«Лаборатория была создана для помощи в организации доказательной базы судьям, следователям, дознавателям и органам государственного пожарного надзора, – рассказывает исполняющий обязанности начальника лаборатории Иван СЕНЧЕНКО. – Она делится на два сектора: сектор судебных экспертиз и сектор исследовательских и испытательных работ в области пожарной безопасности».
Сектор судебных экспертиз связан непосредственно с расследованием причин пожаров, в том числе с выездами на пожары и фиксацией различных происшествий. После чего по запросам органов следствия и дознания готовятся заключения специалистов о причинах пожара, проводятся судебные пожарно-технические экспертизы.
Сектор исследовательских и испытательных работ больше связан с административной деятельностью органов государственного пожарного надзора. Специалистов этого сектора привлекают для проведения проверок автоматических установок систем: пожаротушения, пожарной сигнализации, систем оповещения управления эвакуации и дымоудаления.
Взгляд изнутри
Справляться с рабочими задачами экспертам помогают несколько лабораторий.
Электротехническая лаборатория. Если есть вероятность того, что пожар произошел по электротехнической причине, например, в результате короткого замыкания, специалисты с помощью специальных приборов в этой лаборатории определяют: короткое замыкание произошло до возгорания, что в 90% случаев является его причиной, либо уже после пожара и причиной быть не может.
Теплофизическая лаборатория. Здесь проводятся огневые работы. В ней есть установки для определения горючести вещественных материалов, а также их огнезащитных свойств.
Химическая лаборатория. Здесь установлены приборы для определения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также твердых сыпучих веществ. Приборы позволяют понять: какая жидкость была использована для совершения поджога – от бензинов до керосинов и дизельного топлива.
Лаборатория «на колесах»
Настоящая передвижная лаборатория – судебно-экспертный автомобиль (СЭА) сектора судебных экспертиз. На нем специалисты лаборатории выезжают непосредственно на место пожара.
Наверху смотровая площадка, откуда ведется фотосъемка. Перевозная дизельная электростанция подает электроэнергию для световых приборов в темное время суток, если надо осветить значительную площадь.
Все оборудовано для удобной работы экспертов. Есть даже умывальник и холодильник. Последний для хранения вещественных доказательств (например, снега с остатками легковоспламеняющейся жидкости).
Судебно-экспертный автомобиль оснащен специальными многофункциональным комплексом «ПирЭкс», оборудованный приборами, которые помогают экспертам установить причину пожара. Одни позволяют определить, где находился его очаг. Другие используются для обнаружения легковоспламеняющихся или горючих жидкостей, если отрабатывается версия поджога.
Кроме того, в помощь экспертам есть переносная лаборатория экспресс-анализа «Антрацит», на случай, если автомобиль не может проехать к месту пожара.
Автомобиль сектора исследовательских и испытательных работ в области пожарной безопасности также укомплектован комплексом специальных приборов. С помощью которых сотрудники лаборатории могут узнать: работает ли пожарная сигнализация, системы пожаротушения и оповещения, а также соответствуют ли они нормативным требованиям.
Почему горит?
Как рассказали специалисты «Испытательной пожарной лаборатории», среди основных причин пожара, с которыми им приходится стакиваться, на первом месте–электротехнические.
Короткое замыкание (температура капель металла при нем свыше 1 000 градусов), токовая перегрузка – когда в одну розетку включены: чайник, плита и телевизор, неполный список того, почему может произойти пожар.
«Был случай с фонарем, который накануне купили и поставили вечером на зарядку. В 4 утра произошло загорание. Сгорел сам фонарик, розетка, выгорели обои, оплавились подоконник и пластиковые трубы системы отопления, из-за чего затопило соседей снизу», – рассказывает начальник сектора исследовательских и испытательных работ Игорь ЛИ.
Второе место занимают поджоги. По этой причине в городе периодически «страдают» автомобили, которые поджигают с применением каких-либо горючих жидкостей.
На третьем месте находится курение. Люди в состоянии алкогольного опьянения курят в постели и засыпают. Как правило, это печально для них заканчивается.
«Теплые» полы
В практике экспертов были очень необычные случаи.
«Пожар в жилом доме на первом этаже. Когда мы приехали на место, в центре кухни разобран пол. Деревянные лаги, из которых он состоял, были обуглены, причем не с внешней стороны, а снизу (изнутри). Женщина, которая там жила, говорила, что в последнее время у нее полы были теплые в этом месте, она чувствовала запах тления от древесины, но не могла понять, откуда. Мы решили посмотреть, что в подвале. Оказалось, что ее сосед там провел свет, проложил провод и случайно пробил его дюбелем. Провод он повредил, но электрическое освещение у него было, поэтому он не обратил внимание. Дюбель вышел через перекрытие и соприкасался с деревянными лагами. Через него проходил ток. Все это нагревалось, тлело и в определенный момент загорелось. Подумаешь, что такого не может никогда произойти, а бывает», – рассказывает Игорь Ли.
Специалисты вспоминают пожар на территории Сусуманского района. Золотодобывающая драга, которая уже длительное время не работала, вдруг загорелась. Туда выезжал эксперт. Установили, что это произошло из-за удара молнии, которая попала в драгу, и горючие материалы, находящиеся там, загорелись.
О тонкостях работы
«Без установления очага пожара (места первоначального возгорания) причину пожара установить невозможно. Очаг нам дает свои признаки, исходя из которых можно определить, почему произошло загорание. Например, закрытое помещение, заставлены окна, двери и очаг пожара внутри. Соответственно, поджога не может быть, потому что доступ был ограничен. Если же не определить очаг пожара, тогда поджог с внешней стороны нельзя было бы исключать, – говорит Иван Сенченко. – Мы всегда устанавливаем причину. Какой бы крупный пожар ни был. Это очень скрупулезная, но интересная работа, которая тебя полностью захватывает, потому что, как правило, пожары не похожи друг на друга, плагиата у нас нет».