Трагедия произошла 18 декабря 2011 году с буровой платформой «Кольская», принадлежащая компании «Арктикморнефтегазразведка». В тот день велась ее буксировка с Камчатки на Сахалин, но во время сильного шторма платформа перевернулась.
Из 67 человек, находившихся на борту, спасти удалось только 14. В числе погибших были жители Мурманской, Магаданской и Сахалинской областей.
Как это было
Самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ) «Кольская» – нефтяная платформа. Общая ее длина – 69,25 метра, ширина – 80 метров, высота корпуса – 8,55 метра у диаметральной линии.
Как сообщает РИА Новости, после завершения предусмотренных контрактом работ по бурению скважины 11 декабря 2011 года началась буксировка СПБУ «Кольская» с точки бурения на Сахалин в порт Корсаков. Она осуществлялась ледоколом «Магадан» и транспортно-буксирным судном «Нефтегаз 55». На борту «Кольской» находилось 67 членов экипажа.
В ночь на 16 декабря погода ухудшилась. Ответственный за буксировку «Кольской» самовольно увеличил скорость движения, пытаясь обогнать циклон. На следующий день на наружной обшивке корпуса установки образовались трещины. К концу дня носовая часть установки накренилась. Экипаж информировал руководство «Арктикморнефтегазразведки» о необходимости спуска опорных колонн на установке для увеличения устойчивости судна и перехода в режим дрейфования, но распоряжений о спуске не последовало.
С 17 по 18 декабря под воздействием шквалистого ветра до 25 метров в секунду и волн высотой до 4–5 метров на платформе сорвало обтекатель носовой опоры. Воды в машинное отделение поступало больше, чем могли откачать насосы. Практически спустя сутки руководство «Арктикморнефтегазразведки» дало указание опустить опорные колонны, но из за крена этого сделать не удалось.
Уже поздно
18 декабря в 9.45 (время местное), вопреки запрету руководства, капитан «Кольской» подал сигнал SOS, но он оказался сильно запоздавшим. Через три часа в 12 часов 46 минут СПБУ «Кольская» опрокинулась и затонула в Охотском море на глубине более 1 000 метров.
В первые часы после происшествия были спасены и подняты на борт 14 человек. Всего за три дня в ходе поисково-спасательных работ было осмотрено около 2,5 тыс. квадратных миль, но работы осложнялись сильным волнением моря и порывистым ветром.
Кто виноват?
По факту аварии было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса РФ. В рамках расследования допрошено около 200 свидетелей, проведено более 60 судебных экспертиз.
В 2015 году в Мурманске начался судебный процесс, который длился чуть меньше двух лет, в уголовном деле – более 70 томов.
В итоге 3 мая 2017 года Первомайский суд приговорил бывших и. о. руководителей компании «Арктикморнефтегазразведка» Бориса Лихвана и Леонида Бордзиловского к шести годам заключения каждого. Отбывать наказание предстоит в колониях поселениях.
Оба подсудимых не признали себя виновными и планируют обжаловать решение.