О половом просвещении в учебных заведениях
Несмотря на достаточно солидный опыт внедрения программы полового просвещения школьников в систему образования, отношение к этой теме по сей день остается неоднозначным.
«За» и «Против»
Общественное мнение представлено в виде двух оппонентов – «За» и «Против». Начнем с тех, кто «Против».
При этом цель «два лагеря» преследуют общую – отсрочку вступления подростков в половые отношения, безопасный секс (включающий контрацепцию и использование презерватива), что может обеспечить профилактику ЗППП и нежелательной беременности, собственно, это же, предполагалось изначально и авторами данного курса.
Как-нибудь расскажу…
Отчего же при стремлении к единому результату такие разные взгляды? Скорее всего, проблема не в самой деликатной теме, а в условиях и форме ее преподнесения.
С наступлением полового созревания происходят соответствующие возрастные изменения, как у мальчиков, так и у девочек, что тоже привлекает их внимание, а зачастую и вызывает беспокойство. Здесь, во всем, что пока касается только вопросов анатомии и физиологии. Взрослые чувствуют себя более или менее уверенно: «…если спросит ребенок, как-нибудь расскажу, а если не спрашивает, то еще лучше». И тем не менее все равно есть люди, которые узнают о своих проблемах, связанных с репродуктивными органами случайно, когда, например, обращаются за врачебной помощью по поводу сопутствующего или иного заболевания, при вынужденной медкомиссии о пригодности к воинской службе или при трудоустройстве, при отсутствии желанной беременности в длительном браке и т. д. А грамотное знание о «типичном благополучии», о том, как «это» у человека «предусмотрено природой», способствует своевременному обращению за профессиональной консультацией, способствует раннему вмешательству и повышает эффективность лечения.
Это то, что касается тела как средства для реализации физиологических потребностей. Вот здесь уже сложнее, когда на смену интереса приходит влечение связанное с противоположным полом. Впервые встретившись с этим без соответствующей поддержки, многие теряются, пугаются, составляют неверные заключения, что приводит к появлению деструктивных убеждений, формированию «комплексов неполноценности», неврозов, фобий и нарушает дальнейшее благополучие в понимании и принятии себя, провоцирует заведомую неуспешность в создании и развитии «личных» взаимоотношений. Как осветить эту сторону вопроса? Свести к естественно-научному описанию процесса размножения – тогда теряется интимность, «таинство», человек в этом случае выступает как биологическое существо, действующее под влиянием инстинктов. Но чувства и эмоции не исчезнут, человек (еще формирующаяся и несозревшая личность) останется один на один со своими вопросами и переживаниями. Развить более полноценно – с обсуждением смысла половых отношений, с раскрытием понятия «близости»? Далеко не каждый взрослый (родитель или педагог) сам чувствует себя уверенно в этом вопросе. Неразрешенные личные проблемы, вопросы, не получившие ответ (а они, несомненно, есть у каждого живого человека), могут задавать тон «платонического лицемерия» или же, наоборот, покрывать налетом вульгарности. Дети очень чутко улавливают любую неестественность, добавляя к ней тревожность от неосведомленности, агрессию как защиту своей неуверенности и затем транслируют то отношение, которое мы им передаем.
В юном возрасте такое понимание интимной жизни очевидно выражено, наблюдаемо, а со взрослением «общественный» взгляд становится собственным, проявляясь в бесконечных повторяющихся проблемах личной жизни, в состоянии хронической «неудовлетворенности» во всех ее смыслах и потери ощущения радости и счастья.
Невозможно оспаривать то, что «культура сексуальной жизни» и «этика полового поведения» являются фундаментальной основой для развития гармоничной и здоровой личности. Вопрос не в том, что освещать, а в том – кто и как это делает. Для «учителя» важно умение слышать то, что спрашивают, и для чего это знание, различать молчание, когда «это» еще не значимо, и молчание, когда вопрос волнует так сильно, что сложно найти подходящие слова. Быть способным создавать атмосферу доверия и принятия в обсуждении такой деликатной темы, быть в «территории близости», готовым не только самому зайти в личное пространство другого, но и принять другого у себя, рядом с собой. Здесь речь идет не о физической территории, а о пространстве души, внутреннего мира. Дети вряд ли запомнят саму информацию, но то чувство, которое они испытывали, говоря про «это», останется с ними на всю жизнь, будет иметь долгосрочный эффект, позволяя не только гармонизировать взаимоотношения в своей нынешней и будущей жизни, но и передавать полученные «знания» в этой деликатной сфере уже своим детям, способствуя их сексуальному воспитанию.
Возвращаясь к критике «полового просвещения», осталось только добавить – сама по себе программа, как и музыкальный инструмент, не является для слушателей ни развивающей, ни вредоносной. Все зависит от музыканта, исполняющего мелодию, – станет ли эта музыка личной трагедией или будет вдохновлять и радовать на протяжении всей жизни.
Ирина Юрченко (Психолог-сексолог Центра охраны здоровья семьи и репродукции )