История банкротства некогда крупной региональной компании началась более двух лет назад, когда 25 июля 2007 года Арбитражный суд Магаданской области, наделив "Мавиал" этим незавидным статусом, назначил конкурсного управляющего - Виктора Радского.
Далее процедура должна была идти по простой схеме - оценка имущества, организация торгов, продажа и расчет перед кредиторами, среди которых налоговая служба, коммерческие банки и поставщик топлива (юридическим лицам "Мавиал" задолжал почти 700 млн. рублей!). Социальную остроту всей этой истории придала непогашенная перед коллективом задолженность по зарплате, Более пятисот человек начали долгую и изнурительную борьбу за свои деньги - более 50 млн. рублей. Сумма настолько велика, что составляет львиную долю задолженности по всей Магаданской области.
К сожалению, по прошествии двух лет с момента введения процедуры конкурсного производства никаких существенных результатов достигнуто не было. Имущество компании, которое находится в разных городах, оценивалось медленно и не всегда правильно, на торги выставлялась мебель, офисная техника и прочая мелочевка вместо еще ликвидной тогда авиатехники.
Конечно же, что-то удавалось продать, но средства, поступившие на счета "Мавиала", удивительным образом уходили не на погашение первой и второй очереди кредиторов (как требует закон), а на оплату труда самого конкурсного и его коллег.
В определенный момент градус терпения коллектива достиг предела - люди уже устали писать бесконечные жалобы во все инстанции. Многие давно выехали на материк, вышли на пенсию, но так и не могут дождаться своих кровных. Кто знает, возможно, и повторились бы события прошлых лет, когда группа "мавиаловцев" объявила голодовку, если бы Арбитражный суд не отстранил Радского.
В транспортной прокуратуре выяснили, что конкурсный управляющий нарушал очередность распределения денег, выплачивая вознаграждения своей дочери, и на него завели уголовное дело. 11 августа 2009 года на уже ставшую "расстрельной" должность суд назначил Игоря Леташа. Специалист он молодой, но, по его словам, в конкурсном производстве работает уже 10 лет. После этого "мавиаловцы" вздохнули с облегчением: никаких денег они по-прежнему не увидели, просто слишком возмущала их безрезультатная деятельность Радского.
Сам Леташ к скандальной репутации своего предшественника относится спокойно: "не все работают, как Радский",. - и с первых дней начал "разгребать завалы". И вот, наконец, первая за два года хорошая новость для полутысячного коллектива: на счет компании поступило 847 тыс. рублей -это средства, вырученные от продажи имущественного комплекса авиакомпании на аукционе, прошедшем в июле 2009 года. На этот раз деньги перечислили работникам, выплаты получили около 30 человек. Конечно же, это капля в море, но люди рады и этим деньгам - первым с момента введения в компании конкурсного производства! Тогда же управляющий поставил перед собой задачу-максимум: в самые короткие сроки подготовить и выставить на продажу все ликвидное имущество компании - авиатехнику, недвижимость и грузовой автотранспорт.
Однако уже тогда многим было понятно, что эта задача из разряда трудновыполнимых. Авиационная техника, принадлежащая компании, разбросана по всей стране - две "мавиаловские" 'тушки" без двигателей, стоящие на авиазаводе в Минводах, оценены в 5 млн. рублей каждая, еще один планер "Ту-154" на Внуковском авиазаводе оценен в 1,5 млн. рублей.
Состояние остальных воздушных судов гораздо хуже. Например, "Ил-62 Губернатор Валентин Цветков" и 'Ту-154Б", находящиеся в аэропорте Домодедово -в не очень-то хорошем состоянии. Очевидно, что продать хотя бы часть этой старой техники будет большой удачей.
В том, что техника вовремя не была оценена и выставлена на продажу, "мавиаловцы" винят первого конкурсного управляющего Радского и его помощника - представителя трудового коллектива Алевтина Кузьмина.
По словам Александра Суворова (бывшего работника авиакомпании), именно последний своими некомпетентными советами уговорил управляющего придержать авиатехнику, чтобы затем продать ее по более высокой цене. В итоге покупатели были упущены, техника устарела, а ее ликвидность значительно снизилась.
Вот как прокомментировал сегодняшнюю ситуацию в «Мавиале» заместитель губернатора Магаданской области Владимир СУДЬИН:
Текущая информация о положении дел в авиакомпании «Мавиал» находится на контроле областной администрации. Сейчас мы готовим обращение в Министерство транспорта и Росимущество с просьбой рассмотреть возможность оказания финансовой помощи для выплаты задолженности бывшим работникам ФГУП «Магаданские авиалинии».
Что касается конкурсного управляющего, то его деятельность в части реализации имущества и очередности выплат постоянно контролирует Транспортная прокуратура.
Виктор ПЧЕЛИНЦЕВ