Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Магаданской области, освоение новых перспективных месторождений - на этом основывается экономика колымского края. В свою очередь, развитие территории напрямую связано с состоянием дорожно-транспортной инфраструктуры.
Наиболее пристальное внимание в последнее время уделяется автодороге Палатка - Кулу - Нексикан - транспортной артерии, ведущей к Наталкинскому золоторудному месторождению.
По федеральной программе в 2010 году здесь продолжится реконструкция, это переходящий объект (262 - 282-й километры), строительство двухпролетного моста через реку Бабай, а также в IV квартале начнется реконструкция моста через реку Аян-Юрях, в ходе которой будет достроен
еще один пролет.
Однако же есть и другие автоартерии нашей области, как обстоят дела на них? Сейчас дорожники преодолели первый этап планирования своей деятельности - содержание автодорог и искусственных сооружений на них. Все ли прошло так, как хотелось бы, и какие еще проблемы существуют
у колымских дорожных предприятий? Об этом рассказывают сегодня их руководители Анатолий Гаврюшенко, Владислав Антонин и Александр Цьопа.
ПЕРСПЕКТИВА БЕЗ ПЛАНОВ
240 километров тенькинской трассы - столько в этом году будет содержать ОАО «Тенькинская дорожная компания», впереди пора торгов и аукционов, где дорожники также надеются выиграть участки ремонта и реконструкции.
- Сейчас мы боремся за то, чтобы и у нас содержание также планировалось на три года, - говорит временно исполняющий обязанности руководителя предприятия Александр ЦЬОПА. - Ведь иначе ничего не спланируешь. Меня убеждают в том, что у нас годовой бюджет, но и в стране тоже годовой, однако есть программа. То есть можно выставить на торги виды работ, например содержание автодорог и искусственных сооружений на них, с ежегодными поправками финансирования (секвестрование или увеличение выделяемых средств). А пока, получается - живем из года в год, не зная, что впереди. Вот представьте: 31 декабря подошел ко мне заслуженный дорожник России и спрашивает, что он будет делать в январе, а я не знаю, выиграем мы торги или нет. Получается, и предприятие не может спланировать свою деятельность, и его работники остаются со своими нерешенными проблемами: кто-то собирается уезжать, у кого-то дети оканчивают школу - людям надо планировать семейный бюджет.
Другая переходящая из года в год проблема дорожников - недостаточное финансирование работ по содержанию, - 40 % от норматива.
- За такие средства можно содержать только пролаз, а обеспечить проезд очень сложно, хотя мы стараемся изо всех сил, - продолжает делиться Александр Александрович.- Эта зима уже заставила нас поволноваться, когда в течение двух недель техника не уходила с перевалов. Из-за низовой метели проехать можно было только вслед за грейдером. А когда он возвращался, то от его работы уже не оставалось и следа. На Чукотке в такую погоду вообще все останавливается до прекращения пурги, только потом начинают заниматься работами. Мы же вынуждены обеспечивать проезд автотранспорта в любую погоду, хотя это неэффективно: грейдер кладет вал, и он тут же заметается метелью.
Если же говорить о сезонных работах, то, по словам руководителя дорожного предприятия, программа 2009 года выполнена успешно. Тенькинская дорожная компания производила реконструкцию участка автодороги Палатка - Кулу - Нексикан на 242 - 262-м километрах, где освоила порядка 25 миллионов рублей. Замечаний по сданному объекту в адрес дорожников не было. Более того, часть тенькинской трассы от Усть-Омчуга в сторону Омчака, которая с 2004 года приравнивалась к пятой категории, сегодня переведена в четвертую. Реконструкция продолжится и в этом году, теперь уже на следующих двадцати километрах, где дорожники Мадауна также надеются принять участие.
- Среднее количество сотрудников сегодня - 80 - 85 человек, - говорит Александр Цьопа. - Для того чтобы работать дальше, в этом году необходимо набрать объектов на общую сумму порядка 90 миллионов рублей, иначе предприятие просто не выживет. Для работы нужна и техника, сегодня мы работаем на грейдерах 1985 - 1986 годов выпуска, практически все они под списанием. Но на ходу они только благодаря чудесам, какие проявляют наши водители и механики. Поэтому остро стоит вопрос их замены, а это опять же приводит к необходимости трехгодичного финансирования программ. Конечно, сегодня существует система лизинга, но нашему предприятию она не по силам, легче взять инвестиционный кредит и купить новый грейдер, но опять-таки - подо что, когда у нас торги на один год?
