Рыбацкая страсть - чувство неодолимое, потому что для большинства рыбалка - это не просто хобби, но и мотиватор уйти от обстановки постоянного стресса, который окружает человека в повседневной жизни, и релаксация, когда он подсознательно получает удовольствие от процесса ловли... Потому и не останавливают рыбаков ни плохая погода, ни некомфортные условия, которые приходится терпеть.
Но эта страсть порой выливается в какое-то рыболовное безумие, которое перевешивает любую угрозу: зная о грядущей опасности, рыбаки со-вершают на аптрмобщгях по льду рискованные марш-броски. Ежегодно горестный счет зимней рыбалки пополняют все новые жертвы.
В конце января нынешнего года в бухте Гертнера возле мыса Красный ушли под лед две машины, погибли четыре человека.
В связи с участившимися случаями массового выезда рыбаков на ледовое покрытие бухты Гертнера прокуратура Магаданской области провела проверку соблюдения требований законодательства, регламентирующего порядок пользования водными объектами, О результатах проверни в интервью корреспонденту Km" рассказала старший помощник прокурора области Ирина Федорова.
На ее рабочем столе карты-схемы ледовой обстановки в бухте Гертнера после тех злополучных январских дней, когда под лед провалились два автомобиля (к слову, в иномарке, где было четверо рыбаков, двум удалось выбраться из ледяной воды, но из-за сильного ветра и 25-градусного мороза они не смогли помочь своим товарищам).
«На момент обследования продолжается деформация ледового поля и разрушение припая с образованием в районе кромки разводий, - читаю в одной из этих карт. - В районе мыса Красный наблюдается полынья. .. В районе Черного Ключа отмечено интенсивное разрушение припая.
В связи с ожидаемыми неблагоприятными погодными условиями и большими перепадами уровня моря в ближайшие дни вероятно продолжение разрушения целостности ледового массива в бухте и прилегающей акватории Тауйской губы. Выезд и выход на лед не рекомендуется».
Спасшиеся рыбаки говорили, что знали об опасности выезда на лед, но решили рискнуть (авось пронесет!) и отъехали далеко от берега. Из-за слепящего солнца они не заметили разлома на ледовом покрытии бухты, и автомобиль мгновенно ушел под воду.
- Ирина Анатольевна, от бывалых рыбаков мне приходилось слышать такую фразу: «Правила игры в жизнь на рыбалке». Эти правила, как они говорили, подразумевают, в общем-то, простые требования: не создавать опасные ситуации для себя там, где есть угроза жизни.
При неблагоприятной погоде и ледовой обстановке они и пешком на лед не сунутся, не говоря уже о машинах. Словом, с головой у них все в порядке, и туда, где опасно, они не полезут.
Но мы видим и другое отношение к рыбалке. Может, отчасти это происходит еще и потому, что запрета выезда на лед российское законодательство не предусматривает?
- Это не совсем так. Если разбираться детально, то статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации установлен прямой запрет на движение и стоянку автотранспортных средств (кроме специальных) в границах водоохранных зон. Исключение предусмотрено только для движения транспорта по специально оборудованным дорогам, где могут быть и стоянки, имеющие твердое покрытие.
То есть в пределах водоохранных зон рыбаки, да и не только рыбаки, не имеют права передвигаться на автотранспорте.
- Как формулирует понятие «водоохранная зона» Водный кодекс?
- Это территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный ре-
жим хозяйственной и иной деятельности.
- Какова ширина водоохранной зоны моря?
- Она составляет пятьсот метров.
- То есть автомобили рыбаков должны стоять «на приколе» уже за пятьсот метров от берега той или иной бухты?
- Как я уже сказала, статьей 65 Кодекса установлен прямой запрет на использование автотранспортных средств в границах водоохранных зон. Следовательно, для соблюдения данного требования автомобили должны стоять на «приколе» за пределами такой зоны. К тому же, согласно Водному кодексу РФ, должна быть определена еще и защитная береговая полоса моря, ширина которой определена расстоянием в двадцать метров от линии водораздела - там, где вода соприкасается с берегом. А в статье 6 Кодекса четко написано, что гражданам запрещается выезд на береговую полосу на автотранспортных средствах.
- Выходит, что рыбаки, отправляясь на своих автомобилях на рыбалку, дважды нарушают закон: пересекая и береговую полосу, и водоохранную зону?
- Да, сначала они нарушают статью 6 Водного кодекса РФ, поскольку береговая полоса входит в водоохранную зону, а затем и статью об этих зонах под номером 65, особый режим которых установлен законодательством.
Конечно, береговая полоса, как и сам водный объект предназначены для общего пользования - каждый гражданин вправе здесь находиться и свободно передвигаться, но без автомобилей, мотоциклов и тракторов. Эти механические транспортные средства запрещено подгонять к воде ближе чем на двадцать метров.
Кроме того, хочу подчеркнуть, что граждане и организации при пользовании водными объектами должны соблюдать предусмотренные законом ограничения.
В целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления этих объектов, а также сохранения среды обитания водных биоресурсов устанавливается особый режим использования территорий водоохранных зон. В их границах, как я уже отмечала, запрещаются движение и стоянка транспортных средств <кроме специальных).
