Отрезанный ломоть


Жители поселка Радужный и стар и млад вынуждены преодолевать 5-километровоое расстояние пешком

С серьезной транспортной проблемой столкнулись жители поселка Радужный Ольского района (этот населенный пункт расположен в четырех километрах от Армани), где проживает 220 человек.

В одночасье они проснулись "безлошадными", потому что с начала марта в их компактный поселочек не стал заезжать рейсовый автобус «Магадан-Армань». Раньше путь из Магадана до Армани всегда пролегал через Радужный. Водители при каждом рейсе заворачивали в этот населенный пункт. Да и сам Радужный находится как бы напротив Армани, за поворотом по правую сторону дороги, если ехать из областного центра. Многие годы маршрутное сообщение было налажено, но вот совсем недавно оно дало сбой.

Про Радужный водители рейсовых автобусов «забыли» и стали заезжать только в Армань, минуя привычный им поворот. А сами арманцы тоже столкнулись с не менее важной транспортной проблемой - им сократили количество выполняемых рейсов. Автобус, и без того курсирующий всего два раза в день - в 7 утра и в 16 часов 30 минут, в первую субботу марта и вовсе не вышел по расписанию. На автовокзале людям объясняли, что введено новое расписание и что по выходным теперь рейсов на Армань не будет. Только по будням, исключая вторник. И получилось, что не просто удобные, а единственные до обеда и после обеда рейсы для жителей Армани и Радужного без всяких для них объяснений были отменены.

- А к нам-то какие вопросы могут быть, - говорил мне руководитель центральной диспетчерской службы г. Магадана Д. Г. Веремеенко,- надо смотреть на договорные обязательства перевозчиков, а мы контролируем выполнение только того автобусного расписания, которое нам предоставляют. Но жалобы людей из Ольского района мы вынуждены выслушивать, потому что они идут сюда, к нам на вокзал, к кассирам и стараются все выяснить.

Почему же сложилась такая ситуация?

С этими вопросами как жители Армани, так и в большей степени жители Радужного, которые не только в выходные дни, но и в будни остались "отрезанными" от мира, стали обращаться в нашу редакцию. Накал возмущений был понятен. Все сетовали на перевозчика и просили, чтобы транспортное сообщение Армани и Радужного с Магаданом вернули в прежнее русло.

Вначале я хотела выяснить причины отмены рейсов из Армани до Радужного у руководителей предприятия-перевозчика "МПАП", автобусы которого ранее выполняли такие рейсы. Руководитель А.В. Крамаренко оказался в командировке в Москве, а его заместитель ТВ. Зайцева была не готова к беседе. Но по ее мнению, предприятие работает четко, без всяких нарушений.

И я пошла к людям. К Магаданскому автовокзалу я явилась за сорок минут до отправки автобуса "Магадан-Армань". Многие приходят на автовокзал задолго до отправления рейса. Была пятница, а в этот день, как сказал водитель Сергей, - настоящий час-пик с пассажирами.

- Все хотят на субботу-воскресенье уехать домой - в Армань или Радужный, поэтому по пятницам автобус у меня всегда битком.

Захожу в красненький "пазик" и оглядываю пассажиров, отмечая, что все сидячие места заняты. Спрашиваю у водителя:

- А в Радужный сегодня поедете, ведь часть пассажиров как раз из этого поселка?

Водитель ответил:

- Мое дело маленькое - что начальство говорит, то и делаю. Мне запретили туда людей возить, да и бензин в связи с этим сокращением маршрута серьезно урезали. Только до Армани поеду. А людей, честное слово, жалко, хоть они на меня и нападают, и обиды все мне в первую очередь высказывают. Но их понять можно. Сами смотрите - тут и старики, и бабульки едут. Да и у молодежи ноги не казенные, а топать надо целых три-четыре километра от Армани до Радужного, а то и пять, если кто на окраине живет.

- А куда деваться, - сказал житель пенсионного возраста из Радужного Александр Григорьевич Чухломин, - мы уже не раз пешкодралом из Армани до дома - в Радужный - добираемся. И в Армань также -по утрам, по крепкому морозу.

- Если бы только в Армань, - сказала Валентина Абазова, - я вот в Магадане и учусь и работаю и каждый день из Радужного в Армань пешком топаю, а потом в Магадан на автобусе еду. Очень тяжело добираться, хоть и возраст у меня пока молодой.

- А я вот хоть и в Магадане живу, но очень часто мотаюсь в Армань, где у меня родители живут, - говорит модно одетая Юлия Емельянова, -и вот четыре километра до Радужного топаю. Пришлось модные сапожки на каблуках поменять на более прочные - с плоской подошвой...

