Приравняли к «материку»
С 27 марта по стране прокатилась волна стачек против системы «Платон». Несмотря на решение правительства продлить льготный дорожный сбор и повысить его только на 25%, водители большегрузов этой уступки не оценили. В списке требований бастующих начали появляться и политические, вплоть до отставки правительства.
Магаданские водители не бунтуют и пока ограничиваются только претензиями экономического характера, хотя как раз именно на федеральной трассе «Колыма» им действительно приходится платить за воздух. Ведь система «Платон» – это возмещение ущерба за порчу большегрузами дорожного покрытия. При этом само собой разумеется, что трасса действительно покрыта асфальтом. Однако что мы видим? «Покрытие существует только до Палатки, а дальше только направление», – отметил депутат Гордумы Александр Нестерович, который выступал со стороны грузовладельцев.
Не учитываются законом и наши суровые природные условия. «Мы полгода платим «Платон» ни за что, потому что с октября до апреля дорога – монолит, она не изнашивается», – подчеркнул директор ООО «ТЭК Росавто» Борис Мельник. И даже сейчас апрель, а у нас в районах до -30 и на дорогах толща снега.
А теперь цифры. Во сколько обходится дальнобойщикам путешествие с «Платоном»? Считаем по 1,5 руб. за км, по старой расценке. Расстояние до Сусумана и обратно???– 1???200 км. 1???200?1,5???= 1800 руб. за один рейс. В среднем туда везется 250 000 тонн груза, это примерно 10 тысяч рейсов. В результате, 1???800?10???000=18 млн руб.
И что бы там ни говорили, никакое избавление от транспортного налога не может сравниться с этой суммой, поскольку первый обходился бы перевозчикам почти в 6 раз дешевле. И еще одна немаловажная деталь: транспортный налог поступает в бюджет субъекта, а «платоны» идут в Москву…
Руководитель управления дорожного хозяйства и транспорта Министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи МО Сергей Ерохин прокомментировал ситуацию так: «Необходимо внесение изменений в №???257-ФЗ. Но, честно говоря, я не вижу, каким образом правительство пойдет на то, чтобы убрать «Платон» у нас».
Но таких радикальных мер колымчане и не требуют. «От «Платона» мы не отказываемся, но нужно учитывать сезонность. Сделайте нам дорогу, и мы будем платить»,???– таков был основной посыл участников встречи.
На два не делится
«Платон», конечно, бьет по карману, но еще не менее остро стоит проблема с перевозкой топлива, – обратился к депутату Госдумы Сергей Ерохин. – Топливо отнесено к делимому грузу, а перевозка такого груза свыше 44 тонн не допускается. Летом прошлого года у нас было проведено совещание при губернаторе, который направил обращение председателю правительства, чтобы увеличить этот максимальный вес. Но, к сожалению, дело не двигается, ответа нет...».
Этот резко возникший запрет просто вынуждает перевозчиков работать себе в убыток: для предпринимателей маленькие емкости нерентабельны. И что делать с большими «бочками» в количестве 200 штук, которые бегают по Магаданской области,???– выбросить на помойку? Заполнять цистерны наполовину тоже нельзя???– нарушится калибровка. Как итог – заносы, переворачивание, ДТП.
Участники встречи рассуждают: допустим, завезли мы все-таки маленькие емкости, но где взять кадры для них в условиях тотального дефицита водителей и перевозчиков? Как выразился один из предпринимателей, «артельщики уже сейчас бегают выпучив глаза и не могут найти машину». «На сегодняшний день, если остановить большие цистерны, то промсезон встанет», – такой неутешительный прогноз вынес Борис Мельник.
Задача таких странных с виду законов – разгрузить автотрассы и перенаправить поток грузов на железную дорогу. Однако где Колыма и где железная дорога? Опять всех под одну гребенку! А может, законотворцы черпают познания о Крайнем Севере в интернете? Там можно найти и поезда на Магадан, и даже билеты на них…
«Правительство должно зубами выгрызать наверху решение», – считают руководители автопредприятий и приводят в пример Якутию, где губернатор решил вопрос – нет ограничений на перевозку топлива, к тому же и дороги там гораздо лучше, чем у нас. Именно туда сейчас утекают наши магаданские кадры. Опять же, Салехард (Ямало-Ненецкий округ) на региональном уровне выдает разрешения на перевозку больших объемов топлива. Что нам мешает сделать так же?..