В соответствии с частью 18 статьи 65 Водного кодекса РФ установление на местности границ водоохранных зон, а также границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе с использованием специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 3 этих Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №17 от 10 января 2009 года, установление границ в отношении морей или их частей осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами.
- Какая структура в нашем регионе должна устанавливать границы водоохранных зон?
- Эти обязанности возложены на Магаданский отдел водных ресурсов, который является структурным подразделением Ленского бассейнового Управления Федерального агентства водных ресурсов и осуществляет мероприятия по охране морей или их отдельных частей.
На федеральном уровне урегулированы вопросы определения и установления границ водоохранных зон на местности с обозначением их специальными информационными знаками (образцы этих знаков утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 13 августа 2009 года). Однако их реализация на территории области в полной мере не обеспечена, а это в итоге и приводит к тому, что ни граждане, ни юридические лица не информированы о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
- Наверное, и процедура достаточно сложная, и проблем немало, чтобы установить эти границы?
- Процедура, конечно, непростая. Прежде чем установить границы водоохранной зоны, необходимо подготовить мотивированное обоснование или проект определения таких границ. Затем проект нужно защитить и предложить его в Федеральное агентство водных ресурсов, чтобы получить финансирование.
Но как бы то ни было, с какими бы трудностями ни сталкивался наш региональный отдел водных ресурсов, эту работу проводить надо. В противном случае, он не выполняет требования действующего водного законодательства.
Непринятие мер к выполнению возложенных полномочий явилось одной из предпосылок, повлекших массовое нарушение магаданцами пункта 8 статьи 6 Водного кодекса РФ, в соответствии с которой граждане вправе пользоваться только береговой полосой водных объектов для передвижения и пребывания около них, в том числе для спортивного и любительского рыболовства. И, как я уже отмечала, - без использования механических транспортных средств.
Указанные обстоятельства явились основанием к внесению представления в Магаданский отдел водных ресурсов Ленского бассейнового Управления.
- Ирина Анатольевна, кто должен контролировать соблюдение правил пользования морскими водными объектами на территории нашей области?
- В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 18 декабря 2006 года №288 «Об утверждении Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов» внутренние морские воды Российской Федерации являются объектами федерального государственного контроля.
В нашем регионе такие полномочия должен осуществлять отдел по надзору на море по Магаданской области Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу.
- Предъявляет ли этот отдел к нарушителям штрафные санкции?
- Прежде всего скажу, что статья 7.6. КоАП предусматривает денежный штраф за водопользование с нарушением его условий. И граждане, допускающие нарушения требований статей 6 и 65 Водного кодекса РФ в части использования транспортных средств при пересечении береговой защитной полосы для выезда на лед, а также по проезду по водоохранным зонам, несут ответственность в соответствии с вышеуказанной статьей КоАП.
Однако когда мы спросили у руководства отдела, сколько граждан привлечено к ответственности за те или иные нарушения, связанные с водопользованием, нам ответили, что ни одного.
В адрес начальника отдела по надзору на море по Магаданской области Департамента Росприроднадзора прокурор области направил информационное письмо, которым предложено активизировать надзорные функции. Но это не значит, что нужно только привлекать лиц, допустивших нарушения Водного кодекса РФ, к установленной законом ответственности, необходимо также улучшить взаимодействие с органами внутреннего правопорядка и МЧС во избежание случаев гибели людей, выезжающих на автомобилях на лед.
- Почему бы в той же бухте Гертнера не организовать специальный пост, который бы контролировал, чтобы в период рыбалки граждане не отправлялись на машинах в ледяную даль.
- Думаю, что соответствующим органам вполне по силам организовать такой пост. Надзор на море, как я уже говорила, осуществляет отдел Департамента Росприроднадзора, а контроль за соблюдением правил охраны жизни людей - Управление МЧС по Магаданской области. И если бы они скоординировали свои усилия, могли бы действовать сообща.
- Но и самим рыбакам надо бы как-то «повзрослеть» и не проявлять беспечность. Конечно, когда рядом машина, - более комфортно: в любой момент можно согреться, отдохнуть. Но стоит ли рисковать? Жизнь, в конце концов, все же дороже. Весной ведь еще и на льдинах уносит в открытое море и приходится тратить немалые бюджетные деньги на их спасение. Вот и получается, что за «тех, кто в море» платим все мы из своего кармана.
- Поэтому и не стоит рисковать. Приехав на рыбалку, следует оставить автомобиль за пределами двадцатиметровой береговой полосы, раз у нас пока не установлены водоохранные зоны, и идти по льду пешком. Те, кто занимаются зимней рыбалкой в бухте Нагаева, так и поступают. Там, к счастью, подъездных путей к кромке льда нет.
И, как говорится, рыбачьте на здоровье. Никто этого не запрещает, и абсолютно ни в чем требования органов прокуратуры по соблюдению водного законодательства не ограничивают права тех граждан, которые занимаются любительским и спортивным рыболовством.
Интервью взяла Елена ШАРОВА