- А разве аборигены проживают в нашем районе? - такой вопрос задала мне одна из жительниц Ягодного, специалист с высшим образованием, начитанный и интеллигентный, в разговоре о коренных малочисленных народах Севера. Нехорошо обвинять в невежестве человека, недавно приехавшего в район, тем более из школьных, институтских учебников и иных источников моя собеседница, конечно же, знала о людях, с давних времен заселявших северные территории.
Она даже назвала несколько распространенных народностей, хорошо известных на , в первую очередь чукчей и эвенов. Но ведь проживают они, по ее понятиям, в основном на побережье Охотского моря, а не в центре Колымы. Это заблуждение не только приезжих, но и некоторых ягоднинцев, считающих себя старожилами, а значит, в какой-то степени хозяевами края. Что уж тут говорить о родившихся здесь русских, украинцах и людях других национальностей!
Порой можно услышать, что, мол, понаехали на Колыму отовсюду, но между тем и те и другие забыли, вероятно, что первые русские - участники экспедиции Москвитина и казаки Стадухина - появились на Охотском побережье в XVI веке. И это из их донесений стало известно, что здешние земли в те времена , и . - читаем в . Согласно последним официальным данным, в настоящее время в Магаданской области исторически проживает 12 коренных малочисленных народов Севера. Самые многочисленные - эвены, коряки, ительмены, якуты. Всего, по данным переписи населения 2002 года, общая численность КМНС в области составляла 5466 человек, или 3 % населения региона. Сколько же их в реальности, узнаем совсем скоро, ведь в этом году проводится Всероссийская перепись. Сейчас в Ягоднинском районе проживает около 100 представителей коренных малочисленных народов Севера. В Ягодном - 49 человек, в Дебине - 30, в Оротукане - 7, в Синегорье - 5. Документы на трех человек проходят регистрацию в соответствующих организациях. До недавнего времени в районе был целый населенный пункт, имеющий статус национального села, жители которого даже оленеводством занимались. Но не так давно население Таскана расселили, признав село неперспективным. Там базируется несколько фермерских хозяйств, не национальных. Статистика свидетельствует, что из общего количества представителей КМНС 18 человек являются служащими, 16 - рабочими, безработных 30.
Что кроется за сухими официальными цифрами? Как живется потомкам бывших хозяев этого края, чем они занимаются, какие решают проблемы, кто им помогает? Ответы на эти и другие вопросы были получены в ходе заседания , которое прошло в Дебине. Этот поселок был выбран не случайно, в нем проживает и хорошо зарекомендовала себя этническая группа во главе с председателем Ягоднинской районной общественной организации коренных малочисленных народов и этнических групп Севера эвенкой по национальности Г. Н. Зайцевой.
Кроме нее, участниками заседания стали А. Г. Ким, Л. Г. Карагулова, В. И. Бубякин, Л. П. Алимжанова, Р. Б. Алимжанов, О. А. Алекова с одной стороны и заместитель главы района по социальным вопросам Л. А. Гужавина, глава поселка Дебин Е. И. Руденко, руководитель управления культуры районной администрации Е. А. Нефедова, директор Ягоднинского социального центра А. М. Демидова, журналисты СМИ - с другой. Как выяснилось в ходе разговора, основной костяк местной этнической группы составляют родственники. Создавать ее в своем поселке в 1985 году начали Владимир Иванович и Татьяна Петровна Бубякины. До этого времени они входили в состав организации коренных малочисленных народов Севера, действующей в Хасынском районе. Постепенно в группу влились и другие представители, проживающие в Дебине. Большинство из них работает на предприятиях и в организациях, пользуется авторитетом, является уважаемыми людьми. Например, Л. Г. Карагулова - почетный работник здравоохранения России, В. И. Бубякин является почетным донором России, Г. Н. Зайцева награждена почетным знаком . В нацио-нальных семьях - много детей, живут дружно, помогая во всем друг другу. В феврале 2008 года была создана районная общественная организация, самыми активными в ней по-прежнему являются дебинцы. В ее состав, по словам Г. Н. Зайцевой, входят в основном эвенки, чукчи, ессейские якуты...
- Может быть, эвены? - попыталась поправить рассказчицу одна из участниц встречи.
- Нет, именно эвенки, - подчерк-нула Галина Нерегеевна. - Кроме того, среди нас есть эвены, коряки, ительмены, чукчи, орочи, юкагиры...
- Камчадалы, - блеснул знаниями кто-то из приезжих.
- Увы. Как нам сказали, такой национальности теперь нет, - подключилась к разговору В. В. Ширугина, секретарь районной организации КМНС. - Я была раньше камчадалкой, но при обмене паспорта мне предложили на выбор стать юкагиркой или корячкой. В результате теперь я - ительменка... Звучит красиво...