Помимо родной трассы, дорожники ищут себе работу и на руднике им. Матросова, где есть ряд технологических дорог. Только так можно сохранить специалистов, мадаунцев, тех, кто буквально родился и вырос в кабинах бульдозеров и грейдеров, в этой алогичной ситуации, когда есть перспектива, а планов не построишь.
ДЛЯ НАЧАЛА - ЗИМНИКИ
В 2009 году ОГУДЭП «Среднеканское» укрепило 16 километров асфальта на подъезде к Сеймчану, а проще говоря, дорожники отсыпали обочины на сумму 5 миллионов рублей. Отремонтированы были только особо опасные участки, где края асфальтобетонного покрытия вслед за обочинами ушли в болото. Как сказал директор предприятия Владислав АНТОНИН, это позволит продлить срок службы покрытия, однако автодорога еще нуждается в ремонте.
Кроме того, дорожники решили ежегодную проблему подтопления водонасосной станции на реке Сеймчан. Осенью они завершили работы по регуляции русла реки и укреплению дамбы стоимостью 17 миллионов рублей. Этой весной станцию спасать не придется.
- «Среднеканское» сработало с прибылью, которой хватит до конца зимы, - поделился Владислав Евгеньевич. - Более того, на эти средства нами приобретена техника, в частности погрузчик на 2,7 куба и «уазик» с кузовком для перевозки людей и инвентаря. Он будет использоваться в работах по содержанию автодороги. К нему же был приобретен небольшой ротор для очистки проезжей части мостов от снега. Ну и для восстановления техники уже пришли из Челябинска контейнеры с запчастями к тяжелым грейдерам, чего в Магаданской области днем с огнем не сыщешь, а по пути заказали и запчасти для бульдозеров. Поэтому сегодня, помимо работ по содержанию, мы готовим технику для летнего сезона.
Чем будут заниматься дорожники летом, станет известно только после прохождения аукционов и торгов. На данный момент четко просматривается только содержание автодороги, которое, к сожалению, по финансированию осталось на том же уровне, что и в прошлом году. Естественно, для обеспечения предприятия и тех людей, кто здесь работает, этих средств не хватит, поэтому ОГУДЭП «Среднеканское» готовится к участию в аукционе на реконструкцию тенькинской трассы.
На этот год намечался и зимник в сторону Глухариного, дорожники даже приготовили бульдозеры, сани - весь комплект, который остался еще с советских времен (тогда каждый год строились зимники на Рассоху и Лебединые озера: по ним в эвенские поселения завозились топливо и продукты питания), но, увы, мероприятие по устройству зимника сорвалось.
- Когда говорят о развитии промышленности региона, прежде всего подразумевают и транспортную инфраструктуру, будь то железная дорога или автомобильное сообщение, без этого не может производиться освоение месторождений в полной мере, - сказал Владислав Антонин. - Взять, например, запасы Глухариного месторождения, которые не могут осваиваться. - Там уже начинали строить поселок, возводился панельный дом, была построена школа, но отсутствие стабильного транспортного коридора не дало поселку дальнейшего развития. Есть только водное сообщение из Зырянки, где груз доставляется баржами, но сколько надо аккумулировать средств, чтобы успеть за лето забросить все необходимое. Дорога обязательно должна быть, тогда и инвестиции начнут вливаться в месторождения, которые там находятся. Если я не ошибаюсь, то Среднеканский район сегодня имеет лишь процентов пять своего дохода, остальное - дотации. Экономику можно поднять за счет золотодобычи, тогда будут организованы и предприятия, а вместе с ними и рабочие места. Даже если бы был у нас зимник в сторону Глухариного, то, думаю, туда пошли бы и старательские артели. Ведь многие в свое время пытались там трудиться, но затем бросали - очень дорого им обходилось такое золото. Сейчас вот ООО «Дюамель» наметило там работы, но опять же нужны зимники, а самим им потянуть это будет тяжеловато.
В разговоре о необходимости зимников Владислав Евгеньевич вспомнил и Среднеколымск, который также из-за отсутствия наземного сообщения аккумулирует средства на лето, а ведь там есть угольный разрез, дающий топливо поселку. Будь зимники, этим углем могли бы отапливаться и поселки Среднеканского района. Но, к сожалению, пока Среднеканский район имеет статус медвежьего угла.
