Этот документ регулирует определенные правила, а самое главное – он защищает интересы пассажиров, устанавливая для них размеры компенсации. Теперь для многих путешественников данная сумма в ряде случаев возрастет до нескольких миллионов рублей.
Новые возможности
Напомним, что с 1929 года наша страна является участницей Варшавской конвенции, которая предусматривает только некоторые правила, касающиеся международных воздушных перевозок.
Монреальская конвенция включает в себя пересмотренный вариант всех документов Варшавской системы, сформулированный в одном международном договоре. Теперь в Воздушный кодекс будут внесены изменения, которые дадут ряд преимуществ не только пассажирам, но и самим авиакомпаниям.
В частности, оформление документов, необходимых для осуществления грузовых перевозок, будет происходить в электронном виде. Теперь помимо письменной формы предъявить претензии к перевозчику на международных линиях можно будет в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
По оценке специалистов Международной ассоциации воздушного транспорта, применение электронного документооборота приводит к суммарной экономии в мировой отрасли грузовых авиаперевозок до 5 миллиардов долларов ежегодно за счет снижения расходов перевозчика.
Сумма возросла
Для пассажиров же подобное вступление предполагает расширение объема и размера ответственности перевозчика. Например, по новым правилам, компенсация будет ограничиваться не половиной стоимости билета, а суммой в 4 150 специальных прав заимствования – СПЗ (332 тыс. рублей).
Размер компенсации в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки перевозчиком багажа ограничивается суммой 1 000 СПЗ (около 78 тыс. рублей) в отношении каждого пассажира. Ранее же эта сумма не превышала 600 рублей за 1 кг (для багажа) и 11 000 рублей для ручной клади.
Размер компенсации в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира ранее не мог составлять более 2 млн руб. Монреальская конвенция повышает предел почти в 4 раза, только если он не превышает 100 000 СПЗ на каждого пассажира (около 7,8 млн рублей). Сумма компенсации родственникам жертв авиакатастроф может также вырасти с нынешних 2 млн рублей до почти 9 млн рублей.
Поменялся период
Изменяется и период, во время которого перевозчик несет ответственность за вред, происшедший в случае смерти или телесного повреждения пассажира и его багажа. Сегодня он длится с момента прохождения пассажиром предполетного досмотра и до момента, когда пассажир под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром. В новой редакции это время будет сокращено и действовать только с момента нахождения пассажира на борту воздушного судна, а также период посадки и высадки.
Есть но…
В настоящее время участниками Монреальской конвенции являются более 120 стран. При присоединении Россия оставила за собой право о ее нераспространении на международные воздушные перевозки, выполняемые в некоммерческих целях и перевозку лиц, груза и багажа, осуществляемую для военных целей.