Двое молодых ребят, постеснявшись назвать свои фамилии, говорили, что они учатся в городе в училище, но как можно чаще ездят домой - в Радужный. Особенно они торопятся домой по пятницам, чтобы в выходные дни побыть с родителями, "откормиться" и запастись на очередную студенческую неделю родительскими продуктами.
Люди один за другим, занимая свои места, высказывали обиду. Они говорили, что за проезд из Армани до Радужного они доплачивали 10 рублей. Но, по их словам, они готовы и пятнадцать рублей доплачивать к общему билету, лишь бы возили их до родного поселка.

Одна пожилая женщина, поправив старенькую шаль на голове, сказала:

- А знаете, как жаль детишек, которые вынуждены тоже пешком идти с родителями до Армани, когда им необходимо, допустим, попасть на консультацию к узким врачам-специалистам в Магадан.

А до этого общения с пассажирами я разговаривала по телефону с 75-летней жительницей Лидией Степановной Зверевой, которая тоже с грустью говорила о том, что после отмены рейсов "Армань-Радужное" стало труднее жить.

- Вот вчера мне надо было получить пенсию, а почта-то у нас только в Армани, - говорила сквозь слезы Лидия Степановна, - так вот я этих четыре или пять километров часа полтора шла - себя не жалея, хоть и болячек - тьма. А кто мне эту пенсию на дом принесет? Почта отказывается это делать, да и не обязана она. А больница тоже в Армани находится, и на прием к врачу надо снова туда топать, а отдел соцзащиты, куда вечно надо по разным вопросам обращаться, тоже в Армани находится. Равно как и магазины у нас в Армани. Мы ведь там все и закупаемся. Так обратно, получив пенсию, я снова пешком, но только уже с авоськами шла. Мороз - семнадцать градусов, а до этого и все двадцать был...

Заместитель главы Арманской поселковой администрации Н.В. Чухломина, равно как и ее муж Александр Григорьевич (с которым я познакомилась в автобусе) вместе с другими жильцами теперь добираются из своего Радужного до Армани пешком. Нина Васильевна рассказывала:

- Вот представители предприятия-перевозчика объясняют, что якобы главная из причин отмены рейсов до Радужного - низкая наполняемость автобусов. Я специально провела опрос населения. Постоянно в проезде на автобусе от Радужного до Армани нуждается 32 человека. И это только те, кто постоянно добирается из Радужного до места работы или учебы в училищах и вузах. Поэтому категорически нельзя говорить про то, что из Радужного ездят в Армань или Магадан всего лишь два-три человека.

Председатель Собрания представителей Армани, директор школы и секретарь местного отделения партии «Единая Россия» И.А. Шарифулина сказала, что она сразу стала "зондировать" данную проблему. И что местные депутаты совместно с представителями поселковой администрации дошли до областной администрации. Ирина Алексеевна сообщила мне:

- Жителями поселка было подготовлено и подписано коллективное обращение в адрес губернатора Магаданской области. Порядка ста человек подписалось в этом коллективном обращении. Мы просили у губернатора содействия в решении данной проблемы Нельзя, чтобы балом правил перевозчик. И вот после получения нашего коллективного письма губернатором было дано незамедлительное поручение Департаменту дорожного хозяйства администрации области. И было дано указание о том, чтобы был изучен вопрос о пассажирских перевозках в нашем Ольском районе.

- И положительные результаты, - продолжила разговор ИЛ. Шарифулина, - не заставили нас долго ждать, - к счастью, до Армани теперь и в выходные дни автобусы ходят как и по будням. То есть вернули нам сокращенные рейсы - за такое содействие, конечно, огромное спасибо областной администрации. Мы вот буквально на днях получили это известие факсом из Департамента дорожного хозяйства администрации Магаданской области - и нам, ар-манцам, теперь не о чем, как говорится, печалиться.

Но вот в чем проблема. Вернули-то эти рейсы, к большому сожалению, без учета заезда арманского автобуса в Радужный. То есть Радужный пока остается как отрезанный ломоть. И нам поясняют, что вопрос с возобновлением транспортного сообщения пока еще решается. Но мы бы очень хотели, чтобы рейсы до Армани восстановили в привычном режиме - с остановкой в Радужном Пусть даже это можно будет сделать только при учете небольшого подорожания билетов за проезд. Ведь куда людям деваться, как добираться на работу, на учебу в Магадан?