Впрочем, и те километры автодорог, что пролегают в районе, сегодня не всегда удовлетворительного качества - ремонта нет. Это основная проблема наших дорог. По-следний раз полотно автодороги Ларюковая - Сеймчан ремонтировалось в 90-х годах, не считая того, что в 2003-м реконструировались 2 километра в районе Лесистого и дополнительно было отсыпано еще 5 километров автодороги. То есть можно сказать, что дорожной одежды на ней практически не осталось, что не только вызывает нарекание, но и приводит к поломке дорожной техники - о выпирающие булыжники стачиваются ножи на отвалах грейдеров. Для того чтобы дорога стала качественной, необходимо отсыпать до 25 сантиметров оптимальной смеси. В по-следние годы среднеканские дорожники растягивают остатки дорожной одежды, но такого покрытия хватает лишь до первого дождя. А значит, дел на дороге еще много, поэтому сегодня предприятие всеми силами старается сохранить штат, ведь настанет время, когда специалисты-дорожники еще пригодятся.
СИНИЦА ДОРОЖНИКОВ
Дорожно-эксплуатационное предприятие-248 (п. Атка) выиграло аукцион на содержание вверенного ему участка федеральной трассы «Колыма», то есть от Гербинского до Яблоневого перевалов. Программа по содержанию рассчитана на три года, общий объем выделенных средств составил 172 миллиона рублей. Ранее подобная программа рассчитывалась на один год. По словам руководителя ДЭП Анатолия ГАВРЮШЕНКО, работой предприятие уже обеспечено, но это объем минимальный.
- Груз проблем, касающихся дорожной отрасли в целом и нашего предприятия в частности, остался прежним, но с решением вопроса содержания автодороги появилась небольшая стабильность, а вместе с ней и уверенность в завтрашнем дне, - говорит Анатолий Михайлович. - Сейчас ДЭП-248 готовится к следующему этапу аукционов и торгов. Есть надежда, что и этот год для нас станет столь же плодотворным, как и предыдущий.
В 2009 году все намеченные объемы и программы аткинские дорожники выполнили успешно и завершили год с прибылью около 2 миллионов рублей. А значит, предприятие выполнило и все социальные обязательства перед сотрудниками.
На вопрос, изменилась ли ситуация с кадрами, Анатолий Гаврюшенко отвечает отрицательно. Конечно, тот факт, что поселок находится далеко от «цивилизации», сказывается на пополнении штата, в частности нет притока молодежи, но особого дефицита в работниках также нет - коллектив стабильный, и, пока есть достаточные объемы, сокращения не планируются.
- Техника также по мере сил и надобности обновляется, с этим вообще проблем нет, - поясняет руководитель предприятия. - Здесь надо действовать с учетом складывающейся ситуации. Если объем работ потребует наращивания сил, то мы на это пойдем. Гораздо труднее найти работу, поэтому остается надеяться, что и в 2010 году удача от нас не отвернется.
Вот уж где действительно синица в руках дороже журавля в небе, хотя, если говорить о наших, колымских, дорожниках, даже синицу порой поймать нелегко.
Безусловно, качество дорог зависит не только от ремонта, но и от их содержания, одна из проблем которого - недофинансирование. Но уже трехгодичная программа данного вида деятельности на главной трассе территории придает уверенность дорожникам в завтрашнем дне, однако касается это, как видим, не всех. Почему же территориальные дороги остаются однолетками?
- Действительно, с этого года федеральный бюджет в части содержания автодорог принят до 2012 года (Федеральный закон № 308-ФЗ от 2 декабря 2009 года «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 - 2012 годов»), то есть подрядчики, занимающиеся данным видом деятельности на ФАД «Колыма», проходить процедуру аукциона по ее содержанию будут раз в три года, - говорит начальник Департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области Сергей Волобуев. - У нас также 16 декабря 2009 года принят областной бюджет на 2010 год, но без планового периода, поэтому основной финансовый документ не позволяет сегодня проводить аукцион среди подрядчиков на ближайшие три года.
Значит, колымским дорожным предприятиям снова придется запастись терпением и оптимизмом до декабря. Может, к этому времени наша областная Дума также обратит внимание
на проблемы дорожных предприятий Колымы, и тогда
им не придется жить от января до января и финансирование все-таки достигнет нормы.
Глеб БОЯРКИН.
"Магаданская правда"