Почему бы и нет. Теперь все можно. Ведь предложили же корреспонденту нашей газеты И. А. Паникарову во время последней Всероссийской переписи населения в графе по желанию написать . Что мы и сделали. Для представителей КМНС поменять национальность, как видим, куда проще, однако принадлежность к ней они на самом деле доказывают в суде.
Что же касается знания родного языка, с этим проблемы.
- Дело в том, что детство многих из нас прошло в детских домах, интернатах. А там объясняются только на русском языке, его преподают и в школах, а учить своему родному языку просто некому, - пояснил нам В. И. Бубякин. - Но в нашей семье разговаривают по-чукотски.
И в качестве примера Владимир Иванович произнес несколько предложений. До чего же мелодичен и красив чукотский язык!
Представители КМНС пользуются всеми льготами, предоставленными государством. Тем не менее имеют и некоторые собственные. Главная - бесплатная квота на вылов рыбы. Правда, как выяснилось в ходе разговора на эту тему, оформить соответствующие документы на ее отлов, поймать горбушу и кету, а затем доставить ее в район далеко не просто. Поэтому в текущем году представители районной организации КМНС решили обратиться за помощью по данному вопросу в областную ассоциацию к главе района. Кроме вылова рыбы, оказывается помощь выпускникам школ при поступлении в магаданские учебные заведения. При областной ассоциации имеется специальный центр подготовки детей, общежитие для них. На филологическом факультете СВГУ преподается эвенский язык. Рассматривается вопрос о включении в учебную программу корякского и чукотского языков. Есть и некоторые другие льготы. Но до 2010 года все мероприятия носили разрозненный характер. В настоящее время принята областная программа социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера на 2010 - 2018 годы, на реализацию которой запланировано 800 миллионов рублей. Она предусматривает дополнительное создание в местах проживания КМНС родовых общин - с нынешних восьми до 32, закрепление за ними земель традиционного пользования, приобретение жилья, снегоходов, оружия, проведение других мероприятий. Ягоднинский район из-за отсутствия на территории национальных сел по большому счету в этот список не вошел, но кое-что из намеченных мероприятий коснется и коренных жителей района. Это оказание определенных услуг по зубопротезированию, ремонту зубных протезов и другие. Немало внимания в документе отведено возрождению и поддержке культурных традиций народов Севера. Главное, что все приводится в систему. Значит, в нашем районе в будущем Дебин станет национальным селом. В семьях коренных жителей не боятся прибавления потомства, их численность растет.
Какие проблемы озвучили во время разговора дебинцы? Их немного. Предложили разъяснить порядок проезда до Магадана и на инвалидов и бесплатного изготовления для них протезов, а также возможность приобретения фотоальбома администрации района . Более серьезная проблема - трудоустройство коренных жителей, проживающих в Ягодном. И еще одна - пьянство. Во время встречи были затронуты вопросы возрождения культурного наследия народов Севера. Дебинцы с большим интересом ознакомились с выставкой декоративно-прикладного творчества мастерской районного Дома культуры и с крае-ведческой литературой, которую привезла с собой руководитель управления культуры администрации района Е. А. Нефедова. Как выяснилось, среди участников встречи тоже оказались мастерицы, умеющие вышивать бисером. Своим опытом и навыками они делятся с другими. Но все это происходит от случая к случаю. По мнению присутствующих, к народным ремеслам нужно приучать с детства. Если понадобится помощь, ее окажут им на первых порах ягоднинцы из мастерской . Кроме того, эвенка Виктория Бозуткина из Ягодного изъявила желание с 2011 года учиться косторезному делу.
Конечно, во время праздника () нельзя обойти вниманием празднование языческих праздников и, в частности, главного из них - эвенского , с которым связывается пробуждение природы после долгой суровой зимы. С него начинается отсчет нового времени, приход нового солнца, встреча Нового года. В. И. Бубякин и Е. А. Нефедова побывали на таком празднике, и им очень понравилось. Так почему бы не отпраздновать районный на берегу реки Колымы 21 - 24 июня - в дни летнего солнцестояния, когда наступает Новый год по старинному эвенскому календарю! Дебинцы думают над этим предложением.
Завершая встречу, заместитель главы района Л. А. Гужавина призвала представителей коренных малочисленных народов Севера быть более активными, помогать друг другу защищать свои интересы, а районную организацию - активизировать свою деятельность в вопросах возрождения культурных традиций. И это верно. Нельзя быть гостями на исконно родной земле.
Виктор СМОЛЯКОВ.