За разъяснениями я обратилась к заместителю главы администрации Ольского района И.М. Мишанину. Игорь Михайлович сказал:

- Честно говоря, нас этот транспортный вопрос застал врасплох. Мы не ожидали, что в середине бюджетного года на нас свалится такая проблема. И, конечно же, не готовы сразу же решать вопрос с возобновлением транспортного сообщения между Радужным и Арманью. Ведь мы как думали: раз перевозчик - предприятие "МПАП", которым руководит Александр Викторо вич Крамаренко, выиграл в прошлом году конкурс и обязался возить людей в том числе и по Ольскому району на своих маршрутах, так он и должен был выполнять свои договорные обязательства. А получается, два месяца откатал людей до Радужного - январь и февраль текущего года, и все. Я считаю, так не стоит поступать. Если уж назвался груздем, так полезай в кузов. А теперь вот мы вынуждены изыскивать средства, чтобы доплачивать перевозчику за организацию маршрута до Радужного и обратно до Армани.

- А цена вопроса - большая?

- Я не могу назвать вам точную сумму, но на год перевозчику в целом на наш район дается дотаций в размере более пяти миллионов рублей. И я думаю, что все равно можно перевозчику выкрутиться, чтобы продолжать исполнять договорные обязательства. А теперь вот мы должны в срочном порядке изыскивать деньги, чтобы люди могли ездить на автобусах из Радужного и обратно -до своего конечного пункта.

- А кто вас обязывает изыскивать эти деньги, если вы считаете, что есть договорные обязательства у перевозчика?

- Департамент дорожного хозяйства, который требует с нас самостоятельно наладить внутрирайонное транспортное сообщение. Но я считаю, что надо было нас предупредить об этом в период формирования бюджета на текущий год. И вот как раз на следующий - 2011 год мы заранее предусмотрим деньги на внутрирайонное транспортное сообщение.

- И правильно, что ольская администрация это предусматривает и что сейчас изыскивают деньги на содержание транспортного сообщения внутри своего района в текущем году, - говорит руководитель Департамента дорожного хозяйства администрации Магаданской области СБ. Волобуев. - Сколько уже областной администрации, самому губернатору нянькаться с районной администрацией? Ольская администрация должна была предусматривать эти деньги еще три года назад, а она, извините, не чесалась до сегодняшнего дня Есть закон об разграничении полномочий, так он должен выполняться в полном объеме. И если читать внимательно законодательную базу, то получается, что внутрирайонное сообщение должно быть налажено самой же районной властью. Задача областной администрации - четко наладить транспортное сообщение от областного центра до районных центров. И реально эта транспортная сеть четко налажена. А Армань, Радужный - это разве районные центры?

Тем не менее областная администрация продолжает везти этот груз за ольскую администрацию. Но почему? Мы бы и дальше, может, везли этот груз. Но все же в финансовом плане этот гад - не простой. И затраты сильно ударили по карману самого перевозчика. А в итоге он бежит к нам и просит еще больше дотаций, чтобы выжить. Но мы не можем выделить ему дотаций больше того, что положено. Сколько заложено в бюджете, столько средств исправно и направляется.

И в этом плане областная администрация, как бы тяжело всем ни жилось, выполняет свои обязательства четко И население Ольского района за сокращенные рейсы должно спрашивать с Ольской администрации, а та не должна уворачиваться от этой проблемы, рассуждая, что у нее нет никаких договорных обязательств с перевозчиком. Заключать надо, а не ныть!

- Но все же, Сергей Борисович, как же людям быть, если Ольская администрация своевременно, как вы говорите, не позаботилась о своих внутритранспортных сообщениях?
- Будем совместно решать эту проблему - совместно с перевозчиком и ольской администрацией. А, кстати, на следующий год губернатор уже потребовал четкие развернутые расчеты по пассажирским перевозкам, по их затратности. И надо сказать, что из восьми отмененных в Ольском районе по причине объективных превышенных затрат со стороны перевозчика мы все-таки снова вернули шесть.

Областная администрация готова вести диалог и с перевозчиком, чем мы всегда плотно и занимаемся и с Ольской районной администрацией. Уже подписан ряд соглашений, чтобы ситуация нормализовалась. Губернатор Магаданской области все время держит данную ситуацию под контролем.

- А что "безлошадным" людям из Радужного передать? Они ждут решения вопроса- сейчас морозы, а потом распутица, грязь начнется.

- Я все прекрасно понимаю, но пусть жители Ольского района требуют налаживания транспортного сообщения от самой ольской администрации и знают, что этот вопрос находится в прямой компетенции районных властей. А мы обязательно будем содействовать решению этой проблемы.

Анжела УДАРЦЕВА
"Колымский тракт"









Колымские колонки