Дорога в никуда
По словам Сергея Ерохина, за год система «Платон» принесла в местный бюджет 20 млн 400 тыс. руб. – их потратили на обновление дорожной техники. Однако на вопрос «когда же наконец начнется асфальтирование федеральной трассы?» руководитель Упрдора ответить затруднился. «Платон» взимается, а на создание покрытия не выделяется ничего. Этих 20 млн руб. хватило бы только на 1 км дороги. Итак, 600???км = 600 лет?..
Между тем миллиарды, которые так нужны именно здесь и сейчас, вкладываются в какие-то сомнительные проекты – например, строительство дороги «Омолон – Кубака», которая якобы должна обеспечить инфраструктуру для новых ЛЭП, пока даже не существующих. На бумаге весь этот долгострой называется «развитием северной части территории», его цель???– подтянуть энергосистему к Чукотке. Однако водители с горькой иронией называют проект «дорогой в никуда». Темпы строительства???– 21 км в год. К тому времени, как дорога будет завершена, первая половина ее придет в негодность. Вероятно, в этом объекте заключено какое-то таинственное стратегическое значение, ведомое только посвященным в Кремле. Пока представители местных властей только разводят руками.
Достучаться до небес
«Самая большая проблема – это непонимание центра, где мы, а где они», – на этом сошлись во мнении все участники встречи. Оксана Бондарь пообещала донести суть претензий до ответственных лиц, хотя призналась, что предыдущий опыт общения с экс-заместителем Минтранса Евгением Москвичевым оказался неудачным.
Да и опыт прошлых лет безуспешной борьбы с «Платоном» подсказывает, что отступать власти не намерены. Система запущена, деньги на нее потрачены, а ничем особенно страшным протесты водителей не грозят. Потому есть риск, что в нашем случае вся тяжесть проблем может лечь сугубо на плечи грузополучателей, среди которых и бюджетные организации. Либо, чтобы хоть как-то выжить, придется всем негласно нарушать закон. Таков неутешительный вывод, который можно сделать по итогам беседы.
…И конечно, в тему протеста нельзя было не спросить депутата Госдумы и про массовые митинги 26 марта, прокатившиеся по стране: каким было ощущение того дня, когда на Пушкинскую площадь собрались протестующие? Парил ли над Москвой мятежный дух? Чувствовалось ли всеобщее возбуждение? Возможно, это вестники грядущих перемен?.. Оксана Андреевна о происшедшем отозвалась весьма сдержанно:
«У нас митинги никто не отменял, есть такое право – выходить на митинги, высказывать свое мнение. Другое дело, что они должны быть санкционированы, утверждены. Вы знаете, что в Москве проходил митинг в несанкционированном месте. Было предложено провести мероприятие либо в Сокольниках, либо в районе Марьино, но участники пришли на Пушкинскую площадь, и есть также сведения (в официальных комментариях пресс-секретаря президента), что молодежи было предложено денежное вознаграждение, если они будут задержаны полицией. Молодежь вела себя вызывающе, мы видели кадры в интернете, где был избит полицейский и получил травмы. Вот на что был нацелен этот митинг.
Я в этот день ходила в театр неподалеку от пл. Пушкина, буквально в 200 метрах от места событий шла спокойная культурная жизнь. На площадь пришла молодежь, объединенная через интернет-сети, а на улицах Москвы было все как обычно. Кто как планировал этот день, так он и прошел…».
«ВМ» отмечает, что слухи о подкупе молодых людей на выступлениях против коррупции в 88 городах России официально не были подтверждены. Всего на прошедших митингах в России было задержано более 1,5 тыс. человек, в том числе женщины, дети и попросту случайные прохожие.