Половина семенного материала, поступающего в адрес магаданских фермеров, не соответствует современным требованиям стандартов
Трудно поверить, но еще совсем недавно -каких-то тридцать лет назад - для колымских агрономов и огородников-любителей не существовало проблемы сорняков. Однако девственная северная земля оставалась стерильной недолго: как это обычно и бывает, за шлейф цивилизации уцепились проблемы, малозаметные поначалу, но трудно разрешимые впоследствии. Вместе с оборудованием, тарой, продовольствием и семенами на Колыму мигрировали и сорняки. Адаптировались, закалились - и прижились.
Сегодня, когда на борьбу с мокрецом, коровяком, асотом, пыреем уходит львиная доля сил и времени, мы воспринимаем прополку как привычную часть заботы о будущем урожае, столь же неотъемлемую, как полив и удобрение. Даже здесь, на холодном Севере, фермерам требуются десятки тонн гербицидов для того, чтобы если не изгнать сорняк с полей, то хотя бы приглушить до уровня, совместимого с жизнью овощных и зеленных культур.
В прошлом году более половины семенного материала, поступившего в адрес магаданских фермеров, оказалось некондиционным. Главная претензия к ним - запредельная засоренность семенами сорняков - непотопляемых агрессоров, которые шаг за шагом отвоевывают свое место под солнцем на культурных, но беззащитных землях.
Почему это происходит, в наших ли силах уберечь те немногие островки благополучия, на которых мы выращиваем столь ценные свежие овощи и зеленку?
Об этом наш разговор с руководителем отдела семенного контроля колымского Россельхознадзора Сергеем Емельяненко.
- Сергей Владимирович, кто и зачем везет на Колыму грязные, засоренные семена?
- Не думаю, что кто-то делает это умышленно, ведь каждый прямо заинтересован в чистоте своего поля. Однако если проанализировать последние несколько лет, то просматривается четкая тенденция к ухудшению качества семян. Если в 2007 году количество некондиционных семян по отношению к исследованным партиям составило четверть, то в 2008-м -уже треть. А в минувшем 2009 году из 817 тонн 432 - то есть больше половины - пришлось, попросту говоря, на брак.
Возьмем, к примеру, поставки для фермеров, закупающих семена под зеленную массу, которая идет на корм скоту.
Наши фермеры заказывают семена в Центральных районах страны. Они поступают сюда непосредственно к посевной. И несмотря на то что их качество зачастую не соответствует требованиям ГОСТа, фермеры вынуждены засевать ими свои поля. Ведь у них не остается времени для того, чтобы вернуть партию поставщику: пока семена пройдут процедуру возврата, пока сюда пришлют новые, - а на транспортировку уйдут месяцы, - лето закончится и скот останется без корма. Поэтому и выбирать не приходится - сеют, что пришло.
- Мы разговаривали с фермерами. Они вполне довольны семенами, например, от тех же алтайских поставщиков. Говорят, что всхожесть прекрасная.
- Всхожесть и засоренность - это абсолютно разные показатели. Что касается всхожести, то она влияет лишь на качество урожая текущего года, а в конечном итоге - на обеспеченность кормом скота. То есть это головная боль самого фермера, будет ли сыто его хозяйство зимой. Локальная, конкретная ситуация.
А вот что до засоренности семян сорняками, это уже проблема "с широкими перспективами". Ведь, проникая на одно поле, сорняк обязательно начинает экспансию на всю территорию. Птицы, вода, да и сами люди, ему в этом помогают.
-То есть, помимо привычного мокреца, существует угроза занести и новый вид вредителя?
- Совершенно верно. Возьмем, к примеру, бодяк полевой. Его еще нередко называют чертополохом. Он появился на Колыме относительно недавно, но уже отвоевал себе лучшие места: поля, огородные участки. Практически все ольские сельхозугодья засорены им. Избавиться от него крайне сложно, поскольку он многолетний и корнеотпрысковый. Жечь и скашивать бодяк бессмысленно. Да и удалить с корнем не получится: это как с головами дракона -сносишь одну, а вырастают три новых.
Та же ситуация с подмаренником цепким. Практически "неубиваемый" сорняк, живучий, выносливый и агрессивный. И его так же нельзя назвать старожилом.
Или вот совсем недавняя история, когда на Ольском побережье мы обнаружили вообще малоизвестный для России вид - Амзинкия Менциза. Ученые предполагают, что семена приплыли к нам с западного побережья Америки прямо по морю. Этот сорняк обосновался вдоль прибрежной полосы на многие километры и сейчас активно захватывает огородные участки ольчан.
- Если сорняки способны перенести такую соленую и длинную миграцию, то в контейнерах с культурными семенами они, видимо, чувствуют себя прекрасно?
- Так и есть. Вместе с партиями семенного материала сюда приходят и сильные семена сорняков. Причем не один-два, а порой в несколько раз больше допустимой ГОСТом нормы. Например, на килограмм семян овса первой репродукции допускается 20 семян сорняков. К нам же приходит и 200 семян на килограмм. А это уже явно некондиционные семена. Они требуют серьезной доработки. Высевать их без очистки -недопустимо. Однако высевают. А потом забрасывают поля гербицидами. Химия на поле - химия в растении - она же в организме человека...
- Получается, что наш фермер попадает в тиски: сеять нельзя, но и не сеять - тоже?
- Именно поэтому поставщики семян позволяют себе такое отношение - посылают в Магадан "некондицию", прекрасно зная, что она не вернется.
- Но существует же претензионная практика.
- Да. И это единственно возможный способ навести порядок. Мы, как представители федерального надзорного ведомства, обращали внимание местной власти на то, как расходуются средства, выделяемые государством для закупки семян фермерами-северянами. И в прошлом году фермеры выставили ряд претензий производителям. Практика показывает, что в таких случаях поставщики стремятся не доводить конфликт до судебного разбирательства и предпочитают компенсировать убытки. Так, одному из хозяйств производитель вернул половину стоимости закупленной партии по причине ее низкого качества.
- А как это доказать, если семена все равно высеваются?
- Можно и нужно исследовать партию до высева. И в этом наше ведомство готово оказать фермерам помощь и поддержку. Алгоритм такой: как только семена придут в Магадан, обращайтесь к нам. Мы квалифицированно произведем отбор проб - так, как это предусмотрено нормативными документами, поможем грамотно их оформить и направить в аккредитованную лабораторию, где они будут исследованы. И уже с таким экспертным заключением можно смело обращаться в суд или выставлять претензию производителю.
- А где находится эта лаборатория?
-Ближайшая в Хабаровском референтном центре. У нас есть договоренность с ним о проведении исследований семян в порядке мониторинга, то есть бесплатно.
Марина КОТЕЛЬВА