осуществляющие эту процедуру, - поощрять. Данные вопросы требуют незамедлительного решения, и решать их надо на более высоком уровне. Я считаю, для решения этого и других вопросов должна быть выработана консолидированная позиция всех недропользователей, причем юридически обоснована и технически выверена. Добавлю, что рассматриваю нашу деятельность как контролирующего органа не только в качестве репрессивной по отношению к нарушителям, но и обеспечивающей законные интересы предприятий. В рамках дозволенного нам законодательством о государственной гражданской службе будем стараться помогать эффективным и добросовестным пользователям недр.

Как уже сказано, в этом году оканчивается срок действия почти сотни лицензий. А сколько их еще может быть изъято в течение промсезона? На восстановление же понадобится большой отрезок времени, а это грозит не только снижением уровня золотодобычи, но и ставит под удар предприятия. Поэтому на данный момент основным условием благополучной работы недропользователей является продление срока действия лицензии по ее окончанию, а также соответствие ее содержания той ситуации, которая происходит на месторождениях.

Глеб БОЯРКИН.
"Магаданская правда"









Колымские колонки