Православные против инициативы частного предпринимателя строительства крематория.
Дорогие братья и сестры, читатели газеты «Вечерний Магадан»!
Сегодня вновь звучат в Магадане слова о строительстве крематория. На страницах газеты «Вечерний Магадан», которая долгие годы является добрым другом епархии, вышла статья, посвященная этой теме, – «Хоронить в гробу или кремировать – выбор каждого».
Эта публикация содержит ряд, надеюсь, непреднамеренных ошибок, на которые я хочу обратить внимание тех читателей, которые относят себя к православным христианам, а следовательно, являются моей паствой.
Начиная свое повествование, журналист Михаил Тихий пишет: «Несмотря на прошлогодний конфликт общественности и РПЦ, связанный со строительством крематория, работа по его созданию на сегодняшний день все же продолжается».
Эти слова никоим образом не соответствуют истинному положению вещей. Здесь представляется, что некая организация вступает в противоречие с общественностью, тогда как в действительности все ровно наоборот: мнение общественности противостоит мнению отдельных лиц – чиновников и предпринимателя Д. В. Веча, мотивированного будущей материальной выгодой за оказание услуг по кремации останков колымчан.
Год назад тысячи жителей Магадана направили обращение к мэру города и руководителю региона, в котором содержалась просьба остановить строительство крематория на Объездном шоссе. Магаданская епархия присоединилась к мнению жителей колымской столицы, то есть именно общественность выступила против строительства крематория. И нет никакого конфликта общественности и Церкви, о котором говорит автор.
Безусловно, есть люди, которые поддерживают строительство кремационных печей. Но более благоразумно прислушаться к мнению тех, кто говорит о собственном погребении, а не просто высказывает теоретические суждения о возможности кремации тела после смерти.
Статья названа «Хоронить в гробу или кремировать – выбор каждого». Это крайне неверный тезис. О выборе могла бы идти речь, если бы автор назвал ее примерно так: «Хорониться в гробу или кремироваться – выбор каждого». А слова «хоронить или кремировать» предполагают, что после вашей смерти кто-то примет решение за вас. Ведь часто бывает так, что дети закрывают глаза на волю своих родителей и уничтожают останки родного человека. Да, именно уничтожают. А как можно назвать процедуру, при которой сжигается тело так, что не остается даже гроба, не остается следов мягких тканей тела, пепел от которых рассеивается в воздухе? После кремации остается несколько самых крупных костей, которые механически измельчаются и помещаются в погребальную урну. Так мы хотим поступить с останками наших родных?
Когда человек погибает во время пожара, его хоронят в закрытом гробу потому, что смотреть на обгоревшее лицо близкого человека – страшно. А тут, поцеловав тело родного в последний раз, будем жечь его и молоть в муку?..
На ТВ-канале «Охотский ряд» мы показывали, как происходит кремация. Фильмы ужасов блекнут перед этим зрелищем. Любой желающий может увидеть все это в интернете. Я не хочу, чтобы так сожгли меня, моих родных, мою паству – православных колымчан. А врач-реаниматолог Д. В. Веч хочет.
Как будет спасать жизни людей, работая в реанимации, тот, кому выгодна смерть? Не кажется ли вам это странным? Лично мне – кажется.
Крематорий для частного предпринимателя – это всего лишь бизнес. И, кстати, расценки этого бизнеса не уступают ценам на традиционное захоронение в земле. Открываем в интернете «Московский справочник ритуальных услуг» и читаем прейскурант похорон с кремацией.
• «Социальные похороны с захоронением в землю» – от 20 тыс. 390 руб.
• «Похороны «Эконом» с помещением урны в открытом колумбарии» – от 29 тыс. 115 руб.
• «Похороны «Стандарт» с помещением урны в открытый колумбарий» – от 55 тыс. 35 руб.
• «Похороны «Премиум» с помещением урны в закрытый колумбарий» – 149 тыс. 295 руб. (в зависимости от места погребения).
Это все цены «от…», а ценообразование «до…» практически не имеет границ.
Хочу обратить внимание читателей и на то, что Михаил Тихий в своей публикации не упомянул о том, что решение Магаданской городской Думы от 20.09.2016???г. №???59-Д, которое допустило использование земельного участка, принадлежащего Д. В. Вечу, в ритуальных целях, оспорено прокуратурой в Магаданском областном суде в июне этого года. Решение суда можно найти в газете «Магаданская правда».
В обсуждаемой статье есть еще многое, с чем можно поспорить или опровергнуть. Это и неверно представленная статистика, и умалчивание о том, что в других регионах возникают подобные споры и к мнению Церкви власти прислушиваются. Автор завершает статью такими словами: «…решать должны только вы сами. Как говорится, кому что ближе и приятнее». Страшные и циничные слова для обсуждения темы погребения! И взятый из ничего вывод: «Но не стоит забывать, что крематорий – это не страшное место из фильмов ужасов, а альтернативный и цивилизованный способ отдать дань памяти усопшему». Нет, Михаил, это страшнее фильмов ужасов, и цивилизации нет там, где веет смрадом сжигаемых трупов людей. Я не хочу, чтобы магаданцы плакали, поняв впоследствии, что отнеслись к останкам родных самым жестоким образом – позволили сжечь их без остатка, сжечь все, кроме бессмертной души.
Восемьдесят процентов жителей нашей территории считают себя православными, но зачастую люди очень мало знают о своих религиозных традициях, при этом, конечно, пребывая в уверенности, что они вправе высказывать суждения по важным духовным вопросам. Общими усилиями нам следует приводить наши кладбища в надлежащее состояние и возрождать культуру христианского погребения. И только ли христианского? Посмотрите, что говорит о кремации ислам. Чтобы не спорить со своими, предпринимая попытки убедить православных, но малоцерковных людей, я приведу пример, сколь однозначно к кремации относятся мусульмане. Для них она сравнима лишь с адскими мучениями. «Ислам и кремация – понятия несовместимые. Этот дикий языческий обычай совершенно чужд нам и является для мусульманина абсолютным грехом, – выразил позицию первый заместитель муфтия Татарстана Валиулла хазрат Якупов. – Кремация противоречит основным постулатам ислама. Ведь человек – это самое лучшее и высшее творение Господа. Поэтому человека нужно уважать как при жизни, так и после смерти».
Мнение Церкви столь же однозначно: человек должен быть погребен в земле, из которой он, согласно Священному Писанию, и вышел.
В завершение хочу привести мудрые слова Святейшего Патриарха Кирилла: «…Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу воскресшего Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее воскресение».
Лучше и не скажешь.
Комментарии