Наша газета уже сообщала о встрече за "круглым столом" в Комитете Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, на которой рыбопромышленники и представители отраслевых органов исполнительной власти обсудили актуальный вопрос строительства и обновления рыболовного флота России ("Кт", №13 от 31 марта текущего года "Как рыбаки в Госдуму сходили"). В протоколе, составленном по итогам обсуждения главных вопросов отрасли было отражено, что консультации по совершенствованию законодательства будут продолжены.
И вот теперь председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам Е.А. Туголуков вновь встретился с представителями рыбацкой общественности, на этот раз в более узком кругу. О том, какие вопросы обсуждались и насколько этот разговор повлияет на дальнейшие шаги законодателей, нашему корреспонденту рассказал один из его участников генеральный директор ООО "Тихрыбком", президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников, депутат областной Думы (фракция «Единая Россия») М.Н. Котов.
- Кроме меня на встречу были приглашены очень известные среди рыбацкой общественности люди - бывший председатель Госкомитета по рыболовству А.В. Родин и длительное время работавший в управлении отраслью бывший заместитель министра сельского хозяйства В.А. Измайлов, - сказал М.Н. Котов. - Разговор продолжался почти полтора часа и получился на редкость содержательным. Прежде всего мы договорились о главном: при Комитете Государственной Думы будет создан общественный Совет из рыбаков и представителей управления отраслью.
Надо сказать, что сегодня рыбацкая общественность разобщена. Отдельные объединения, как например, Ассоциация добытчиков минтая, работают очень активно и грамотно. Но они все неизбежно отстаивают интересы рыбаков в какой-то узкой сфере. И для того чтобы составить объективное и независимое от давления отдельных групп мнение, в Совет должны войти по два представителя рыбопромышленников с каждого бассейна, со всех регионов страны. С другой стороны, Росрыболовство, когда проводит свою политику, не всегда советуется с рыбаками, поэтому порой принятые решения идут не на благо, а во вред работе отрасли. В общественном же Совете представители Росрыболовства смогут отстаивать интересы государства, сверяя свои шаги с мнением рыбаков и законодателей. Такой орган сегодня жизненно необходим. Слишком много препон создают рыбакам какие-то непродуманные отдельные статьи законов. Поэтому на встрече мы обсуждали те вопросы, решения по которым нужно принимать безотлагательно.
Да, первая встреча с новым председателем Комитета Госдумы совершенно правильно была посвящена главному -строительству и обновлению рыболовного флота. Нам действительно крайне необходимо иметь сегодня продуманную стратегию судостроения. Но ведь если не решить другие проблемы, то рыбакам просто не на что будет строить суда.
Где взять долгосрочные кредиты? А главное -под какое обеспечение? Те суда, которыми в основном сейчас располагают рыбаки, из-за давно закончившихся разумных сроков эксплуатации для банкиров уже не являются высоколиквидным имуществом. Под устаревший флот кредиты не дадут. Но можно ускорить разработку и принятие Госдумой закона о вторичном обороте долей на добычу биоресурсов. Противники этого шага ныне утверждают, что доли вылова будут неликвидны. Но этот аргумент абсолютно несостоятелен. Аукционы по продаже квот уже показали, что такой товар, как ресурсы, всегда имеет устойчивый спрос. Следовательно, его можно использовать в качестве залога.
В качестве облегчения налогового бремени можно убрать все препятствия по переходу рыбопромышленных компаний на единый сельхозналог. То есть снять ограничения по численности коллективов предприятий и убрать, наконец, неверно введенное в закон понятие о собственных уловах. Пока получается, что компания, фактически приобретающая и осваивающая чужие квоты, формально не может отнести вылов по ним в собственный промысел, поскольку работает по договору аренды или тайм-чартера.
Для обеспечения и наращивания объемов добычи водных биоресурсов нужно создать нормальные условия для работы отраслевой науки. Сейчас, пока действует непродуманное решение об уничтожении рыбы, добытой в ходе научных исследований, пока квоты изъятия ресурсов для науки резко сокращены, ученые не могут обеспечить отрасли достоверный прогноз на добычу. Поэтому общедопустимый улов в ближайшей перспективе будет снижаться. Стремление Росрыболовства убрать коммерческую составляющую из работы отраслевых институтов понятно.
Но для того чтобы обеспечить баланс государственных интересов и научных исследований, нужно искать принципиально новый, нестандартный подход. Кстати, это положение мешает нашим ученым работать в Мировом океане. Ведь ни одно правительство не позволит выбрасывать за борт улов, полученный в научных целях.
Мы говорили о том, что нужно заинтересовать рыбаков в приобретении современного оборудования для глубокой переработки улова. Готовое филе, выпуск консервов и так далее - все это должно быть выгоднее для рыбака, чем просто заморозка рыбы на борту судна. И неважно, куда потом пойдет эта продукция - в Россию или за границу.
Важно то, что рыбопромышленники будут планировать модернизацию флота. Здесь, как и в судостроении, мы должны четко определиться: раз в настоящий момент не можем строить новые суда у себя, еще не научились выпускать современное, высокопроизводительное оборудование, значит, нужно убрать все ограничения по приобретению этого за границей.
Обсуждался и наболевший вопрос о снижении таможенных пошлин при поставках продукции на экспорт. Сегодня мурманские рыбаки почему-то имеют возможность оформлять свою продукцию в режиме международного транзита, а дальневосточникам это запрещено. То есть мурманчане могут не платить высоких пошлин, а мы несем значительные финансовые потери. Почему?
Надо сказать, что мы не единственные ставили этот вопрос. Буквально за день до нашей встречи аналогичный разговор состоялся на заседании правительственной комиссии по развитию промышленного комплекса, на котором выступил президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. В итоге даны поручения соответствующим министерствам и Государственной таможенной службе, чтобы они определились: почему мурманских таможенников режим транзита устраивает, а на Дальнем Востоке он не применяется?
Вот с этой разностью подходов к рыбакам в различных регионах страны была связана и еще одна тема, которую мы обсудили с Е.А. Туголуковым. Дело в том, что все уже устали от частых изменений, вносимых в основной Закон о рыболовстве. Какие-то поправки в нем необходимы. Но давайте уж на этом и остановимся. Пусть наш основной закон остается неизменным долгий срок.
А все оперативные корректировки нужно вносить в Правила рыболовства, которые должны иметь свои особенности в каждом регионе. Ведь невозможно сравнить работу дальневосточников и рыбаков Северного бассейна. Разные объекты добычи, разные суда, приемы лова, оборудование, разные природные условия. Все это должны учитывать Правила рыболовства.
Вот такой интересный, конкретный разговор у нас получился. А в завершение беседы Е.А. Туголуков попросил подготовить для него обзор необходимых документов и сжатое перечисление всех узких мест, равно как и общую схему работы рыбной отрасли в том виде, как ее оценивают специалисты. Эти документы мы сейчас готовим и обязательно представим в Комитет Госдумы.
Николай ПАНОВСКИЙ