Булурский уголь уменьшит бюджетные затраты.


Долгие годы котельные Омсукчанского района обеспечивались углем, добытым на Галимыйском угольном месторождении. Иные варианты поставок твердого топлива угледобывающими предприятиями области и регионов не рассматривались вплоть до прошлогодней осени, пока не провели опытные сжигания булурского угля, подтвердившие его высокую теплотворность и низкую зольность.

А самое главное - булурский уголек оказался приспособленным к топкам котлов омсукчанских котельных в отличие от галимыйского, половина которого не сгорает и идет на выброс. В результате -резкое похолодание в поселковом жилфонде, как это было во время жгучих крещенских морозов, когда от омсукчанцев поступало много жалобе администрации района и поселения.

Наша беседа с главой муниципального образования "Омсукчанский район" Л. М. ШАДРИНЫМ началась с небольшого экскурса в предысторию угледобывающего предприятия.

- До ликвидации подземного участка шахта "Омсукчанская" добывала почти 200 тыс. тонн высококачественного галимыйского угля, которым бесперебойно обеспечивала объекты тепловодоснабжения района, - сказал он. - Но после того как твердое топливо стали добывать открытым способом в карьере угольного разреза "Омсукчанский", все изменилось. Было время, когда из-за низкого качества галимыйского угля на уровне губернатора рассматривался вопрос о поставках кузбасского угля в Омсукчанский район. Завезли его пробную партию в количестве 200 тонн, подсчитали затраты и поняли: галимыйский уголь дешевле...

А в конечном счете дешевизна обернулась дополнительными затратами. Только 50 процентов галимыйского угля сгорает в топках котлоагрегатов омсукчанских котельных, остальная несгораемая половина, или попросту шлак, скапливается на территории котельных, и за ее вывоз надо платить немалые деньги. Добавьте к этому преждевременный износ котлоагрегатов. И вот наконец у нас появилась альтернатива. Булурский уголь по своим характеристикам лучше галимыйского: теплотворность выше, зольность ниже, примесей и пустой породы гораздо меньше, что подтвердили проведенные опытные сжигания в котельных района. Это во-первых. А во-вторых, несмотря на заверения руководства Колымской угольной компании о том, что угля хватит еще лет на десять, в условиях рынка мы вправе выбрать уголь лучшего качества.

Проведен аукцион, по результатам которого угольный разрез поставляет в текущем году в котельные Омсукчана 19 тыс. тонн угля. Второй аукцион на поставку угля в поселок Дукат выиграло предприятие "Серебро Магадана".

- Не обойдется ли местному бюджету доставка угля с Булурского каменноугольного месторождения дороже, чем с Галимыйского?

- Мы все просчитали. В нынешнем году с Омсукчанской ЗИФ на фабрику месторождения "Лунное"планируется перевезти 38 тыс. тонн флотоконцентрата, а котельные Омсукчана и Дуката в течение отопительного сезона необходимо обеспечить углем в количестве 31 тыс. тонн. Затраты по транспортировке топлива возможно существенно уменьшить за счет попутной его доставки: на обратном пути с "Лунного" водители будут заезжать на Булурское месторождение, загружать машины углем и привозить его на объекты тепловодоснабжения Омсукчана и Дуката. Такая договоренность с управляющим директором ЗАО "Серебро Магадана" Виктором Николаевичем Демещиком и грузоперевозчиками достигнута.
- Где гарантия, что не перестанет вдруг эксплуатироваться дорога, по которой планируется осуществлять перевозки булурского угля?

- Пока Омсукчанская золото-извлекательная фабрика перерабатывает руду, дорога будет эксплуатироваться круглогодично. Ближайшие 15 лет наверняка. Но еще раньше, возможно, перейдем с угля на газ.

- Недавно проведенный аукцион на транспортировку булурского угля в Дукате-кую котельную выиграло ООО "Арцах", которое и доставляет теперь туда топливо. Есть ли у вас претензии к поставщику - "Серебро Магадана"?

- Нет. Предприятие решило все организационные вопросы заранее, и проблем не возникает. Уголь, который доставляется в котельную, взят с угольного пласта шириной 40 и мощностью 20 метров. Он высококачественный, хорошо горит и не доставляет хлопот кочегарам.

- А какова себестоимость 1 тонны галимыйского и булурского угля?

- Галимыйского - порядка 2 тыс. рублей с учетом транспортных расходов, а булурского -1800 -1850 рублей. По предварительным подсчетам, за время отопительного сезона бюджет поселка Ом-сукчан сэкономит порядка 8 млн. рублей, а Дуката - 3 млн. рублей. Если возить уголь с "Галимого", то на весь отопительный сезон его потребуется 36 тыс. тонн, а с Булурского месторождения - 31 тыс. тонн. Экономия налицо!

Татьяна БОГДАНОВА.
"Магаданская правда"









Колымские колонки